Что значит личность?

Что значит личность?

  

Определение личности

Личность (с греч. «persona», с нем. «personlichkeit») - маска, роль артиста, внешнее проявление человека, производимое на других людей.  Личность – это ядро, сердцевина внутреннего мира человека, неповторимая глубинная природа человеческого существа. Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, которые проявляются в общении, в обществе, в социальном взаимодействии.

О личности можно говорить, личность можно изучать только при наличии социальной активности индивида, его включённости в социальные контакты.

Более ёмкое и точно отражающее личность определение можно сформулировать так: личность – это нейро-психо-биологическая структура интегрирующая всю совокупность поведения человека. Нельзя отрицать, что в понятии личности должны учитываться как социально-исторические влияния, так и биологические свойства индивида. То, как будет человек воспринимать жизнь, реагировать на события и явления жизни, зависит и от врождённых, наследственных, биологических факторов и от социально обусловленных, приобретённых качеств.

  

Структура личности

Личность представляет собой продукт социализации, иными словами, психическое человека социализируется и как результат возникает структура личности. Одной только структурой личности психическое, разумеется, не ограничивается. Инстинктивные действия, психическая реактивность человека, базальные структуры адаптации, способность к формированию тех или иных навыков и т.д. существовали бы и без социализации. Личность человека является неким интегрирующим элементом, регулирующим поведение в социуме, обеспечивающим своеобразную приспособленность к социуму,  уникальную и характерную только для данного человека.

В  концепции личности  можно описать структуру которая включает: мировоззрение,  мировосприятие, субъективация себя, практика себя, ролевые отношения, нейро-биологический уровень, направленность личности.

 

Мировоззрение

Личность по сути является сложным поведением, структурированным в соответствии с требованиями социальной среды.  Это поведение подкрепляется внутри самого себя, обеспечивается различными структурами и прежде всего мировоззренческим базисом. Особенностью поведения человека является необходимость обоснования (объяснения) своего поведения. Объяснение собственного поведения формирует когнитивный базис этого поведения (мировоззрение).  Здесь важную роль играют различные традиции, религии, культуры и концептуальные модели принятые и развитые в обществе. Полного совпадения между поведением и его объяснением со стороны человека некогда не достигается. Данное несоответствие является движущей силой, модифицирующей поведение, с одной стороны, и предметом тематики объяснения (обоснования), с другой.

 

Мировосприятие 

Кроме мировоззренческого конструкта, конституирующего жизнь человека, также заслуживает внимания и феномен мировосприятия, под которым понимается специфика личностной апперцепции. Апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений  от предшествующего опыта данного лица, от общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности. Особенности мировосприятия того или иного человека определяют спектр воспринимаемой им информации. Человек не может и не имеет нужды воспринимать (рефлексировать) все жизненные процессы, все нюансы своего существования, каждую составляющую своего поведения. В поле зрения явления попадают весьма избирательно, только часть из них выделяется на общем фоне происходящего. То, какие фигуры выделяются из общего фона, зависит не от свободного выбора человека, а от специфики его внутренней организации. Всё это определяется нюансами имевшей место в процессе формирования личности и латентно продолжающейся всю жизнь социализации. 

 

Субъективация себя 

“Субъективация себя”– это процесс самоидентификации, то есть отождествления себя с той или иной концепцией, ролью, системой ценностей, с другой стороны – она представляет собой отрицание каких-то форм поведения, которые кажутся человеку не отвечающими его природе, поведенческой ориентации, системе убеждений.

 

 Практика себя

“Практика себя” – это использование тех или иных так или иначе принятых в обществе форм поведения. Этот механизм закрепляет у человека используемые им формы поведения посредством подкрепления действием положительного подкрепления.

Техники себя” которые проблематизируются (“субъективация себя”) и разрабатываются (“практики себя”) человеком, не являются его собственным эксклюзтвным изобретением, хотя и носят определённые индивидуальные черты. Материал для этих “техник себя” человек получает из своей культурной среды.

Именно это позволяет отнести все указанные феномены к феноменам социализации, которые в принципе наиболее существенны для периода детства и юности, но в целом продолжаются, хотя и в менее явных формах, и в последующие периоды жизни.

  

Ролевые отношения 

Человек может вступать в межличностные отношения, сознательно выполняя ту или иную функцию, ощущая себя тем или иным лицом, а также сущностно. Три указанные позиции исчерпывают весь спектр межличностных отношений: я-неотождествлённые, я-отождествлённые и индивидуальные (сущностные).

Наиболее типичные для человека отношения – я-отождествлённые. Их специфика заключается в самоощущении человека, в его неосознаваемой самоидентификации. Мы просто ощущаем себя мужчиной (или женщиной), сыном (или дочерью), отцом (или матерью), начальником (или подчинённым) и т.д.  Эрик Эриксон, один из ведущих теоретиков понятия “идентичность” говорит о человеке в такой ролевой позиции как о человеке, “отождествляющем себя с тем, чем он занимается в данный момент и в данном месте”.

В случае когда полного отождествления с какой-то социальной ролью не произошло, речь идёт о я-неотождествлённой роли. При этом человек может испытывать определённый дискомфорт продиктованный борьбой внутренних реакций. Я- неотождествлённые роли – это такое самоощущение человека, при котором его реакции не являются спонтанными, в том смысле что человек продумывает и принимает сознательные решения реагировать таким образом или нет.

Индивидуальные отношения в жизни человека – это отношения не наполненные содержательностью, они просто есть. Все наши бесплодные стремления обладать истинным знанием, быть искренними, верными, по-настоящему любящими, как это ни парадоксально, безмерно отделяют нас от того, к чему мы таким образом стремимся и что, хотя и не в том виде, как это нам представляется, хранится и может открыться в индивидуальных отношениях.  Для “человека разумного”, чем меньше он пытается знать, тем более его существование достоверно, таким он ближе к миру сущего, так как не выделяет себя из него. Однако мы привычно тяготеем к содержательности, к предметам и к их когнитивным представленениям. Игра слов затмевает реальность.

 

Нейро-биологический уровень

В структуре личности необходимо отдельно обосновать и указать нейро-биологический уровень, как основу, базис, на котором строится вся индивидуально-личностная структура. Собственно вся динамика личностных характеристик и особенностей формируется и воссоздаётся в этом пластичном но определённом от рождения материале.  Свойства нервной системы, особенности химических, обменных процессов головного мозга, антропологические характеристики, всё имеет значения для формирования и развития личности. Можно даже утверждать, что таким образом изначально задаётся направление и особенности развития личности, характера, темперамента, способностей.

 

Направленность личности

Одной из ведущих характеристик личности является направленность. В научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловленна и формируется в процессе воспитания. Наиболее ярко характеризуют направленность личности её интересы, идеалы, убеждения, мотивы.

 

Время формирования личности 

Исходя из понимания личности как интегрирующего фактора регулирующего поведение человека в социуме, -  считается, что о появлении личности можно говорить в возрасте около 3 лет. Именно в это время возникает самоидентификация, самоосознание себя как отдельного существа в мире. Но здесь мы можем говорить лишь о начальном формировании задатков личности, которая будет формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Личность человека не статична, она меняется и трансформируется в различные периоды времени в течении всей жизни.

 

 

 



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Строение человека, или три кита личности
  • Личность человека: структура или хаос?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Психическое и психологическое здоровье человека и личности
  • Как подтолкнуть себя или другого человека к изменениям
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Увидеть за болезнью человека или как человека не превратить в ярлык.
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Можно ли перевоспитать человека и как это сделать?
  • Уважение к личности и ценность человека
  • Метафорическое описание личности человека
  • Полярности: маятник личности человека.
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • Сходство созревания бабочки и личности человека.
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Зеркала личности или как не заблудиться в поиске себя
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Почему он не звонит? Или как узнать причину поведения другого человека.
  • Крестражи обычного человека, или «почувствуй себя Волан-де-Мортом»
  • Если у вашего любимого человека пограничное расстройство личности?
  • Заниженная самооценка или по какой структуре личности себя измеряем?
  • Что «держит» человека в изживших себя супружеских отношениях?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь