Индикаторы нормы и нарушений в символике песочной терапии.

 Индикаторы нормы и нарушений в символике песочной терапии

Нормы развития

2-4 года

Использование только части песочного подноса (ближе к бортам или углы)

Песок используется только для заливания водой или закапывания

Фигурки тыкает в песок или бросает их

Фигурки оставляет захороненными или наполовину захороненными

Мир очень хаотичен или беспорядочен

Интенсивное использование фигурок животных, а не людей

Рассыпает фигурки за борта песочного подноса

Крайнее, большое сходство выраженности мира от одного к другому ребенку

5-7 лет

Более широкое использование пространства песочницы

После 4 лет начинают появляться небольшие острова

Продолжается использование фигурок животных

Начало появления отгороженных и жестко определенных (территориально) миров

Около 7 лет начало появления стадии борьбы (непрерывные сражения между воинствующими группами солдат, ковбоев и индейцев, рыцарей, правителей – особенно у мальчиков)

Много большой драматической деятельности и активной игры

Поливание водой песка, людей и других фигурок

Частая презентация пищевых тем (кормление животных, людей и пр.)

8-10 лет

Отгороженные, ригидные, жесткие миры – пик проявления в 10 лет – формирование границ

Продолжается этап борьбы

Больше внимания фактической реальности

С возрастом ребенка, увеличивается конструктивность в использовании песка (холмы, дороги, тоннели и пр.)

Постепенное развитие к ориентации темы

11+ лет

Мир гештальт ориентированный (осознанный или осознание своих чувств своей включенности в происходящее вокруг), где все сцены мира в песочнице развиваются вместе

Изображается организация моделей, паттернов и взаимозависимость частей

Концептуальное или символическое представление городов или деревень

Ландшафты с населенными пунктами характерны для этого возраста

С 11 лет до подростничества, джунгли, леса и животные появляются снова, подобно дошкольному возрасту, но представлены более реалистично (масштаб, соответствие местности обитания и привычек и пр.)

 

Индикаторы расстройств после пяти лет

  1. Появление очень пустых, одиноких миров – может демонстрировать удаление, апатию, недоступность
  2. Большое пространство песочного подноса игнорируется, за исключением определённых символических ситуаций. Некоторая разреженность может быть как определенный порядок, когда пространство кажется сбалансированным.
  3. Животные гибельны для других животных или людей, за исключением реалистичных ситуаций, таких как охота хищников для питания.
  4. Очень дезорганизованные, хаотичные миры могут указывать на регресс к 2-4 годам.
  5. Сильно укрепленные миры без каких-либо ворот или въездов может предполагать страх импульсов, необходимость защищать внутреннюю сущность («the inner Self»), навязчивые черты (мании, обсессивность, компульсивность)
  6.  Чрезмерный акцент на ситуациях или вещах, которые не имеют никакого оправдания в реальности
  7.  Похороны объектов, заталкивание, вдавливание фигурок вниз в песок, заливание песком людей и вещи – демонстрирует регресс и возможно садистическое отношение направленное к себе и другим
  8.  Нет человеческой фигур в сцене, безлюдный мир – демонстрирует чувство отчуждения, страх угрозы и т.д. Но если сцена не находится на архитипическом уровне.
  9. Постоянное, непрерывное садистическое насилие членов семьи и уязвимость жертв – предполагает прошлую травму, жестокое обращение в доме и/или само насильственное поведение (self-abusive)

10. Избегание или постоянное нежелание, неспособность касаться песка – демонстрирует отключение от части себя, Самости (Self)

11. Изображение странных, сатанистских или экстремально примитивных сцен (рептилии) – может показывать тенденцию по направлению к психотическим состояниям

12. Скученность фигур в тугую массу может предполагать анально-садистическое отношение (регресс на анальную стадию развития, дифицитарность на этом этапе развития)

 

Индикаторы силы, прогресса, переработки, интеграции

  1. Конструктивное использование песка через создание холмов, рек, долин, тоннелей  - указывает на хорошее использование творческих ресурсов в адаптации к внешней реальности.
  2. Описание конфликта внешнего и внутреннего мира с постепенной проработкой этого конфликта.
  3. Выражение агрессии чтобы решить неудовлетворенные чувства
  4. Переход от хаоса к порядку и особенно реконструкция предыдущих сцен
  5. Краткая регрессия, переработка и возвращение в настоящий уровень развития (обычно изображается в нескольких подносах за период) – показывает борьбу и реорганизацию (личности, внутреннего мира)
  6. Рост в воображении и изобретательности
  7. Более сложные речевые описания событий в песочной композиции
  8. Объединение противоположностей в композиции, таких как плохое-хорошее, далекое-близкое, левое-правое, изображения с момтами, дорогами и реками и т.д. и/или драматическая, сюжетная игра
  9. Прогресс в организации логических моделей и конструкций

10. Высоко символическое или мифологическое представление, изображающее внутренний, духовный мир, качества личности

11. Внутренняя упорядоченность по направлению к центру подноса с песком, часто в виде круга. Это имеет символику духовности, Самости. Упомянутый Д. Калфф как Self-tray, что веден по направлению к новому уровню развития и функционирования личности.

Использованная литература:

Geri Grubbs The Sandplay Categorical Checklist for Sandplay Analisis (Rubedo Publications, Woodinville,WA)

                                                                                                                          

Шевелёва Елена Витальевна,аналитический психолог, член The Association for Sandplay Therapy. Консультирование, психодиагностика, психокоррекция, терапия (очно, скайп), семинары, супервизия (ППЛ)

Сайт "Песочная sandplay терапия в Казахстане" http://sandplay.asia.kz/

 



Просмотров: 600
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Песок и не только. Использование различных наполнителей в работе песочного терапевта.
  • Песочная терапия, SANDPLAY, или «Сад души»
  • Синхронистичность - случайность или отклик внешнего мира на мир внутренний?
  • Использование убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.
  • Использование глинотерапии в работе психолога или "Научите жить по-другому"
  • Использование глинотерапии в работе психолога или "Научите жить по-другому"
  • Использование схожих убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.
  • Использование схожих убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями: ролевая игра.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Если веришь в чудо или новогоднее волшебство (для творческих людей)
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • После сорока лет или лицо или фигура? Опрос
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Тепло не уходит в песок или Пару слов о роли близких людей при депрессии
  • Как быть присутствующим или 12 стратегий для развития осознанности
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • «Нет, я сам!!!» Кризис 3-х лет, или примите поздравления с прибытием на новую ступень развития!
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • Возможности песка и песочницы в консультативной или развивающей деятельности психолога
  • Шесть безнадежных способов изменить ваши отношения или отношение других людей к вам
  • Песок сквозь пальцы или «Песочная терапия»…
  • Использование песка в работе с детьми
  • В 36 лет: Людмила Прокофьевна или Людочка? Как меняется представление о возрасте
  • Ораторское искусство. Использование терминологии или 5 уроков "красного словца".
  • Женская дружба: взаимная поддержка или использование?..
  • Ода Злости или конструктивное использование её энергии.
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Использование Skype и телефона в психологическом консультировании или что такое онлайн-сессии
  • Для тех, кто переходит из рук в руки, или почему в 40 лет жизнь только начинается



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь