Структура психики и схема формирования невроза

Структура психики и схема формирования невроза

Опираясь на свой подход, я могу точно сказать, что я свято верю в психоанализ и трехсоставную структуру психики, состоящую из ЭГО, ИД и СУПЕР-ЭГО. Однако очень сильную и во многом справедливую школу я вижу в лице когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ). Помимо работы с чувствами КПТ очень большое внимание уделяет логике и выстраивает — в отличие от психоанализа — четкие последовательные и логичные структуры, которые уже после нескольких встреч понятны и психологу, и клиенту. Пока мне не удалось полностью эффективно соединить оба этих подхода воедино, и в своей работе я в той или иной степени преимущественно использую один из них, но я глубоко убежден, что несмотря на внешние различия этих подходов, они могут создать между собой нечто совершенно новое и обеспечить качественный прорыв в области психологии и методах психотерапии.

Цель этой статьи, показать, как формируется то или иное психологическое отклонение, сделать попытку, доступно выстроить взаимосвязь между детским периодом и его влиянием на взрослую жизнь.

Поэтому составляя свое видение структуры психики, и возможные причины формирования неврозов, я фундаментально опирался на оба подхода (психоаналитический и когнитивно-поведенческий). Итак, для начала рассмотрим схему в целом, после чего пройдем по каждому пункту и выстроим причинно-следственные связи:


Причины обращения клиента к психологу.

Если человек приходит к психологу, это значит, что на протяжении короткого или длительного времени человек испытывает негативную эмоцию. Негативная эмоция — это своего рода раздражитель, который подталкивает человека заплатить психологу и стабильно ходить на сессии психотерапии. На этих сессиях клиент получает краткосрочную разрядку, т. е. негативная эмоция в кабинете у психолога снижает свою силу и частоту. Также человек получает чувство эмпатии и поддержки, что уже вызывает у многих положительные эмоции. При долгосрочной психотерапии негативные эмоции, которые испытывает клиент, снижают свою частоту не только в кабинете у психолога, но и в повседневной жизни. Таким образом, я не вижу каких-либо других мотивов идти к психологу. Разного рода причины, о которых могут говорить клиенты — самопознание, наладить отношения в семье и так далее, — в любом случае при первой беседе будут переведены в неудовлетворительные чувства. Желание избавиться от негативных эмоций — есть единственная причина обращения. Если вы посмотрите на схему выше, то увидите, что эмоции / чувства — это вершина структуры психики.

  • Связь мыслей и чувств.

В своей работе «Психолог в концлагере» В. Франкл показывает с разных сторон одну-единственную мысль: отличие человека во всем его величии от животного заключается в том, что у человека между стимулом и реакцией есть выбор. К тем же самым выводам, основываясь на трудах И. Павлова, пришли основатели когнитивно-поведенческой терапии. Человек устроен таким образом, что в большинстве своем он испытывает эмоции и чувства не от окружающей его реальности, а от интерпретации действительности. Т. е. одни и те же ситуации у разных людей могут вызывать разные мысли относительно этой ситуации, и тем самым разные эмоции. В итоге рождается связка:

 

СИТУАЦИЯ — МЫСЛЬ — ЭМОЦИЯ

 

Представим себе, что со ста совершенно разными людьми происходит одна и та же ситуация. Например, человек стоит в супермаркете на кассе и покупает овощи. Кассир сообщает человеку, что этот товар еще не оприходован и его не смогут пробить. Если взять сто разных людей и поставить их в эту ситуацию, каждый из них испытает совершенно разные эмоции: кто-то будет рассержен, кто-то, наоборот, будет рад, так как переживал, что не хватит денег, кто-то будет спокоен. Поэтому не сама по себе ситуация вызывает эмоции, а мысли относительно этой ситуации.

  • Автоматические мысли — часть промежуточных убеждений.

Промежуточные убеждения — это логические связи или установки, которые позволяют нам по-разному оценивать ту или иную ситуацию. Например, если рассматривать ситуацию в супермаркете, то чувство раздражительности и злости может вызвать автоматическая мысль «Какое они имеют право задерживать меня?!» или «Почему тут такой беспорядок?!». За этими автоматическими мыслями стоят более фундаментальные убеждения. Например, убеждения «люди не имеют право на меня воздействовать без моего согласия» и «везде должны быть точность и порядок» могут создавать мысли в вышеупомянутых примерах.

  • Промежуточные убеждения — это генератор автоматических мыслей, это убеждения или система ценностей, в которые мы свято верим.

Эти убеждения являются для человека своего рода пенсне, через которое он смотрит на мир. Эти убеждения в большинстве своем не осознаются, и люди зачастую не понимают их природу, относясь к ним как к само собой разумеющейся черте характера, присущей им на протяжении всей жизни. Однако необходимо отметить, что у ребенка в раннем возрасте еще нет возможности до конца осознать свои истинные желания и потребности, нет возможности выстроить логические связи и убеждения, которые бы были выбраны им осознанно и самостоятельно. Это убеждения типа: «Я ДОЛЖЕН ВСЕМ НРАВИТЬСЯ», «ЛЮДЯМ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ», «ЕСЛИ Я БУДУ ОТКРЫВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ, ЛЮДИ СМОГУТ ЭТИМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ», «Я ОСОБЕННЫЙ», «ЕСЛИ ЛЮДЯМ ДАТЬ ВОЛЮ, ОНИ ПРЕВРАТЯТСЯ В ЖИВОТНЫХ» и др. Исходя из этих базовых убеждений, рождаются автоматические мысли, которые могут в разных ситуациях приводить к позитивным или негативным эмоциям. Теперь становится ясно, что чтобы избавиться от негативных эмоций, необходимо работать с автоматическими мыслями. Чтобы корректировать автоматические мысли, необходимо работать с промежуточными убеждениями — подвергать их логическому сомнению. Просто работать с автоматическими мыслями практически бесполезно, промежуточные убеждения — есть своего рода «концерн» по созданию автоматических мыслей, и поборов одну автоматическую иррациональную мысль, «концерн» создаст другую. Но и промежуточные убеждения — не есть начало.

  • Промежуточные убеждения — это инструмент, благодаря которому человек удовлетворяет во внешнем мире свои базовые или невротические потребности.

Хотя я бы не стал разделять два этих вида, ибо в голове человека они порой не уступают друг другу по силе и воздействию на поведение человека. Свои потребности человек удовлетворяет через определенные компенсаторные механизмы, т. е. способы взаимодействия, определенные стратегии, благодаря которым у него получается добиваться желаемой цели. Цель — это удовлетворение потребности реальной или невротической. Сейчас, чтобы не запутать читателя, я не буду приводить пример компенсаторного механизма, ибо это не мысль, а скорее действие. Это действие человека, которое он делает во внешнем мире и получает или не получает удовлетворение своей потребности. Поэтому я и назвал этот этап «ФОРМИРОВАНИЕ И АДАПТАЦИЯ», так как человек может выбирать разные компенсаторные механизмы в реальности, но лишь некоторые из них — именно те, которые получили положительный результат и привели к удовлетворению, — сохраняются, укореняются и начинают создавать промежуточные убеждения, которые и будут в дальнейшем оправдывать эту самую стратегию.

  • Я-концепция — это то, что мы привыкли называть самооценкой или то, как мы воспринимаем себя и относимся к себе.

Я-концепция формируется в раннем возрасте, примерно к 6-9 годам. Далее на основе Я-концепции и глубинных убеждений четко формируются компенсаторные механизмы и промежуточные убеждения, которые получили положительные отклики в реальной жизни и которые самостоятельно достаточно сложно изменить. Самый главный фактор влияния на формирование Я-концепции — отношение родителей. Их вербальные и невербальные сигналы на поведение ребенка, их условное или безусловное принятие или непринятие. На основании этого у ребенка формируется отношение к себе. Тут необходимо обратить внимание, что при рождении человек в самооценке имеет число «0», он еще никак не может себя воспринимать и относиться к себе. От поведения родителей зависит, будет ли он относиться к себе «+3», «+10», «+20» или «−3», «−10», «−20». Здоровая Я-концепция — это базовое стремление каждого человека. К здоровой Я-концепции может привести тотальное и абсолютное принятие ребенка, а также воспитание, основанное на реальности, что, безусловно, встречается крайне редко. У невротических родителей, как показывает практика, вырастают такие же невротические дети.

  • На формирование здоровой Я-концепции влияет детская травма или отсутствие удовлетворение базовых детских потребностей.

К таковым потребностям относятся: безопасность, теплота, забота и внимание, абсолютное принятие, помощь во взаимодействии с внешним миром на основании реальности.
Депривация, тотальный контроль, условное принятие, выработка правил, которые не соответствуют реальности и идут в противоречие с базовыми потребностями — всё это приводит к какому-либо дефициту со стороны психики детских потребностей. Для ребенка такой дефицит и есть травма, на которой происходит фиксация. Т. е. неудовлетворение в детстве этой потребности становится своего рода бездонной «ямой» или «дырой» в психике ребенка, которую он стремится наполнить на протяжении всей своей жизни.

  • Теперь пройдем по этой схеме в обратном порядке — снизу вверх — на примере формирования нарциссической личности.

В детстве кто-то из родителей принимает своего ребенка условно, т. е. ребенок получает положительное внимание только в том случае, когда сделал какую-то деятельность хорошо, красиво или правильно, и депривацию, когда сделал плохо. Не получив безусловного принятия, у ребенка возникает травма, он еще не понимает, почему он плох в тех или иных ситуациях, почему чтобы его любили нужно делать то, что ему иногда не хочется. В итоге рождается БАЗОВАЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ТРАВМА.

В этом случае у ребенка может сформироваться своеобразная Я-концепция, которая может быть биполярна и звучать примерно так: «Я-ОСОБЕННЫЙ» и одновременно «Я-НИЧТОЖЕСТВО». Чтобы снизить невыносимое давление со стороны Я-концепции «Я-НИЧТОЖЕСТВО», ребенок начинает выбирать подходящий компенсаторный механизм, который будет подкреплять концепцию «Я-ОСОБЕННЫЙ» и снижать «Я-НИЧТОЖЕСТВО». Ребенок начинает вопреки своим внутренним интересам и желаниям выбирать только ту деятельность, в которой у него получается. Вырабатывается четкое глубинное убеждение: я буду молодец, и люди будут любить меня только в том случае, если я буду всегда самым красивым (успешным, интересным, сексуальным, умным, спортивным, мужественным и т. д.).

На основании этого глубинного убеждения и выработанной компенсаторной стратегии, у человека постепенно, с опытом, начинают вырабатываться промежуточные убеждения, которые оправдывают глубинное убеждение. Например, «каждый мужчина должен быть успешен» или «если я взялся за дело, я должен выполнить его до конца» и др.

Далее эти промежуточные убеждения формируют автоматические мысли. Эти автоматические мысли, скорее всего, будут носить оценочный и чересчур требовательный к себе и окружающим характер (они должны / они не должны; я должен / я не должен). При гегемонии таких мыслей у человека в реальном мире будет огромное количество фрустраций, что приводит к нарастающему неудовлетворению и негативным эмоциям, которые и являются причиной обращения к психологу.

 

 



Просмотров: 615
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убеждения – защита от страхов. Или почему мы не отпускаем свои убеждения.
  • Убеждения, которые добьют человечество или размышления о чувстве вины.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Автоматические мысли и глубиные убеждения с точки зрения КПТ
  • Убеждения, которые вы усвоили в детстве, но они до сих пор мешают вам жить.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Мифы и убеждения про то, как устроен наш мир, которые всем портят жизнь
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Уверенность в себе 5. Убеждения и ценности, которые поддерживают неуверенность.
  • Глубинные убеждения, которые формируются в детстве.
  • Токсичные убеждения про тревогу, которые у вас есть.
  • Что такое убеждения и зачем они нам нужны?
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Миссия - это то, что человек должен сделать, придя на эту Землю.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Убеждения, которые мешают вам быть счастливыми
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Всего одно чувство, которое подскажет - Ваш это человек или нет
  • Ложные убеждения о детях, которые портят нам жизнь
  • Знания - Убеждения, Установки, которые мешают жить.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь