Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу

Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу.

 

Каждая будущая мама мечтает о том, как она будет ласкать своего малыша, носить его на руках, кормить и баюкать. Она представляет себе его первую улыбку или первый шажок. Но ожидая рождения ребенка, каждая женщина задается и вопросами: “А что мне с ним нужно будет делать?”, “А как я узнаю, что ему нужно?”. Да, он ничего не сможет сказать, объяснить, что он чувствует. Но каждая внимательная мама всегда поймет своего малыша, хотя очень трудно в это поверить в период ожидания его рождения.

Обобщая исследования детских психологов и огромный опыт общения с мамами, имеющими маленьких детей, попытаемся рассказать о том, что же на самом деле нужно малышу.

Известно, что самый творческий возраст – это детство человека. Но это именно тот возраст, когда человек находится в максимальной зависимости от других людей. С момента рождения, когда взрослые начинают опекать малыша, удовлетворять (или им только кажется, что это так) его потребности, происходит деформация его уникального творческого потенциала, сужение заложенных в нем исключительных и многообразных возможностей.

И, естественно, происходит ограничение возможности ребенка к проявлению его сущности, его потребностей, способностей и желаний. А именно это стремление к самопроявлению представляет собой фундаментальную человеческую потребность.

Чтобы проявить потенциальные возможности своей сущности, стать самими собой, детям нужно, чтобы значимые для них люди откликались на испытываемые ими потребности. Значимые люди – в первую очередь, мама и папа, бабушки и дедушки, братья, сестры, люди, помогающие ухаживать за малышом. Если дети находят такой отклик, чувствуют тепло и любовь окружающих, пусть даже в чем-то не совершенных людей, то их способности раскрываются как весенние цветы.

Но, если их потребности не удовлетворяются, они приостанавливаются в росте, возвращаются к более ранним стадиям развития (регрессируют в возрасте) или отвергают свои потребности, чтобы не испытывать боль из-за “глухоты” близких для них людей. Как больно видеть 2-3-х летних детей, которые уже ничего не хотят, никуда не бегут и не стремятся, не балуются и не пачкают одежду, они делают только то, что сказала делать мама. Наверное, именно самые послушные дети, дети–“паиньки” – самые несчастные, поскольку все свои потребности и желания они подавили, загнали вглубь себя и не могут достать. У есть обязанности, но нет самого главного права – права быть собой Их мечты никогда не реализуются, потому что они не помнят, о чем мечтали. Эти дети мечтают только о том, что может понравиться взрослым.

Что же наиболее важно для ребенка в раннем возрасте? Что ему необходимо для того, что быть счастливым, мечтать и развиваться? Понятно, что это не только еда и сухие пеленки, но и улыбка мамы и ее любовь, и “хорошая погода в доме” и не только в доме.

Наиболее существенные потребности, испытываемые детьми, следующие:

- потребность в безопасности и ее составляющие: потребность в стабильности, устойчивости семьи, надежности отца и матери и их любви друг к другу, потребность ощущать свое единство с ними обоими и уверенность, что они тебя никогда не бросят; потребность в безопасной социальной среде в более широком смысле – отсутствие войны, безработицы, агрессии и т.п.. Ребенок, выросший с ощущением безопасности, доверяет миру вокруг себя и себе самому, он уверен в себе, готов познавать мир, смотреть на него открытыми глазами и даже более здоров, чем малыш, который чьи родители или излишне опекают его, боятся за него (мир опасен!), или не могут создать для него безопасного окружения. Потребность в безопасности, удовлетворение которой приводит к развитию доверия, – базовая потребность человека.

- потребность в обучении: ребенок обладает естественным врожденным желанием познавать мир, учиться читать, писать, приобретать знания, вести домашнее хозяйство, следовать правилам, он также испытывает потребность жить в обществе, познать половые различия, особенности поведения с противоположным полом, потребность познакомиться с миром взрослых; ему также необходимо и общение вне круга семьи, потребность иметь друзей, общаться со сверстниками (и годовалому малышу это необходимо в не меньшей степени, чем семилетнему, просто формы общения будут другими);

- очень важно удовлетворение потребности в том, чтобы тебя принимали соответственно возрасту, и не заставляли быть маленьким взрослым, не выставляли тебе требования как к взрослому: потребность играть, смеяться, бегать, потребность в свободе от ответственности за других (например, за братьев и сестер, за свою семью, за общество в целом и т.д.), но и не пытались оставить на всю жизнь в детстве, позволяли делать самому то, что уже возможно;

- потребность быть любимым и, таким образом, нужным кому-то, потребность в сердечном тепле и нежности, потребность в том, чтобы тебя прижимали к себе, ласкали и обнимали, жалели, когда тебе больно и плохо (эта потребность связана с таким “правилом воспитания”, как “8 обязательных объятий в день”);

- потребность быть самим собой, иметь собственные вещи, свою территорию, личную жизнь, потребность быть единственным в своем роде, уникальным, потребность, чтобы тебя воспринимали таким, каким ты есть, ни с кем не путая и ни с кем не сравнивая, потребность в поощрении быть самим собой, потребность утверждать себя в жизни таким, какой ты есть и т.д..

– чтобы проявлять себя такими, какие они есть, детям нужно получать признание. Потребность ребенка в признании складывается из следующих составляющих:

  • потребность в том, чтобы его видели, слышали и понимали таким, какой он есть в действительности, а не в собственных идеальных образах родителей;
  • потребность в том, чтобы его принимали такими, какой он есть, а не пытались переделать под некий образец, придуманный, красивый, но не соответствующий развитию ребенка;
  • потребность в том, чтобы ему верили, и тогда он раскроет лучшие стороны своей души;
  • потребность в том, чтобы его любили безусловно, бескорыстно, - любили за то, что он есть, а не за его успехи;
  • потребность в том, чтобы в него верили, ведь весь остальной мир еще не верит в него, а положительный взгляд на себя, уверенность в своих силах, помогут малышу преодолеть все трудности;
  • потребность иметь свое место и свою роль в том мире, в котором они живут;
  • потребность испытывать ощущение внутреннего покоя и безопасности рядом со значимыми людьми.

Когда ребенок лишается возможности выражать эти потребности, или когда они не удовлетворяются близкими для него людьми, они предаются забвению, подавляются или отвергаются, но не исчезают. Они требуют удовлетворения. И эта жажда сохраняется у человека и в зрелом и в пожилом возрасте.

В жизни часто происходит так, что у детей не удовлетворяется значимыми людьми одна из потребностей, а иногда не удовлетворяются и все. Некоторые родители не видят своих детей и не понимают, каковы они в действительности, в глубине своей души. Родители заботятся лишь об удовлетворении физиологических потребностей малыша, почти или совсем не обращая внимания на глубинные черты его личности и сущностные устремления. Некоторые родители не принимают детей такими, какие они есть, потому что дети не соответствуют ожиданиям, не оправдывают надежд. Классическим примером может быть рождение девочки в семье, где ждали мальчика. И даже если родители смирились с рождением девочки, ее потребность в признании останется неудовлетворенной.

Иногда детям в семьях не верят, несмотря на то, что они всегда говорят правду, они могут жить в атмосфере подозрительности, все время ощущая, что им не доверяют, в них сомневаются. Некоторые родители высмеивают стремления своих детей или дразнят их, пытаясь привести в соответствии со своими ожиданиями. Дети могут чувствовать себя ненужной обузой или помехой. Дети могут испытывать чувство опасности, незащищенности, когда отношения с близкими конфликтны. Часто это чувствуют дети, родители которых разводятся.

Все это приводит к травматичным для ребенка переживаниям и негативному опыту, которые впоследствии формируют его жизнь и убеждения. И эти травмы могут быть нанесены в очень раннем возрасте и даже на внутриутробной стадии развития. Это происходит различными путями, когда взрослые подчиняют детей своей воле, подавляют их и используют в своих целях. Дети также могут чувствовать себя ответственными за плохое настроение или самочувствие значимых для них лиц.

Возможны также проблемы у младших детей в семье. Когда младший очень хочет походить на старшего, то он подавляет свою истинную сущность и остается на всю жизнь тенью старшего. Иногда взрослые вырабатывают у старших детей преувеличенное чувство ответственности за младших. Их ставят в пример, навязывают им роль взрослого. Но будучи детьми, они ощутят скорее чувство вины, собственной неполноценности, несоответствия идеальному образу, навязанному взрослыми, что может пагубно отразиться на их способности к спонтанному самопроявлению. Если у детей небольшая разница в возрасте, то старшие могут начать угнетать младших, почувствовав, что младшие служат помехой их самовыражению.

Конечно, мы не идеальны, мы люди и можем совершать ошибки. Но важно помнить, что ошибки, которые случается время от времени допускать практически всем родителям в воспитании ребенка, не всегда приводят к психологическим травмам. Привычное, повседневное отношение к ребенку – вот то, что является источником травм раннего детства. Это определенный тип отношений, когда ребенку привычно отказывают в праве быть собой. Его не принимают таким, какой он есть. И именно это в наибольшей степени оказывает влияние на развитие его личности.

Так что же делать? Просто слушать и слышать своего малыша, чувствовать его своей душой и своим сердцем. Он проявит вам саму свою сущность, а ваше сердце всегда подскажет вам, что ему нужно. Не пытаться еще до его рождения выстроить всю его жизнь, а потом подгонять “неудобные” черты под созданный вами образ, а попробовать довериться этому маленькому существу с огромными возможностями, не переделывать и не “лепить как из пластилина”, а предоставить ему то, что ему необходимо для собственной реализации, создать среду, которая будет в максимальной степени соответствовать его потребностям и способствовать гармоничному развитию.



Просмотров: 780
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Потребность во внимании- что это?
  • Невротическая потребность в Любви или это и есть Любовь? 5 признаков
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что нужно Мужу от Жены. Важнейшая мужская потребность
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Желание vs потребность. как понять, что стоит за желанием
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Потребность в радости или как быть счастливым?
  • Почему бывает так сложно брать, даже когда четко осознаешь свою потребность?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Потребность рождения детей.
  • Радость – это потребность или необходимость?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Признать свою потребность в одобрении, чтобы не попадать в манипуляции.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему развитие - это потребность?
  • Развитие детей: потребность в автономии
  • Секс — это не потребность!
  • Потребность в безопасности и ее удовлетворение у младенцев
  • Потребность в самоуважении у детей
  • Потребность во власти у детей
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь