Как любовь влияет на здоровье и развитие ребенка

Автор статьи: Ковтун Юлия Юрьевна

Почему ребенок  - это зеркало материнской души

Младенчество – удивительная и загадочная пора жизни ребенка, проходящая в отношениях  с матерью.  Эти взаимоотношения традиционно скрыты от посторонних взглядов, они наполнены чувствами, которые сложно выразить словами, и строятся на языке тела и эмоций. Условия, в которых ребенок развивается в первые месяцы жизни, любовь и ощущение собственной ценности, несомненно, будут играть важнейшую роль в том, каким он вырастет.

Любовь и развитие младенца

Даже после рождения ребенок физиологически все еще зависим и неотделим от матери. Материнское молоко дает питание, прикосновения тела согревают и успокаивают, снижая содержание уровня гормонов стресса. Такая базовая регуляция помогает ребенку приспособиться к окружающей среде и выжить. Поскольку физиологические системы младенца характеризуются незрелостью и регулируются очень тонкими механизмами, ранний опыт, пережитый ребенком, оказывает на них огромное воздействие. Современные данные нейробиологии показывают, что даже темпы созревания и роста головного мозга, которые в норме в первый год жизни наиболее высоки, могут быть нарушены при неблагоприятных условиях.

По сравнению с детенышами других представителей животного мира, эмоциональные способности человеческого младенца запрограммированы очень слабо и в большой степени обусловлены опытом и социальным окружением. Например, активного ребенка мама может в одном случае воспринимать как агрессивного, а в другом – как энергичного, удобного, с которым легко взаимодействовать. Так начинает складываться взаимодействие личности матери с личностью ребенка.

В раннем возрасте в теле и мозге человека на уровне эмоций и телесных функций запечатлеваются образцы взаимоотношений, направляющие всю дальнейшую жизнь. К примеру, ответ на стрессовое воздействие ребенка, о котором плохо заботились, будет более реактивным и беспокойным, в сравнении с ребенком, получавшим должную заботу в младенчестве, их биохимические реакции также будут отличаться. Природой предусмотрено, что взрослые будут помогать младенцу справляться со стрессом. Если заботливый родитель ухаживает за ребенком, успокаивает с помощью прикосновения, кормления, поглаживаний, укачивания, общения, тем самым поддерживая его эмоциональную стабильность, уровень гомона стресса кортизола с первых месяцев жизни будет низким.

В чем проявляется чувствительность матери?

         Начиная с 50-х годов XX века психологи занимаются изучением эмоциональной связи младенца с матерью как необходимого условия его выживания. Ребенку недостаточно простого присутствия другого человека, важно то, как этот человек присутствует: с любовью или без любви, эмоционально или безучастно. Младенец формирует надежную эмоциональную связь с тем взрослым, который заботится о нем и чутко удовлетворяет его потребности, т.е. чувствителен к нему.

Чувствительная мать в состоянии:

    своевременно и внимательно воспринимать сигналы ребенка (например, его плач или крик);правильно распознавать и интерпретировать сигналы (например, он плачет из-за недомогания, голода, боли или поиска телесного контакта);адекватно реагировать на эти сигналы (т.е. удовлетворять потребность в течение терпимого для ребенка срока ожидания).

Мама, которая во время общения с ребенком слишком увлечена собственными делами, проблемами и настроением, теряет чуткость по отношению к потребностям ребенка. Ей сложно определить причину беспокойства малыша, она кормит его слишком много или недостаточно, сильно прижимает ребенка или наоборот надолго оставляет одного. Конечно, такое взаимодействие с матерью на некоторое время успокаивает младенца, но истинного ответа на потребности он не получает.  В результате ребенок искаженно воспринимает свои желания, он становится отражением состояния матери. В последующей жизни это может вызывать определенные трудности.

«Трудные» родители

С позиции ребенка, родители, в самом деле, могут быть «трудными».  Это относится к невнимательным родителям. Например, мать (или другой значимый взрослый) находится в состоянии депрессии, апатии, она погружена в себя, испытывает мало положительных эмоций от контакта с ребенком и берет его на руки только для того, что покормить или переодеть. В таком случае у младенца может сложиться депрессивный   способ взаимодействия с людьми.

Другим неблагополучным вариантом является слишком навязчивая мать. Она может испытывать враждебность и возмущение по отношению  к потребностям ребенка, даже злость, хотя и сама не всегда это осознает. Такая мать занимается младенцем очень активно, но она не чувствительна к его потребностям и сигналам, часто подавляя его инициативу. На поведенческом уровне это выражается в том, что мать резко и грубо берет ребенка на руки, держит его отстраненно.

Конечно, в большинстве случаев родители инстинктивно внимательны к младенцу и доступны для ребенка настолько, чтобы замечать его сигналы, регулировать его состояние и обеспечивать эмоциональную безопасность. В ранний период жизни ребенок неотделим от матери, физиологически и психологически является ее продолжением. Младенец нуждается во взрослом, который заботлив настолько, что способен считать потребности ребенка своими. Когда ребенку плохо, мама тоже чувствует себя плохо, она немедленно реагирует на это состояние и стремится исправить его, удовлетворив потребность младенца. Так, откликаясь на чувства ребенка, мать регулирует его состояние.

 

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека».
Д. Винникотт

Что в свя­зи с этим де­лать?

Понимание чрезвычайной важности влияния ранней эмоциональной связи со взрослым на развитие и здоровье ребенка возлагает огромную ответственность на родителей, которые хотят для своего малыша всего самого лучшего. Может показаться, что для благополучия ребенка ему нужна идеальная мать, не допускающая ни одной ошибки в воспитании. На самом деле, это не совсем так. Английский психоаналитик Д.Винникотт ввел понятие «достаточно хорошей матери»,  которая заботится о своем ребенке, чутко реагирует на его потребности, играет с ним, разговаривает. При этом иногда она ошибается, но стремится исправить свои ошибки. Младенцу нужна не идеальная, а заботливая мать, рядом с которой он будет чувствовать себя любимым и защищенным.

 

«Я надежна не потому, что я машина, а потому что знаю, в чем ты нуждаешься. Я забочусь о тебе. Я хочу, чтобы ты имел то, что тебе нужно. Вот так я люблю тебя, пока ты такой маленький и беспомощный». Д.Винникотт

Сложно переоценить значение отношений с матерью для здоровья и развития ребенка. Если по какой-либо эмоциональная связь с самым близким человеком утрачивается, малыш, в попытке справиться с одиночеством, ищет себе союзника в виде страхов, болезней, агрессивного поведения, отставания в развитии. Все это может пугать маму, вызывать раздражение или чувство вины, но она не перестает любить своего ребенка и пытается ему помочь. Быть любящей, чувствительной и заботливой матери помогает обращение к опыту собственных детских переживаний, а также поддержка окружающих. Современная психология позволяет, начиная с первых дней жизни младенца, поддерживать мать и ребенка в формировании их надежной эмоциональной связи.

Как любовь влияет на здоровье и развитие ребенка



Просмотров: 540
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.
  • Идеальная Мать или как не лишить ребенка счастья?
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Развивающий диалог: у ребенка нет готовых программ, но это не основание лишать его уважения
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Сладкое и дети или как перевести в одной лодке ребенка, Новый Год и хорошую мать.
  • Как сводить ребенка к психологу до его рождения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь