Навязчивый страх плохой оценки: что делать?

В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что дети и взрослые так сильно акцентируют внимание на результате, что в итоге страдает сам процесс. И в случаях со школьными оценками происходит "поломка" мотивации - вместо учебы ради знаний и открытий, чувства компетентности и уверенности в себе получается учеба ради мнения, ранга и статуса. Загвоздка еще в том, что на оценку влияют разные факторы, многие из которых ребенку не подвластны (подготовка учителя, его настроение, шум в классе и т.д.). Такое отношение только усиливает чувство беспомощности, зависимости и ведет к невротизации. А здесь, как говорил герой к/ф "Асса", главное не стёкла, главное — ощущать себя зрячим человеком.

Хорошо помню удивление 8-летнего мальчика в разговоре об оценках. Из-за страха получить "не то", он затягивал выполнение домашних заданий, некоторые и вовсе не записывал в дневник, стал более рассеянным на уроках. Успеваемость закономерно ухудшалась. На мой вопрос, что же такое оценка, он не нашел, что ответить и сильно задумался. Тогда я предложила взгляд на оценку как на показатель того, как человек постарался и чему еще надо уделить внимание. (Это не умаляет ее значимости, но передает ответственность и возможности ученику). "Мне еще никто такого не говорил", - радостно и удивленно сказал мальчик. На следующих сессиях он стал более активным и спонтанным, а репетитор, которого собиралась нанимать мама, не понадобился. С мамой мы тоже говорили об отношении к оценкам.

Детский страх оценки - это всегда продолжение тревог и ожиданий взрослого. И, говоря о детях, я говорю для взрослых.

Изначально, они не боятся оценки, они боятся реакции взрослых. Особенно младшие школьники, которые только начинают этот путь, целиком сливаясь с тем,что они делают. "Я настолько хорош/плох, насколько хорошо/плохо ты реагируешь на то, что у меня получается" - вот ведущая установка этого возраста. Чтобы лучше понять состояние ребенка, спросите у себя:

  • Насколько вам важно мнение собственных родителей, начальника, коллег и друзей?
  • Что вы чувствуете, когда понимаете, что совершили ошибку?
  • А что при этом делаете?
  • Насколько вы способны удерживать напряжение, когда вас критикуют или сравнивают с другими?

Если родители вовремя не скорректируют свое отношение к процессу обучения и успеваемости, то страх получить неугодную оценку примет генерализированную форму и начнет "жить свой жизнью" - в виде навязчивых движений, соматических симптомов, утрате интереса к учебе или, наоборот, чрезмерном застревании на своих школьных успехах и неумении принять проигрыш.

Как в этом случае помочь ребенку? Поделюсь идеей упражнения, которое возникло спонтанно в работе с мальчиком (9 лет, 4 класс) и его мамой, ожидающей от сына 10 баллов (для продолжения обучения в престижной гимназии необходимо сдать экзамены и предъявить безупречный аттестат). И мальчик вроде бы способный, и  учиться ему интересно, и надежд столько на него возложено родителями и учителями. Только цена такого аттестата - невроз навязчивых движений. Сам факт оценки вызывает у него напряжение.

Я предложила ему... превратиться в оценку. В 8 баллов, например, ведь они уже нежелательны дома. И станцевать два танца - "Танец деревянной восьмерки" и "Танец восьмерки из желе". Если танцевать трудно, то пройтись по комнате в этих образах, побегать, постоять на месте. Предлагая, я исходила из соображения, что, "превратившись" и "оживив" цифру, ребенок вернет себе напряжение, которое проецирует на нее и выразит его через игру и движения. А изображая "врага" в разных физических состояниях - от твердого до желеобразного, чередуя процессы возбуждения-торможения,  снимет мышечное напряжение. К тому же это повод проявить фантазию: придумать свой вид оценок (из чего сделаны) и поуправлять ими...

Вот так из совместного творчества родилось терапевтичное упражнение.

Говоря из собственного опыта ученика (два диплома с отличием) и преподавателя - важно понимать, что оценка есть не буфер в общении между двумя людьми, а отражение меры совместных или личных усилий.

Навязчивый страх плохой оценки что делать



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Любовники-любовницы: что такое "хорошо", что такое "плохо"?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь