Аскетика в практике психотерапии

Религиозно-ориентированная психотерапия является особым направлением психологической помощи и поддержки людям, находящимся в ситуации страдания, болезни, кризиса или нуждающимся в понимании смысла происходящего с ними в процессе жизненного пути. Сравнительно с другими психотерапевтическими модальности, данный подход раздвигает рамки контента происходящего в лечебном процессе. Здесь, личность клиента рассматривается не только в контексте фактологической обыденности, но предусматривается анализ перспектив, основанный на базисных ценностях традиционной духовности. Исходя из этого принципа, задачей религиозно – ориентированного психотерапевта является определить, найти и применить тот ключевой символ/архетип, который наверняка содержится в сокровищнице традиционной духовного опыта человечества.

Свидетельства духовных поисков и находок человечества просеяны через сито веков и то, что осталось действительно истинным и ценным запечатлено в устных и письменных источниках вероучительных традиций. Катехизические истины, жития святых, те или иные аспекты богослужения могут открывать именно то, что значимо для нашего клиента в его патологической ситуации.

Вот иллюстрация к сказанному в виде недавнего клинического случая. Эта супружеская пара обратилась к специалисту без запроса о какой-либо духовной помощи. Все проще – они, прожив два года вместе и, будучи очевидно неравнодушны друг к другу, не могут найти общего языка, прийти к единой точке зрения, каждый считает что знает, что лучше для обоих и «тянет одеяло на себя».

Психотерапевт, анализируя ситуацию, припоминает нечто из апостольского послания – «Жена не властна над своим телом, но муж, также и муж не властен над своим телом, но жена». (1Кор.7, 4). Спроецированное на семейную реальность этой пары, апостольское увещевание послужило триггером к инициации новой терапевтической техники.

«- Ребята, я предложу вам упражнение, после которого ваша жизнь изменится. Правда это немного опасно, но вижу - вы молоды, сильны и любите друг друга. Пожалуйста, в течении 24 часов пусть каждый из вас высказывает как можно больше желаний партнеру в уверенности, что партнер обязательно выполнит его. Так поочередно. Желание его, желание ее. Постарайтесь не быть очень брутальными, воздержитесь от разрушительных желаний, ведь по условиям задания, если один из вас повелит другому спрыгнуть с девятого этажа – это должно быть выполнено».

Они уходят – удивленные, притихшие, присмиревшие, заинтригованные. Вернувшись сутки спустя, они рассказали, что сначала поэкспериментировали с капризами друг друга – ты меня понеси на руках, а ты своди меня в пиццерию, но потом им как то резко, доступно, опытно открылась потребная от них степень бережности по отношению к партнеру и ответственность друг за друга.

Эта история вполне проецируется на древнюю монашескую притчу, обосновывающую значимость взаимопослушания, приведем ее здесь в стихотворной форме:

Старец с послушником жили в пустынях Египта
Но как то весною, когда время сажать ростки
Старец промолвил: Чадо, теперь иди ты
На огород. И все правильно там посади,

Как полагается – зеленью в землю, а вверх корнями.
- Ох и опытен авва, а с возрастом сдал
Подумал послушник и рассудивши здраво
Все посадил как водится, старцу не рассказав

Только тот не уймется – Сделал ты все как надо?
- Нет, - признался юнец, - что выросло б корнем вверх?
- Бог с ней с капустой, а только б выросло, чадо,
Чудо послушливой веры в душе твоей.

К осмыслению аскетики мы неминуемо придем, изучая все религиозные традиции. Для того, чтобы выросло «духовное», необходимо выкорчевать сорняки «плотского». Но аскеза, в сокровенном ее смысле, не есть угрюмое самобичевание, напротив, правильно построенный процесс борьбы с низшим для того, чтобы пробудить в себе высшее, может быть увлекательным и оптимистичным, как в одном из великопостных песнопений упоминается «время веселое поста».

Аскетическое делание начинается с готовности к подвигу. Само слово подвиг, ведь еще несет в себе смысловую нагрузку - подвИг, то есть элемент движения, динамический компонент, осуществляемый в направлении преодоления себя - себя отжившего, устаревшего, окостеневшего. Из опыта работы со столь ныне распространенными тревожными расстройствами, можно утверждать, что страх это изнанка агрессии. И практическую значимость этого подкрепляет следующий пример:

Клиент – девушка 23 лет, на протяжении последних трех лет не выходит из дома, так как в ситуации открытых пространств, скоплений людей, транспорта или любой непривычной ситуации испытывает приступы по типу панических атак. В беседе она насторожена, склонна к конфузливости и робости. Однако при тщательном сборе анамнеза выясняется, что до этих лет, когда после ряда стрессов запустилась программа немотивированных страхов, она была по ее словам «безбашенной» настолько, что участвовала в драках футбольных фанатов, а зачастую являлась их зачинщицей. Да и поныне, в отношениях с матерью, с которой отношения выстроены симбиотически, она нередко проявляет реакции капризности до брутальной грубости. 
Клиентке предложено обращать внимание на появление малейших признаков раздражения в первые моменты их возникновения, что соответствует (разумеется, в нисходящей проекции) аскетическому понятию «прилога», как первой стадии «страсти» 
Вторым шагом, предполагая бессознательную гиперкомпенсацию энергетики гнева видимостью застенчивости, с ней пережит, продуман и прочувствован тезис авторитетного подвижника Аввы Дорофея «Смущение есть дело неразумия и гордости». Так у клиентки сформировано, на протяжении нескольких встреч, убеждение, что путем борьбы с агрессией, гневливостью, раздражительными реакциями, она получит избавление от приступов компульсивного страха. Терапия оказалась результативной – неделю спустя клиентка позволила матери отлучаться из дома, в то время как до этого боялась оставаться одна, а через месяц сама устроилась на работу неподалеку от дома. Трудность пользоваться метрополитеном пока остается, но терапия в описанном ключе, основанная на применении рекомендаций «духовного делания» продолжается.

Иногда, снижение неосознаваемой агрессии, которая является источником поверхностной тревожности, является практика добродетели прощения. На терапевтических сессиях практикуется припоминание возможных обид, начиная с детства и проводится анализ возможности прощения обидчика. Важность этого также видна из сказания об иноках Киево-Печерской лавры, которое также мы изложим стихотворно:

Жили вдвоем подвижники. Спасение стяжали
Вместе толкли зерно, вычитывали Псалтирь
Не о чем спорить было. Обид не держали
Попеременно были: ведомый и поводырь

Только Врагу не в радость, если все ладно
Поссорил он мирных братьев, как-то, постом 
Один из них боль не забыл и зло затаил на брата -
Совсем – говорит, - не прощу – ни в этом веке, ни в том

И вновь, через время, в болезни, упав в колени
Чернец обидевший просит – прости меня брат
Только не тот, кто немощен, а кто надменен
Словно покошенный падает вдруг назад

Что тут случилось - видно духовным оком:
Когда летит в человека смерти копье
Тот, кто склонится – не будет судим жестоко,
Гибнет скорее настаивающий на своем.



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Выражайтесь правильно или что бывает, когда друг друга не понимаешь
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Почему меня все время бросают? Что со мной не так?
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Культивируя желание: "Что выросло - то выросло" или "Что посеешь - то и пожнешь"?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Как понять, что друг вас использует и прекратить это
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Что стоит за аппетитом: почему вам все время хочется есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь