Без вины виноватые: застревание в чувстве вины

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Как формируется невротическая вина, в которой мы застреваем?

В детстве ребенок 1) зависит от родителей физически и эмоционально, 2) имеет эгоцентрическую картину мира ("все зависит от меня, я – причина всего", это нормальная особенность детского восприятия). 

Поэтому, даже когда ребенка не обвиняют напрямую, он может бессознательно винить себя в том, что происходит со взрослыми, например, в разводе, алкоголизме, болезни, неблагополучии, плохом настроении родителей. А уж если они обвиняют ("ты нас расстраиваешь"), то и подавно.

Когда ребенка обвиняют, он может переживать много разных сильных чувств (не только вину, но и гнев, обиду, боль, страх), с которыми обвиняющий родитель, понятно, не помогает ему справляться и не дает их выражать. И поэтому ребенок заворачивает эти чувства на себя (родителей обвинять нельзя, злиться на них нельзя, а на себя – можно) и формирует идею "я плохой, я должен срочно все исправить". 

Ведущим чувством здесь, скорее всего, является страх – страх отвержения, страх потери привязанности. Он может не осознаваться, но ребенку крайне важно (на глубинном, инстинктивном уровне), чтобы родители его не отвергали, потому что это вопрос выживания. Генетически в нашей психике закреплено, как важно принадлежать своей стае, как важно ребенку быть рядом со своим взрослым, иначе – смерть (см. об этом, например, в книгах Людмилы Петрановской "Если с ребенком трудно", "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка"). 

Потом мы вырастаем и уже можем выжить без родителей и без партнера. Это не значит, что мы должны жить в одиночестве и отказываться от отношений, а значит, что, вырастая, мы приобретаем ресурсы для самоподдержки и можем жить какое-то время самостоятельно, чтобы искать, выбирать подходящего спутника, завершать одни отношения и начинать новые, иметь возможность искать свою «стаю», а не быть привязанным к какой-то одной.

Но если в детстве нам была нанесена травма отвержения, то сформированная когда-то зависимость закрепилась на уровне инстинктов самосохранения и из-за этого остается актуальной и по сейчас. Единственным способом отношений для такого человека продолжает быть подчинение другому ради безопасности, выживания. Или разрыв:

В созависимых отношениях ведь как: то "лучше уж это, чем ничего", то "лучше уж ничего, чем ЭТО!" (Татьяна Мартыненко)

И тот способ, что помогал выживать ребенку (цепляться за другого), теперь мешает взрослому строить отношения.

Кроме страха одиночества, в отношениях, построенных на невротической вине, играет свою вторую (или для кого-то – первую) скрипку детская иллюзия всемогущества, особенно подкрепленная родительским посылом ("я расстраиваюсь из-за тебя!"), приводит к страху "разрушить" другого ("я такой плохой, из-за меня мама может умереть"). Для ребенка это и правда непереносимо. 

И именно страх ранить, разрушить, сломать другого потом держит без вины виноватых взрослых в дисфункциональных отношениях ("не представляю, как уйти, она не сможет без меня", "не могу сказать нет, он обидится").

То есть такие отношения стоят на двух подпорках: "я без тебя не выживу" и "ты без меня не выживешь".

Но вообще взрослые люди способны выжить самостоятельно и сами ответственны за свои чувства. И если нам что-то не нравится, мы способны с этим справляться без шантажа и манипуляций ("ты плохой, а ну-ка быстро переделайся-исправься, чтобы мне стало хорошо") и не разрушаться. И то же самое справедливо для наших партнеров. Я могу сказать другому о своих чувствах  и желаниях, попросить его не делать так, как мне не подходит, и он может пойти мне навстречу, а может и не пойти: он не обязан меняться под меня, подчиняться мне. И дальше мы можем вместе с ним думать, как быть с этим противоречием. Иногда разрешить конфликт без потерь невозможно – например,  какое-то решение, убеждение партнера противоречит моим потребностям (я хочу сохранить отношения, а он – завершить, или наоборот). И тогда остается только это принять и пережить боль утраты. (Речь, конечно, идет о боли от  разочарования, несовпадения целей, непонимания, а не о тех случаях, когда партнер применяет к вам любого рода насилие – психологическое, экономическое, физическое, сексуальное. Тут стоит в первую очередь подумать, как можно защититься, спастись.)

И наоборот: имея осознанный опыт прохождения через трудные, сильные чувства, получив адекватную поддержку в своих переживаниях, мы перестаем бояться разрушить другого отказом, несовпадением, различием, конфликтом: я выдерживаю свои сильные переживания – значит, и другой взрослый способен справиться со своими и вынести мой отказ, мое "нет", наши различия. Взрослому человеку это вполне под силу, это нормальная, неотъемлемая часть жизни. 

Так происходит освобождение от невротической вины.



Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я жить без тебя не могу" или "комплекс самоуничижения".
  • Как сказать "нет" без чувства вины
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Как говорить "нет" без чувства вины?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Насилие без насилия. "Мне это кажется?"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Отцы и дочери: скрытая безотцовщина или "Если б знал ты, папка, милый, как мне плохо без тебя"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь