Влияние оценки на процесс саморегуляции молодежи

Оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. С сегодняшней политический и социальной обстановкой в нашей стране молодежь является самым не защищенным звеном в социальной цепочки. Личностное и профессиональное развитие молодежи тесно связано с процессом саморегуляции. Процесс осознанной саморегуляции есть, по сути, процесс постоянного оценивания условий, своих возможностей, текущих и конечных результатов, ценности самих целей, своих индивидуальных особенностей, значимых в контексте деятельности.

1. В работах X. Хелсона и его последователей экспериментально подтверждено положение о том, что при оценке величины любого стимула человек использует определенный вид «личной шкалы», относительно «средней» или нейтральной точки которой («уровня адаптации», по терминологии автора) и производится оценивание. При этом было показано, что формирование «личной шкалы» происходит путем постоянной ассимиляции стимулов, относимых человеком к данному классу, в его индивидуальном опыте.

2. Наибольшее значение для общепсихологического анализа проблемы имеет понимание того, что собой представляет оценочное основание, что составляет его содержание и каков принцип его организации. Батурин пишет, что оценочное основание — это совокупность представлений о степени выраженности какого-либо свойства предметов и явлений, которая «накоплена» в процессе социализации и в индивидуальном опыте взаимодействия с предметами и явлениями, относимыми субъектом к одному классу, и которая нечетко упорядочена по принципу превосходства в степени выраженности данного свойства в процессе «наивного шкалирования». Совокупность таких представлений может объединяться в целостное представление о нормальном, типичном, среднем, должном предмете или явлении. В наиболее простом случае оценочное основание — это представление об единичном, но действительно эталонном объекте, признанном таковым на основе индивидуального или социального опыта.

3. Отличие же между обычным отражением отношений превосходства и оценкой заключается в том, что при оценивании сравнение производится не между двумя единичными объектами, а между объектом оценки и оценочным основанием, т. е. накопленным и обобщенным представлением об обычном, усредненном объекте. Формирование такого оценочного основания происходит как раз за счет «обычного» отражения отношений превосходства между парами единичных объектов (1).

4. В. Е. Клочко обнаружил, что эмоции учавствуют в отражении системных, психологических качеств предметов, презентируя их в сознании человека. Иначе гороря. они учавствуют в том процессе, в котором происходит «смешения» внешнего и внутреннего, их переход. Эмоции, таким образом, учавствуют в процессе отражения, но «особым образом», в качестве «переживания» значимости или ценности попадающего в сознание явления. В тоже время попавшее в сознание, отразившиеся с помощью эмоций предметы окружающегося мира рефлеусируются человеком в их предметности (значении), необходимости (смысл) и возможности (ценности) действовать с ними. Рефлексируемые человеком значения, смысл и ценность предметов вербализуются и презентируется тругим и самому человеку в вербальных оценках. Поэтому вербальные оценки несут в себе смысы и ценности предметов, характерезуя тем самым ценностно-смысловое содержание сознания человека.

5. Оценки являются одним из новообразований психологической системы, по которому можно судить о соответствии действующего человека и той части мира, в которой осуществляется деятельность. И тогда естественно предполагать, что в оценках не просто фиксируется, но совершается факт вписывания информации в образ мира человека, и превращение ее (или предметов, за ней стоящих) в одну из координат построения жизненного мира человека.

1. Батурин Н.А. Проблемы оценивания и оценки в психологи. // Вопросы психологии – М., Педагогика №2, 1989.

2. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону, 2002.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976



Просмотров: 407
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что является самым важным для любого человека?
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Половая функция человека адекватно реализуется в процессе тесного взаимодействия с другим человеком
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что обо мне подумают люди: о страхе социальной оценки
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • Предпубертат. Что важнее - мечты или оценки?
  • Ценности человека и смыслы его жизнедеятельности в контексте консультативных теорий
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Красивая и грамотная речь человека, говорит о красоте его внутреннего мира
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Просто послушать (с), или немного о том, что происходит в психотерапии
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Принцип синхронистичности - или о том, как работает зеркало внешнего мира
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Значение волшебной сказки для внутреннего мира человека
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Страх оценки и что с этим делать?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Что делает человека человеком?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Навязчивый страх плохой оценки: что делать?
  • Почему со мной происходит то, что происходит или, что я чувствую к миру?
  • Что говорит одежда человека о его характере?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь