Что такое убеждения и зачем они нам нужны?

Автор статьи: Александр Журавлев


Как возникает родник? Он пробивается сквозь землю, образуя небольшой водоем с бьющей вверх струйкой воды. И по мере того, как воды становится все больше и больше, водоем растет и утекает ручьем вдоль деревьев и кустарников, заполняя низины и огибая холмы. Множество препятствий встречает на своем пути водяной поток. Множество извилистых рукавов создает из него, окружающая природа: одни широкие и тихие, другие бурные и стремительные, третьи извилистые и многообразные. И каждый берег — это опора движению жизни, и каждый камень в русле — это глубина и скорость бытия.

Реки и ручьи — это наши мысли: потребности, желания и мотивы. Берега — это и есть наши убеждения, границы возможного и невозможного, доступного или запретного. Берега-убеждения могут быть широкими, могут быть неприступными и извилистыми, а могут быть прямыми и бескомпромиссными. Наши мысли и потребности текут ровно в тех границах, которые определили наши убеждения. Без убеждений невозможно существование, ведь это опора нашей жизни. Именно они определяют наше мировоззрение, поведение, стратегии, эмоциональное состояние, т.е. создают суждения об окружающим мире и в нем же нас ведут. Они делают это автоматически, так как, часто просто не осознаются. Работа нашего мозга — это движение энергии по огромному количеству рек каналов и ручьев, это невероятное сплетение нейронных связей. Эта причудливая карта делает нас тем самым уникальным человеком, которым мы являемся. Наш мозг на протяжении жизни создает множество автоматических программ и правил, которые исполняют наши желания, которые определяют для нас все в этом мире, и, в том числе, кто мы для этого мира.

Убеждения начинают формироваться еще до нашего рождения и продолжают формироваться и трансформироваться всю жизнь. В детстве убеждения формируются особенно активно, так как — это период бурного процесса обучения. За отсутствием критического опыта, информация и правила попадают в голову ребенку практически без препятствий, и прочно обосновываются в глубине подсознания. Так, правила или причинно-следственные связи формируются в нас, в том числе и на детском незрелом уровне, и очень прочно запоминаются.
Этот процесс имеет огромное значение. Ведь автоматическое мышление дает нам возможность здорово разгрузить сознание. Поставить на автопилот: «Зеленый — иди. Красный — стой!», «Старший — всегда прав», «Меня любят, когда я делаю то, что мне говорят», «Мир любит меня таким, какой я есть»
Заметьте, что несколько примеров убеждений довольно двусмысленны, особенно с точки зрения взрослого человека. Слушаться старших дошкольнику, наверное, стоит, но взрослому человеку необходима инициатива и творчество для личностного роста. Кстати, последнее утверждение — тоже убеждение, притом субъективное.
Вот мы и добрались до конфликта, которые обсуждают различные философские и психологические направления многие годы!
Нужны ли нам убеждения, стереотипы, штампы, условные рефлексы? Или надо развивать осознанность и нещадно с ними бороться?
Природа придумала все просто и сложно одновременно. Почему просто? Потому что у каждого явления есть две стороны — положительная и отрицательная. Каждое явление может быть добром и злом в разных контекстах. Почему сложно? Потому, что очень непросто мыслить полутонами, быть гибким и сохранять баланс. 
Убеждения принято разделять на 2 вида: Поддерживающие — то есть дающие нам ресурс и развитие в данный момент времени и Ограничивающие — то есть являющиеся барьером на пути к цели, либо ведущие к негативным эмоциям и состояниям.
Замечу, что все эта классификация справедлива только в конкретно взятый период.
Ведь любое наше убеждение или правило образовалось с положительным намерением. Просто оно могло устареть, утратить актуальность или не подходить к данной ситуации.
Убеждение «Ничего не делать без разрешения» могло очень прочно войти в жизнь человека, особенно если оно подкрепилось наказанием в 3 года. И тогда, чтобы сохранить любовь и физическую целостность, это убеждение было полезным. Но в 14-17 лет, когда он принимает решение кем быть, но при этом способен слушать только окружающих, но не себя (это было запрещено им самим в 3 года), может повернуть жизнь негативным образом.
А вот обратная ситуация. Убеждение «я доверяю людям» - может вести нас к цели, а может подвести под манипуляцию. Встречались вам такие добрые и доверчивые люди?

Что же делать со столь непростой ситуацией? Учить, лечить или оставить все как есть?
Мой ответ и то и другое и третье. Знание о себе, о работе своего тела и мозга, психологическая грамотность - это важнейшие знания для человека. На мой взгляд умение управлять своими состояниями, понимать и корректировать свое поведение, ставить и достигать цели — важнее, чем уметь решать дифференциальные уравнения. Для большинства.
Благодаря своим убеждениям и ценностям человек уникален, и создает творческое многообразие этого мира. Важно принимать себя и окружающих такми, какие они есть! В этом есть сила!
А когда же «лечить», то есть менять, уничтожать, трансформировать убеждения?
По запросу и только по запросу! Здесь важно желание самого человека. Если что-то не устраивает, если человек желает что-то, но не получает, если существуют препятствия в своей личной или профессиональной сфере, тогда нужна терапевтическая работа. Именно терапевтическая, потому, что убеждения, как я говорил — это опора нашей жизни и нашего опыта. Каждый стереотип нужен или был нужен когда-то. И он, наверняка, все еще работает. Засыпав один приток реки (обесценив/разрушив верование человека во что-то) мы получаем отклик всей системы — где-то вода выйдет из берегов. Поменять верование, трансформировать убеждение, расширив берега, углубив дно или проложив новое русло — задача особая и, на мой взгляд должна проводиться профессионалом.
Вспомните советский период, когда пытались пустить реки вспять. Что из этого вышло?
Человек — это сбалансированная экосистема, в том числе и на уровне убеждений, ценностей и критериев.
Все они важны. Но бывают ситуации, когда их следует осознать, подстроить, переопределить, чтобы выйти в океан новых возможностей и достижений!



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как формируются наши убеждения и что возможно с ними сделать
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Наши ограничения - что это, оковы или ресурс?
  • Почему нам важно уметь ставить фильтры в своей жизни и как это влияет на наш жизненный баланс
  • Я! Я есть! Что Я есть? Пустые ли это звуки?
  • Расщепление, или Почему нам сложно принимать людей такими, какие они есть
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь