Застенчивость: как мы взращиваем ее в ребенке.

Этого не делают ни птицы, ни звери, ни насекомые; только люди поступают так со своими детьми. Они формируют у детей застенчивость. И делают это, либо незаслуженно (хотя ярлыки заслуженными и не бывают) навешивая ярлык застенчивого, либо оставаясь нечувствительными к застенчивости, когда она действительно проявляется, либо создавая условия, предрасполагающие к возникновению застенчивости.

Иногда эти действия неумышленны.

Застенчивость как мы взращиваем ее в ребенке

Давно известно, что застенчивым ребенок не рождается, он им становится.

Где?

Чаще всего в семье.

Как это просходит? 

А вот с этим давайте разбираться.

Легко сказать "Застенчивость возникает дома".

Но далеко не всегда очевидно, какие факторы семейной среды в наибольшей степени влияют на зарождение застенчивости. К тому же нельзя не считаться и с тем фактом, что одни дети легко впадают в состояние "застенчивого", а некоторым "море по колено" и своей уверенности они не теряют ни при каких обстоятельствах.

Вообще в основе застенчивости, как известно,лежит низкая самооценка. Также неспорим факт, что родители для ребенка являются авторитетом. Непререкаемым. У детей, особенно дошкольников, одна правда  - родительская. Раз родители сказали, значит,так и есть. Ведь ребенок не знает ни то, как мир устроен, ни то, кто в этом мире прав, ни то, как себя вести в этом мире. Вот и впитывают как губки все,что говорят родители. А что порой говорят родители!?  Вот-вот)))

В моей практике работы в школе была учительница - типичная серая мышка. Типичней не придумаешь: и голос тихий-тихий, детей боится, такое ощущение, что на уроках  у нее одно желание - залезть под стол от великого смущения.  И ведь ее становится жаль, когда ты понимаешь, что из-за своей застенчивости человек все прелести и прекрасы нашей жизни пропускает. Она их просто не видит! Она же стесняется! 

Однако, у нее хватило-таки смелости поговорить об этом со мной. Как выяснилось, в детстве ей очень нравились танцы. Она хотела танцевать, постоянно крутилась у зеркала, придумывая собственные тацевальные движения,  однажды попросила маму отвести ее в танцевальный кружок. На что мама дала очень, с ее точки зрения, объективный и убедительный отказ: " У тебя слишком широкая кость, ты будешь тяжело смотреться на сцене". Порой жесткости родительских слов поражаешься! Маме бы так сказали.

В подростковом возрасте мама постоянно напоминала девочке о прыщах, а также о том,чтобы она не забывала мыть лицо с мылом, дабы от этих прыщей избавиться. Со слов клиентки,они с мамой жили вдвоем, мама была очень властная и волевая женщина, которая считала, что  решения дочери должны пройти материнскую цензуру. Проходили далеко не все. К тому же девочкой она была очень чувствительной, и темперамент переняла явно не мамин.Но поняла она это только во взрослом возрасте, когда увидела свою проблему окончательно. Хорошо, что поняла проблему и решилась пойти к специалисту (кое-какие зачатки уверенности в себе все же дремали, видимо).

Это была история о том, как мама собственными действиями вырастила  в дочке застенчивость.

А теперь настала очередь родительских примеров.

Есть папа, который ну совсем не самостоятельный, такая стандартная тихая личность, одетая серо и старо, которая бросается в глаза своей неброскостью, неухоженностью и неуверенностью.

Как вы думаете, какой сын будет у такого папы?

90% - такой же тихоня. Особенно если мама такая же. Никто не спорит, родители- умнейшие, интеллигентные и очень хорошие люди, но сказать о себе громче, чем шепотом, боятся. Все делают, чтобы не привлекать к себе внимания. А как трясутся за сына:  "Как он пойдет в сад/школу? Сейчас такие дети бешеные. Нет, наш не такой. Он  у нас хороший, умный, добрый мальчик, его так легко обидеть!". Примерно в таком русле все рассуждения. Конечно, легко, вы за себя постоять не можете, поэтому и ребенка научить этому не способны. А почитайте выше. Я писала, что родители автортетны для ребенка. А еще ребенок подражает их поведению. А что ему еще делать? Родители - живой пример взаимодействия человека с социумом, да еще такой значимый для ребенка.

Иногда, кстати, стеснительность формируется в стенах школы. Но опять же не без помощи родителей. Часто в школе встречаются детки, которые боятся выступать у доски, поднимать руку. Они боятся ошибки и осуждения. Такого бы ребенка хвалить за малейший успех и подбадривать, но учитель может сказать что-то типа "У тебя каша во рту? Говори понятней/громче/четче". И ребенок сказать совсем ничего не может. А дома в спокойной обстановке все сделает, и скажет, и покажет.

Вот тут важна и позиция мамы в том числе. А как мама относится к его проблеме? Принимает она ее? Вообще, способна увидеть проблему эту? Если нет, то печально все для ребенка. Он сам обозначить не может, отчего ему страшно, а мама и учитель не слышат! Не слышат совсем! Вот он и замкнется, спрячется, ведь не остается ничего больше.

Или, например, первоклассник. Плохо пишет, вертится, с трудом удерживает внимание, не может решить примеры или списать правильно буквы. Нужное подчеркнуть, короче. И учитель толдычет и ему, и маме о том,  какой ОН плохой и неудачливый, даже больше, неуспешный. Не про поступки говорят, а про личность ребенка в целом.А дома мама еще продолжит : "Руки-крюки", "Неряха", "Растяпа". Она же как лучше хочет, переживает за него, расстраивается, а он не видит. Ноо... Благими намерениями выложена дорога в ад. В этом случае ад для ребенка. А как еще назвать низкую самооценку и осознание того, что ты ни на что не способен с точки зрения таких компетентных взрослых.

Что тут хочется сказать? Не вешайте на детей ярлыки, им плохо от этого. Как и любому человеку. Лучше попробуйте понять. Дети - не взрослые, как мы они жить еще не умеют и все наши слова воспринимают буквально.

Хотя я могу сказать с уверенностью, что в каждом правиле есть исключения. Некоторая доля стеснительности и осторожности в норме проявляется у большинства детей в возрасте от полугода до 2,5-3 лет.  Здесь наоборот, тревожным звоночком является отсутствие этой "базовой", я бы сказала, осторожности при контакте с незнакомыми.

Дело в том, что в этом возрасте ребенок учится отличать "своих" от "чужих". От природы, как говорится, никуда не денешься. Поэтому каждый чужой человек для ребенка представляется опасным. Но при правильном реагировании родителей такая застенчивость проходит сама, ребенок ее перерастает. В один прекрасный момент он начинает видеть, что мама адекватно реагирует на другого человека, что взрослый не кусается и не желает ребенку плохого. Ребенок перестает стесняться. Хотя и не сразу. Элементы стеснения при незнакомом человеке или в незнакомой обстановке могут сохраняться на протяжении всего дошкольного детства, а иногда захватывают и младший школьный возраст. Но если эта застенчивость проходит довольно быстро, ребенок в течение нескольких минут привыкает к новому и перестает стесняться, то такое поведение не должно вызывать опасений. Это нормальная реакция любого человека на новое. Просто в отличие от взрослого, ребенок пока не умеет контролировать свои реакции. Потому и стесняется.

Вообще, на мой взгляд, детскую стеснительность проще предупредить. Как? Очень просто и в то же время сложно! Нужно научится чувствовать своих детей. Чувствовать, где на него можно поднажать и заставить, а где необходимо под крылышко спрятать и постоять за него, показать ему, что отстаивать свою точку зрения нормально.

Мне кажется, чувствовать своих детей, адекватно реагировать на их проблемы могут только самодостаточные, уверенные в своих силах взрослые. Родитель, который верит в себя, в миллион своих возможностей, по умолчанию будет верить в своего ребенка. Родитель, понимающий себя, свой внутренний мир, естественным образом поймет и прочувствует мир своего ребенка. Родитель, который живет интересно и с удовольствием (в хорошем смысле этого слова) сможет передать ребенку свою открытость миру и новому.

Поэтому давайте начнем с себя! А дети... дети за нами потянутся)))



Просмотров: 389
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Легко сказать: "вот сейчас как изменюсь, и человек меня полюбит!"...
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Мама, скажи, что я у тебя красавица" (нелюбовь к телу как результат нарушения идентификации)
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Как жаль, что вы мои родители!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь