Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека

В соответствии с психоаналитической концепцией Адлера, когда человек рождается  и приходит в  мир семьи, и в последующие 7 – 9 лет находится в этом мире,  на основании опыта пребывания в  семье первые годы своей жизни, начинает формироваться личность человека.  Если говорить образно, то  у ребенка формируется «фундамент личности», на основании которого в дальнейшем начинает строиться вся личность человека. И те программы (решения), которые человек формирует вследствие опыта пребывания в своей семье в первые годы жизни, он автоматически переносит на жизнь (мир) вообще. 

В последующем процессе своей жизни эти решения оказывают одно из главных влияний на восприятия личностью человека большинства событий жизни, себя, окружающих людей и т.д.  По Адлеру, человек из своего опыта пребывания в своей семье в первые годы жизни выносит 4 базовых решения:

Первое базовое решение с ответом на вопрос, который человек сам перед собой ставит: « Что такое жизнь (мир)?», и сам же за счет собственного жизненного опыта осознано или неосознанно на него отвечает. И тут возможны два варианта ответа:
а) “Жизнь это нечто прекрасное, интересное и безопасное явление”. Выходя с таким решение в свою взрослую жизнь, такой человек имеет больше шансов стать успешным в жизни (здесь работает принцип: «как ты к миру, так и мир к тебе»).
б)” Жизнь – это опасность”. Подобное решение формируется на основании негативного личностного опыта полученного в семье (например, частая и интенсивная моральная и физическая агрессия, как между членами семьи, так и по отношению к ребенку). Выходя с таким негативным представлением о мире в свою взрослую жизнь, личность такого  человека будет бессознательно испытывать страх перед жизнью или агрессию к ней. Это в последующем может выразиться в стремлении человека убежать от этой жизни тем или иным способом (в алкоголь, наркотики, болезнь, работу, виртуальную реальность и т.д.), или в проявлении по отношению к жизни агрессию (асоциальное поведение, «комплекс наполеона» и т.д.). Такие люди, в силу своего негативного мышления,  могут испытывать в жизни интенсивные отрицательные эмоции в виде страхов, обид со всеми вытекающими для себя и окружающих негативными последствиями (телесные заболевания, проблемы взаимоотношений с окружающими людьми, обществом, самим собой и т.д.).

 Второе базовое решение связанно с ответом на вопрос: «Кто я такой?». И опять же за счет собственного опыта вынесенного из семьи, человек выносит решение (программу):
а) «Я – герой». Подобное решение формируется за счет позитивного опыта по отношению самого себя вынесенного из семьи. На позитивное восприятие самого себя большую роль играют родители своими позитивными установками: «Ты – молодец!», «Ты значим!», «Ты любим!», «Ты можешь!» и т.д. Выходя с позитивным представлением о себе во взрослую жизнь, такой человек имеет больше шансов стать успешнее в жизни.
б) «Я – жертва!». Подобное решение формируется в личности человека в его первые годы жизни и на основании негативного опыта в семье вследствие моральной или физической агрессии со стороны родителей. Выходя с таким негативным представлением во взрослую жизнь, человек будет испытывать много негативных чувств по отноше6нию к себе  («комплекс неполноценности»), что может проявиться в неосознанном решении убежать от жизни тем или иным способом, (см. выше).
«Комплекс неполноценности» может вести и к «гиперкомпенсированному поведению» , выражающемся в стремлении доказать миру, что «Я хороший, сильный, смелый, умный и т.д.». Примером могут служить тот же «комплекс наполеона», «комплекс хулигана» ( такие люди могут быть успешны в политике, бизнесе).

Третье базовое решение, которое человек выносит из опыта первых лет жизни в семье, связано с ответом на вопрос: «Кто такая женщина?»  И опять же за счет взаимодействия с матерью в семье возможны 2 варианта программ (решений):
 а) «Женщина – это хорошее, безопасное, любящее явление». Выходя с таким решением во взрослую жизнь, такой человек может быть более успешным во взаимоотношениях с женщинами.
 б) «Женщина – это опасность!». Подобное решение формируется из-за негативного опыта взаимодействия с матерью в семье. Выходя с таким негативным представлением о женщинах в свою взрослую жизнь, такой человек с большой долей вероятности будет иметь проблемы взаимоотношений с женщинами (особенно с теми женщинами, которые выполняют или пытаются выполнять родительскую роль – это учителя, начальницы, жены и т.д.). Что также может вести к невротизации человека и другим проблемам.

Четвертое базовое решение, как вы можете догадаться, связано с опытом  взаимодействия с отцом в семье. И здесь также возможны 2 варианта развития событий:
 а) «Мужчина – это хорошо». Формируется при позитивном опыте взаимодействия с отцом в семье, и во взрослой жизни. Такие люди испытывают меньше проблем во взаимоотношениях с мужчинам.
б) «Мужчина – это опасность!» . Как результат негативного опыта взаимоотношений с отцом в семье (агрессия моральная или физическая со стороны отца, негативные высказывания матери об отце и т.д.). Результатом такого решения являются проблемы во взаимоотношениях с мужчинами (месть, самоутверждение, страх) во взрослой жизни.

Все выше сказанное отражает лишь общий принцип влияния раннего жизненного опыта на формирование личности человека и здесь возможны варианты!



Просмотров: 602
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Женские и мужские роли в отношениях и семье. Что это такое в реальной жизни?
  • Жизнь от «А» до «Я» или какая самая главная буква в жизни человека
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Извлечение опыта жизни: восприятие и осмысление
  • Зеркальный мир, или роль отражения в жизни обычного человека
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Контакт с собой, или главный человек в нашей жизни.
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Тема жизни и смерти в работе с подростками. Из опыта.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Сколько налет опыта жизни у вас? (алгебра и геометрия судьбы, размышления, реальность сна)
  • Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка?
  • «Третьего не дано!» (ПАВ в нашей жизни) из опыта практического психолога
  • Если в семье пропал секс. Трагедия или проза жизни
  • Судьба. Или - как человек программирует свою жизнь.
  • Влияние позднего внутриутробного опыта на человека
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Практические упражнения для получения нового опыта на пути человека к себе.
  • Аноргазмия. Единственный оргазм в жизни. Так ли всё безнадёжно? Сексуальные проблемы в семье
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • В сотый раз в первый класс, или Человек для жизни.
  • Ярость и Радость - Два Огня Жизни Человека. Или агрессия и беспечность?...
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Созависимость в семье. Как перестать Спасать и получать от жизни больше?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Выбор профессии: кто в семье принимает решение?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь