Психолого-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения социальных сирот

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ ПРИ УЧАСТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Современные тенденции модернизации образования, проявляющие в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель обуславливают необходимость оказания квалифицированной помощи обучаемому в образовательном процессе. Такой помощью может служить педагогическое сопровождение развития личности ребёнка.

Под педагогическим сопровождением жизненного самоопределения в системе среднего профессионального образования будем понимать систему организованной деятельности, способствующей включению индивида в социальные отношения путём осуществления психолого-педагогической практики.  Объективно ощущается потребность в сопровождении жизненного самоопределения выпускников интернатных учреждений, продолжающих своё обучение в  организациях среднего профессионального образования, находящихся в трудной жизненной ситуации, со стороны взрослого (педагога, психолога, наставника) из-за особенностей развития личности данной категории (ранняя депривация, неблагополучная социальная среда, внесемейное воспитание и т.д.). При этом главным является создание необходимых педагогических условий в современном образовательном процессе.

Эффективность педагогического сопровождения жизненного самоопределения выпускников интернатных учреждений в системе среднего профессионального образования повышается, если ее участниками являются не только педагогические работники образовательного учреждения, но и представители общественных организаций, оказывающих разностороннюю поддержку выпускникам интернатных учреждений в системе организованного педагогического взаимодействия. Роль общественных организаций при этом заключается в предоставлении социально значимых услуг как средств реализации педагогических условий, позволяющие выпускнику приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации в обществе.

В Липецкой области ведется активная работа по сопровождению сирот при участии деятельности общественных организаций. Так в 2009 году создана Липецкая областная общественная организация поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Становление» (ЛООО «Становление»). Цель данной организации является совершенствование системы социальной адаптации в обществе выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа [3, с. 3].

В ходе психолого-педагогической работы на базе профессиональных образовательных организаций г. Липецка с выпускниками из числа сирот использовались методики, направленные на изучение ценностно-смысловой и мотивационной личностной и когнитивной сферы социальных сирот.

В рамках проведённого эмпирического исследования выявлены проблемы взросления детей-сирот, источником которых являются травмирующие факторы предшествующего депривационного детского опыта. В свою очередь это препятствует полноценному целостному становлению личности выпускника.

Динамика определения жизненного самоопределения показала, что у социальных сирот наблюдается неадекватная самооценка – 78%, враждебность по отношению к окружающим – 50%, агрессивность – 45,5%. В начале эксперимента у испытуемых отмечается высокий рейтинг ценности материального достатка, развлечений. Незначительное место занимают работа и учеба.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили предположение о том, что в рамках традиционной системы воспитания в образовательном процессе недостаточно эффективно происходит развитие жизненного самоопределения подростков – социальных сирот.

Определяющим педагогическим условием выступает приобретение социально-профессионального опыта сиротами в реальной деятельности, которое достигается включением учащегося в волонтёрскую социально значимую практику в ходе профессиональной ориентационной работы социальных  педагогов, педагогов-психологов среднего профессионального образования в сотрудничестве  со специалистами ЛООО «Становление». Данная работа предполагает включение выпускников из числа социальных сирот в активную учебно-профессиональную деятельность, производственную работу на местах практики города.

Таким образом, в результате обеспечения педагогических условий реализации данной модели активизируются психологические механизмы личности выпускника сироты, формируются позитивные стили жизненного самоопределения, включающие успешную адаптацию в социальной среде, активную учебно-профессиональную деятельность, усвоение стандартов поведении в межличностных отношениях.

 Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Важнейшим направлений работы по педагогическому сопровождению жизненного самоопределения социальных сирот выступает студенческое волонтерское  движение в системе среднего профессионального образования во взаимодействии с общественными организациями. Реализация данного направления способствует оптимизации жизненного самоопределения социальных сирот, формированию у данной категории учащихся сознательного выбора профессии и осуществления позитивной линии жизни и субъектной позиции.

2. Формирование индивидуально-личностного эталона жизненного успеха сироты в социальной среде происходит за счёт получения опыта в профессиональной деятельности на местах прохождения производственной практики и реализации личностных смыслов и индивидуальных ценностей жизни в результате построения межличностных взаимоотношениях в ходе практической деятельности выпускника  из числа сирот.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полозов С.И. Жизненное самоопределение молодёжи как шаг в будущее: методическое пособие для специалистов постинтернатного сопровождения, выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. – Липецк: ФПиП ФГБОУ ВПО «ЛГПУ», 2013. – 40 с.

2.Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб. «Питер», 2007.  – 416 с.

3. Устав ЛООО «Становление». Протокол № 1 от 20 апреля 2009 года. – Липецк, 2009. – 11 с.



Просмотров: 402
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Оптимизация деятельности общественных организаций в решении проблем жизнеустройства сирот
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • Как работается педагогу-психологу в учреждении для детей сирот
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Значение экскурсией для детей – сирот , воспитывающихся в государственных учреждениях
  • Представления об идеальной семье у детей-сирот
  • Характеристика эмоционально-нравственных эталонов детей-сирот
  • Животные лучшие воспитатели, врачи и друзья для детей-сирот. Почему? Читайте.
  • Позиции родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка
  • Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
  • Родом из детства. Техника для профессионального самоопределения взрослых
  • Комфортная структура дохода. Техника для профессионального самоопределения взрослых
  • Чем может помочь психолог в вопросах профессионального самоопределения?
  • Профессиональные стажировки, пробы, как средство актуализации и профессионального самоопределения.
  • Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС дошкольного образования.
  • Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
  • Техника "Остров сокровищ на перекрестке морей" для профессионального самоопределения взрослых
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Без жизненного опыта
  • Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
  • Болезнь как способ реализации жизненного сценария.
  • Размышления о формах и содержании среднего образования.
  • Кризис самоопределения или Что происходит к 30 годам
  • Внутренние манипуляции как средства реализации жизненного сценария
  • Проблема выбора жизненного пути и самоутверждения личности (по Э.Фромму)
  • Стрельба в Московской школе, или место специалистов в системе школьного образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь