ЖЕРТВА. Кто же это?

Дело не в дороге, которую мы выбираем;

то, что внутри нас,

заставляет нас выбирать дорогу.

(О. Генри)

Человек в роли Жертвы давно убежден: что бы он не делал, это получится плохо, он не способен оправдать ожидания других людей, ему не дано достичь успеха. Такой человек не уверен в себе, в своих силах и способностях, он не решается самостоятельно принимать решения и предпринимать что-либо важное без подсказки со стороны. Он предпочитает передавать ответственность за себя и свою жизнь кому-нибудь, по его мнению, более компетентному. Избегая ответственности, он избегает и свободы выбора, тем самым часто вынуждая себя жить не в соответствии с собственными потребностями, а выполняя волю и предпочтения других людей.

 ЖЕРТВА Кто же это

Что служит причиной для развития Жертвы?

  • Повышенные требования со стороны родителей, оправдать которые ребенок явно не способен.

Родительский посыл: «Ты должен соответствовать нашим ожиданиям!», «Если ты не соответствуешь нашим требованиям, то ты ничтожество».

  • Постоянные сравнения родителей с другими детьми, оказывающиеся не в пользу ребенка.

Родительский посыл: «Ты должен быть лучше других».

Родители чаще желают стимулировать ребенка на самосовершенствование и достижения успехов, но получают обратный результат. Ребенок понимает, что не может соответствовать столь высоким требованиям. В дальнейшем он сам начинает предъявлять подобные требования, сам себя критикует и сравнивает с другими людьми не в свою пользу. Да еще твердо усваивает, что если он ничего не будет делать, то получит гораздо меньше критических замечаний, чем когда начинает делать и при этом ошибается.

  • Слишком требовательные родители никогда не бывают полностью удовлетворены действиями ребенка, что ведет к развитию страха провала. Это еще больше сковывает и приводит к новым неудачам. Видя впереди сплошные неудачи, у ребенка появляется убеждение, что безынициативность и апатия – самый безопасный способ поведения.
  • Если ребенок все же достигает успехов, несмотря на все блокирующие обстоятельства, от него ожидают еще большего, хотят безупречности и совершенства. Реакция на успехи родителей: «Ну вот, можешь, когда хочешь!».

Родительский посыл: «Чтобы выглядеть лучше других, ты должен раньше других научиться многому такому, что они не умеют. Причем делать это ты должен в совершенстве».

Планка требования поднимается, а угроза провала увеличивается, так развивается страх успеха. Тогда ребенок предпочитает подавить свои способности, чтобы не вызвать пугающие его ожидания.

Родительский посыл: «Если ты не соответствуешь нашим ожиданиям, ты расстраиваешь нас, и ты недостоин нашей любви».

  • Родитель, например мать, сама находясь в роли Жертвы может говорить ребенку: «Не высовывайся! Много людей умнее и лучше нас».

Родительский посыл: «Не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись. Ты не достоин уважительного отношения, ты ничтожество».

 

При этом ребенок делает свои выводы:

  • «Раз я не могу выполнять то, то они от меня требуют, значит, я неполноценный».
  • «Любят только умных, умелых, успешных людей».
  • «Мне очень нужна любовь, но я ее недостоин».
  • «Мне очень нужна любовь, и я постараюсь, по крайней мере, поменьше раздражать родителей. Для этого я буду милым и предупредительным».
  • «Нужно следить, чтобы мои успехи не были слишком заметными. Потом я обязательно еще больше разочарую родителей и меня еще меньше будут любить».
  • «Чем реже я что-либо делаю, тем меньше на меня сердятся. Нужно поменьше проявлять инициативу и свести все дела к минимуму».

 

В результате родительских посылов и выводов ребенка формируются черты жертвы:

  • Эгоцентризм (зацикленность на себе);
  • Неуверенность в себе;
  • Высокий уровень требований к себе;
  • Стремление привлечь симпатию окружающих посредством жалости к себе;
  • Постоянное чувство вины и стыда;
  • Страх неудачи;
  • Страх успеха;
  • Обидчивость;
  • Тайная мстительность;
  • Болезненное восприятие критики;
  • Избегание конфликтных ситуаций, даже в ущерб себе;
  • Невозожность выразить свое мнение, постоять за себя;
  • Хроническая неудовлетворенность жизнью;
  • Стремление передать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям;
  • Склонность выбирать критикующих и унижающих его партнеров (для выполнения модели родительской семьи);
  • Склонность к депрессии.

 

Таким образом, жертва – это проявление внутреннего ребенка, который уязвим, нуждается в защите и поддержке.

 

Жертва появляется в тот момент, когда полагает, что не может позаботиться о себе.

Самый большой страх жертвы, что у нее ничего не получится. Это беспокойство заставляет постоянно быть в поиске кого-то более сильного и более способного позаботиться о ней.

Жертва отрицает, что у нее есть возможности самостоятельно решить свои проблемы.

Жертва страдает и ищет, на кого бы возложить решение своих проблем.

Чувство вины часто используется Жертвой для манипуляции Спасателя: «Если вы не сделаете это, то кто же?». При этом испытывает стыд за безответственность и неумелость. Тревога приводит к Спасателю и служит оправданием для того, чтобы оставаться Жертвой.

Жертва может чувствовать обиду по отношению к тем, от кого она зависит. Настаивает на том, что о ней нужно заботиться, но при этом не любит, когда ей указывают на неадекватность, испытывает при этом гнев.

Жертва насыщает свою жизнь чувствами самоунижения и самобичевания. В перспективе ей предстоит превращение в Преследователя, когда будет возможность «оторваться по полной» или возвышение в роли Спасателя.

Жертве в конце концов надоедает быть ниже Спасателя, она ищет способы чувствовать себя равными. При этом Жертва может отклонять попытки спасения Спасателя пассивно-агрессивным поведением (играя в игру «да, но…»). Выглядит это следующим образом: Спасатель предлагает решение проблемы, озвученной Жертвой. Жертва сразу дает ответ: «Да, но это не будет работать, потому что…», пытаясь при этом доказать, что ее проблема неразрешима. Таким образом, жертва стремится стать на одну ступень со спасателем и почувствовать себя правой, а не уязвленной.

Жертва всегда чувствует себя униженной и рано или поздно начинает мстить, превращаясь в Преследователя.

Убежденная в своей внутренней неполноценности, Жертва часто злоупотребляет наркотиками, алкоголем, едой, азартными играми.

Жертвы чаще других ролей в треугольнике Карпмана обращаются за помощью, а среди психотерапевтов часто встречаются Спасатели. В таком случае специалист сам может войти в треугольник, при этом реальная проблема не будет решаться.

 

Жертва должна научиться:

  • Перестать ждать от кого-то помощи. Нести ответственность за себя и заботиться о себе, а не искать для себя Спасателя.
  • Вместо того, чтобы чувствовать свою слабость и униженность, признать свое бессилие перед проблемой(алкоголизм, наркомания и другие зависимости) и обратиться за помощью к специалисту. Признать свою способность в решении посильных проблемм.
  • Взять на себя полную ответственность за собственные чувства, мысли и реакции.
  • Узнать свои телесные ощущения и реакции, которые сигнализируют о том, что накрывает беспомощность.
  • Отпустить болезненные воспоминания, которыми злоупотреблял преследователь.
  • Научиться обращаться к конфронтации и иметь дело с гневом других людей.
  • Установить границы с преследователем и спасателем и прекратить общение, если они не уважают ваши границы.
  • Перестать винить Преследователя и Спасателя и сосредоточиться на выходе из-под их влияния.
  • Окружить себя новыми, позитивными друзьями и проявить себя как независимый человек, который может справиться с жизненными проблемами.
  • Начать жизнь, в которой вы будете нести ответственность за себя!

 

Если Вам трудно справиться в одиночку и то, что внутри Вас, толкает Вас на путь Жертвы, обратитесь к психотерапевту!

Помните, что Вы хозяин своей судьбы и сами выбираете свою дорогу!

 

 

Если Вам интересна эта тема подписывайтесь на мою страницу и читайте другие мои статьи: http://www.psyoffice.ru/articles/nazarova_k/

Также рекомендую специалистам познакомиться в моем блоге со статьей Татьяны Сидоровой: Терапия созависимости: "Движение по кругу или развитие"



Просмотров: 283
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Виновата ли жертва в том, что она жертва?
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Когда жертва осознаёт, что она преследователь
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Жертва и агрессор внутри меня. А что делать?
  • Что делать вместо критики (себя и других)
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Что делать, если мужчина не берет на себя ответственность за благополучие женщины?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Жертва должна научиться отстаивать себя сама.
  • Что случится если не взять ответственность за свою жизнь
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Как понять, что человек возле вас - ЖЕРТВА!
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь