|
Застенчивость: как мы взращиваем ее в ребенке.Автор статьи: Генберг Екатерина Анатольевна
Этого не делают ни птицы, ни звери, ни насекомые; только люди поступают так со своими детьми. Они формируют у детей застенчивость. И делают это, либо незаслуженно (хотя ярлыки заслуженными и не бывают) навешивая ярлык застенчивого, либо оставаясь нечувствительными к застенчивости, когда она действительно проявляется, либо создавая условия, предрасполагающие к возникновению застенчивости. Иногда эти действия неумышленны. Давно известно, что застенчивым ребенок не рождается, он им становится. Где? Чаще всего в семье. Как это просходит? А вот с этим давайте разбираться. Легко сказать "Застенчивость возникает дома". Но далеко не всегда очевидно, какие факторы семейной среды в наибольшей степени влияют на зарождение застенчивости. К тому же нельзя не считаться и с тем фактом, что одни дети легко впадают в состояние "застенчивого", а некоторым "море по колено" и своей уверенности они не теряют ни при каких обстоятельствах. Вообще в основе застенчивости, как известно,лежит низкая самооценка. Также неспорим факт, что родители для ребенка являются авторитетом. Непререкаемым. У детей, особенно дошкольников, одна правда - родительская. Раз родители сказали, значит,так и есть. Ведь ребенок не знает ни то, как мир устроен, ни то, кто в этом мире прав, ни то, как себя вести в этом мире. Вот и впитывают как губки все,что говорят родители. А что порой говорят родители!? Вот-вот))) В моей практике работы в школе была учительница - типичная серая мышка. Типичней не придумаешь: и голос тихий-тихий, детей боится, такое ощущение, что на уроках у нее одно желание - залезть под стол от великого смущения. И ведь ее становится жаль, когда ты понимаешь, что из-за своей застенчивости человек все прелести и прекрасы нашей жизни пропускает. Она их просто не видит! Она же стесняется! Однако, у нее хватило-таки смелости поговорить об этом со мной. Как выяснилось, в детстве ей очень нравились танцы. Она хотела танцевать, постоянно крутилась у зеркала, придумывая собственные тацевальные движения, однажды попросила маму отвести ее в танцевальный кружок. На что мама дала очень, с ее точки зрения, объективный и убедительный отказ: " У тебя слишком широкая кость, ты будешь тяжело смотреться на сцене". Порой жесткости родительских слов поражаешься! Маме бы так сказали. В подростковом возрасте мама постоянно напоминала девочке о прыщах, а также о том,чтобы она не забывала мыть лицо с мылом, дабы от этих прыщей избавиться. Со слов клиентки,они с мамой жили вдвоем, мама была очень властная и волевая женщина, которая считала, что решения дочери должны пройти материнскую цензуру. Проходили далеко не все. К тому же девочкой она была очень чувствительной, и темперамент переняла явно не мамин.Но поняла она это только во взрослом возрасте, когда увидела свою проблему окончательно. Хорошо, что поняла проблему и решилась пойти к специалисту (кое-какие зачатки уверенности в себе все же дремали, видимо). Это была история о том, как мама собственными действиями вырастила в дочке застенчивость. А теперь настала очередь родительских примеров. Есть папа, который ну совсем не самостоятельный, такая стандартная тихая личность, одетая серо и старо, которая бросается в глаза своей неброскостью, неухоженностью и неуверенностью. Как вы думаете, какой сын будет у такого папы? 90% - такой же тихоня. Особенно если мама такая же. Никто не спорит, родители- умнейшие, интеллигентные и очень хорошие люди, но сказать о себе громче, чем шепотом, боятся. Все делают, чтобы не привлекать к себе внимания. А как трясутся за сына: "Как он пойдет в сад/школу? Сейчас такие дети бешеные. Нет, наш не такой. Он у нас хороший, умный, добрый мальчик, его так легко обидеть!". Примерно в таком русле все рассуждения. Конечно, легко, вы за себя постоять не можете, поэтому и ребенка научить этому не способны. А почитайте выше. Я писала, что родители автортетны для ребенка. А еще ребенок подражает их поведению. А что ему еще делать? Родители - живой пример взаимодействия человека с социумом, да еще такой значимый для ребенка. Иногда, кстати, стеснительность формируется в стенах школы. Но опять же не без помощи родителей. Часто в школе встречаются детки, которые боятся выступать у доски, поднимать руку. Они боятся ошибки и осуждения. Такого бы ребенка хвалить за малейший успех и подбадривать, но учитель может сказать что-то типа "У тебя каша во рту? Говори понятней/громче/четче". И ребенок сказать совсем ничего не может. А дома в спокойной обстановке все сделает, и скажет, и покажет. Вот тут важна и позиция мамы в том числе. А как мама относится к его проблеме? Принимает она ее? Вообще, способна увидеть проблему эту? Если нет, то печально все для ребенка. Он сам обозначить не может, отчего ему страшно, а мама и учитель не слышат! Не слышат совсем! Вот он и замкнется, спрячется, ведь не остается ничего больше. Или, например, первоклассник. Плохо пишет, вертится, с трудом удерживает внимание, не может решить примеры или списать правильно буквы. Нужное подчеркнуть, короче. И учитель толдычет и ему, и маме о том, какой ОН плохой и неудачливый, даже больше, неуспешный. Не про поступки говорят, а про личность ребенка в целом.А дома мама еще продолжит : "Руки-крюки", "Неряха", "Растяпа". Она же как лучше хочет, переживает за него, расстраивается, а он не видит. Ноо... Благими намерениями выложена дорога в ад. В этом случае ад для ребенка. А как еще назвать низкую самооценку и осознание того, что ты ни на что не способен с точки зрения таких компетентных взрослых. Что тут хочется сказать? Не вешайте на детей ярлыки, им плохо от этого. Как и любому человеку. Лучше попробуйте понять. Дети - не взрослые, как мы они жить еще не умеют и все наши слова воспринимают буквально. Хотя я могу сказать с уверенностью, что в каждом правиле есть исключения. Некоторая доля стеснительности и осторожности в норме проявляется у большинства детей в возрасте от полугода до 2,5-3 лет. Здесь наоборот, тревожным звоночком является отсутствие этой "базовой", я бы сказала, осторожности при контакте с незнакомыми. Дело в том, что в этом возрасте ребенок учится отличать "своих" от "чужих". От природы, как говорится, никуда не денешься. Поэтому каждый чужой человек для ребенка представляется опасным. Но при правильном реагировании родителей такая застенчивость проходит сама, ребенок ее перерастает. В один прекрасный момент он начинает видеть, что мама адекватно реагирует на другого человека, что взрослый не кусается и не желает ребенку плохого. Ребенок перестает стесняться. Хотя и не сразу. Элементы стеснения при незнакомом человеке или в незнакомой обстановке могут сохраняться на протяжении всего дошкольного детства, а иногда захватывают и младший школьный возраст. Но если эта застенчивость проходит довольно быстро, ребенок в течение нескольких минут привыкает к новому и перестает стесняться, то такое поведение не должно вызывать опасений. Это нормальная реакция любого человека на новое. Просто в отличие от взрослого, ребенок пока не умеет контролировать свои реакции. Потому и стесняется. Вообще, на мой взгляд, детскую стеснительность проще предупредить. Как? Очень просто и в то же время сложно! Нужно научится чувствовать своих детей. Чувствовать, где на него можно поднажать и заставить, а где необходимо под крылышко спрятать и постоять за него, показать ему, что отстаивать свою точку зрения нормально. Мне кажется, чувствовать своих детей, адекватно реагировать на их проблемы могут только самодостаточные, уверенные в своих силах взрослые. Родитель, который верит в себя, в миллион своих возможностей, по умолчанию будет верить в своего ребенка. Родитель, понимающий себя, свой внутренний мир, естественным образом поймет и прочувствует мир своего ребенка. Родитель, который живет интересно и с удовольствием (в хорошем смысле этого слова) сможет передать ребенку свою открытость миру и новому. Поэтому давайте начнем с себя! А дети... дети за нами потянутся))) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|