|
В чём был и не был виноватАвтор статьи: Базылева Юлия Геннадьевна
Старая история дуальной пары Палач и Жертва «Кто виноват? И что с этим делать?» Во многих из нас живёт эта дуальная пара, вечно выясняя отношения друг с другом. В какие-то моменты жизни мы себя чувствуем Жертвой обстоятельств, общения, обиженными. Мы всем своим видом призываем нас пожалеть, защитить, утешить. Жертва объявляет виновным своего Палача. А иногда нам приятно «спасать» мир и мы входим в роль Палача, карателя. Палач наказывает виновных, изобличает жизненную несправедливость. И эта игра может длиться бесконечно, когда кто-нибудь из участников не догадается выйти из неё. На самом деле, вины нет. Её придумали люди для манипуляции друг другом. Манипуляция заключатся в том, что кто-то объявляет первым и громче другого виновным. «Плохим» никто быть не хочет, начинаются либо оправдания, либо взаимные претензии, либо казнь виноватого. Тогда возможно, участники меняются ролями. И Палач превращается в Жертву, а Жертва в Палача. К психологу обратилась женщина. С мужем прожила 11 лет. Он успешный бизнесмен, она домохозяйка. Он достойно обеспечивает семью, она прекрасно готовит, воспитывает детей, следит за домом. Так увлеклась, что растворилась в домашних делах. Ей хотелось быть ещё лучшей хозяйкой, ещё более совершенным поваром, внимательной матерью. Ещё лучше варить борщи, гладить рубашки. Но чем больше она старалась, тем претензий со стороны мужа было больше. Посыпались обвинения: «ты скучная», «ты неинтересная», «ты не развиваешься», «ты всё время топчешься под ногами, мешаешься». Татьяна (назовём героиню так) ещё больше усовершенствовалась в приготовлении борщей и выполнении домашних дел. Становилась всё более покорной и сговорчивой. Всё чаще ревела в подушку, всё меньше радовалась. Становясь менее интересной мужу и другим людям. Муж ещё меньше времени стал проводить дома, ещё больше раздражаться на жену. В состоянии беспомощности и полного отчаяния обратилась Татьяна к психологу за консультацией. После прохождения терапии героиня увидела, что стараясь быть хорошей женой, образцовой домохозяйкой правильной мамой, она потеряла свою ценность, растворилась в бытовых вопросах. Поняла, что нужно искать себя, свои желания, интересы, своё творчество. Самое главное, Татьяна поняла, что искать себя необходимо не для того, чтобы быть интересной мужу, детям. А чтобы быть, в первую очередь, интересной себе. Влюбить себя в себя! Влюбиться в саму жизнь! Она вспомнила, что давно мечтала быть визажистом, создавать красивые образы для женщин, украшать красотой мир. Татьяна закончила курсы, прошла обучение виззажу. Нашлась знакомя, увлекающаяся фотографией. Они вместе стали заниматься творчеством. Татьяна делала женщинам макияж, подруга фотографировала. Сначала, клиентами были знакомые, потом знакомые знакомых. Красивая женщина Татьяна, которая смогла расцвести сама, знала, как помочь цвести другим женщинам. Чуть меньше стала проводить времени дома, чуть больше стали скучать по ней домочадцы, больше ценить её присутствие в своей жизни. Дети получили больше самостоятельности, у мужа появилась страсть к жене. Ведь страсть в супружеской паре питается различиями и непохожестью. Муж сначала сопротивлялся. Жена уходит из под контроля. А потом и он заметил плюсы. Он увидел, как люди ценят его супругу. Да и собственный бизнес пошёл в рост. Татьяна первая вышла из роли Жертвы. Дуальная пара распалась. И мужу тоже пришлось отказаться от этой игры. Заменить игру на качественное проживание жизни в любви и ценности каждого момента, проведенного вместе. Красивая женщина Татьяна смогла вновь влюбить в себя своего возлюбленного. Из нового качества. Из качества ответственности, зрелости, творчества.
Игра в Жертву и Палача прекращается тогда, когда один из участников или оба выходят из этой игры. Как отказаться от роли в привычной драмме? Для ответа на этот вопрос разберёмся, почему люди начинают играть в неё. Этот сценарий выбирается, как уход от личной ответственности. Когда человек берёт на себя ответственность, он растёт, развивается, его душа расширяется. Но произошла подмена понятий. Люди заменили ответственность виной. Страшась быть обвинёнными, отказываются от ответственности, тем самым, отказываясь от Силы, заменяя её Бессилием или Агрессивностью. Игра в Палача и Жертву – низкий уровень общения. Но такой простой и понятный. Большинство русских православных святых – великомученики. Зачем столько Жертв? Жертвой легко управлять. Жертва отказалась от ответственности за свою жизнь, за свои поступки, переложив её на Палача. А без личной ответственности человек управляем. Он раб. Рабом быть удобно. За тебя принимают решения. Тебя, возможно, пожалеют, защитят. Жертва важная. Она призывает свидетелей, рассчитывая на внимание зрителей. И Жертва приглашает Палача. И Палач обязательно появляется. На Палача возлагается двойная ответственность: он входит в игру и совершает акт насилия. Палач входит в роль агрессора, на самом деле, удаляя Бессилие Жертвы – раковую опухоль человечества. Игра в Плача и Жертву пронизала нашу жизнь, как грибница. Это раб – рабовладелец, подчинённый – начальник, верный – неверный, русский – украинец, победитель – побеждённый. Как выйти из этой игры? Вначале, признать, что ты в игре. Как только признание себе произойдёт, включается наблюдение за собой, своими реакциями, своим выбором. Мы обнаруживаем, что является начальным стимулом входа в излюбленную роль. Да, да. Чаще всего, мы имеем свою излюбленную роль при входе в игру. Люди воспринимают нас либо Палачом, либо Жертвой. И эта роль становится частью нашего представления о себе, нашей Я-концепции. Мать молодой девушки Марии всегда много работала. Она считала, что обязана обеспечить детей квартирой непременно в Москве, самом дорогом городе мира. Мама всегда приходила домой уставшей. На тепло и ласку детям не хватало сил никогда. Тем более, на уборку в квартире. За любую оплошность всегда доставалось дочери, которая с детства усвоила роль Жертвы. Безропотно стараясь выполнять все требования уставшей матери, иногда оправдываясь. Жертвы считают, что они не могут заботиться о себе. Они смотрят на Палача снизу вверх, и ждут, когда тот подобреет. А Палач на то и приглашается, чтобы не добреть, а казнить. На формирование устойчивой жизненной позиции жертвы, как правило, влияют установки в детстве. Например, если воспитание строилось на обвинении ребёнка, на поисках виноватого, на побуждении ребёнка принятию на себя ответственности, не соответствующей его возрасту и уровню развития. Палачи не считают себя жертвами. Своё мстительное поведение они оправдывают тем, что Жертва получает по заслугам. Она сама виновата, пусть отвечает. Палачи считают, что своими руками вершат правосудие, либо руководствуются установкой «мир опасен, лучшая защита – это нападение». Этот мотив является также уходом от ответственности и поиском виноватого. Пока есть виновные и каратели, победители и побеждённые, войны в мире будут существовать на уровне соседей по лестничной клетке, семьи, фирмы, рынка сбыта, мировой арены. Пока люди не возьмут ответственность за свои помыслы, поступки, несовершённые дела на себя, будет продолжаться в мире драма дуальной пары, вовлекая в этот театр всё новые персонажи, раздавая всем две маски Палача и Жертвы. Пока люди будут выбирать статус «неошибающегося», игнорируя творческие порывы, выбирать между Слабостью и Бессилием, они будут послушными пешками в чужой игре. И только взятие ответственности за свои желания, за творчество, за ошибки и поступки даёт возможность человеку для развития, духовного роста, творческого полёта, ощущения мира в душе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|