Кризис как новогодняя традиция(версия статьи для журнала ПОнедельник)

КРИЗИС КАК ДРЕВНЯЯ НОВОГОДНЯЯ ТРАДИЦИЯ

Период новогодних праздников традиционно является временем стресса. Символическое значение этого периода маскируется радостным возбуждением праздника. Но сами праздники, как известно, уходят корнями в глубокую древность. В те самые времена, когда человечество смогло отражать циклическую суть природных процессов, когда "пышное природы увяданье" сменяется "морозом и солнцем чудесного дня». Осознание конечности бытия привело людей к ритуализации поведения: окончание тяжелого времени трудовых и боевых подвигов сменяли мистерии, во время которых проходили символические ритуалы "смерти-возрождения». Символически человек уходил от старого и отжившего, и проходя через опьяняющий ритуал праздника рождался к новой жизни. Его прежнее "социальное Я" уходило, и человек мог начать жизнь с "чистого листа». Мы можем наблюдать элементы ритуала "смерти-возрождения" в дошедшем до нас празднике Масленицы, с проводами зимнего времени и сжиганием чучела на костре. 
В западноевропейской традиции таким период является предрождественский период, сочельник, в постсоветской России таким периодом стало предновогоднее время. Для нас стало привычным наблюдать, как с полубезумным видом буквально носятся по гипермаркетам покупатели "затовариваясь" продуктами и подарками, как ускоряется и без того плотный поток автомобилей на городских магистралях, спешащие водители теряют остатки осторожности, рискуя попасть в аварийные ситуации, с каким настойчивым упорством люди пытаются завершить проекты именно в конце года любой ценой, не считаясь с потерями и ценой вопроса.

В этот период критичность мышления снижается, начинают преобладать элементы мышления архаического, волшебного, уходящего корнями в примитивную магию подобия. Ведь мистерия защищает от накопившегося за предыдущие месяцы чувства вины, за все что было не выполнено и отложено за этот период. Символическое стремление отыграться и очистить суровую и всевидящую совесть от вины самообмана в течение года толкает к плохо обдуманным и иррациональным поступкам. В основе такого поведения лежит попытка взять под контроль не только собственное поведение (которое как раз могло отличаться непоследовательностью, плохим планированием, недооценкой риска и противоречивостью стратегии), но и плохо контролируемые факторы (удача, макроэкономические и социальные процессы). Ведь возможность индивидуального контроля человека над чем-либо крайне мала, и ее иллюзия поддерживается воспитанием и научением. Если мы лишимся этой иллюзии, то легко впадем в беспомощный ужасно поиск удовольствия и любопытство побуждают нас действовать и планировать свою жизнь, ставя все новые амбициозные цели и забывая о других, более ранних.

В результате ужас перед загадкой бытия замещается у нас планами, стратегиями, а также рутиной повторяющихся действий и социальных ритуалов, делающих мир иллюзорно безопасным и предсказуемым, а существование в мегаполисах суетливым и тревожным (если Вы попали на вершину социальной пирамиды и можете устанавливать правила игры сами) или скучным и раздражающим (если Вы вынуждены играть по правилам других). Поэтому приближение праздника манит перспективой одномоментной разрядки напряжения, однозначного и мистического преображения, когда "...все проблемы остаются в прошлом году...". В это период даются обещания, проверяются на прочность нарождающиеся любовные союзы, подводятся промежуточные итоги бизнес-стратегий. И конечно, расцветают пышным безумством мистерии корпоративен, бессмысленные и беспощадные праздники безудержного веселья, позволяющие растворить и проиграть накопившуюся за месяцы совместного труда ненависть конфликтов и мелких интриг, чтобы вновь почувствовать себя частью чего-то большего, чем индивидуальная конкурентная стратегия.

 И прочувствовать, в союзе с немалыми дозами этанола, сопричастность к великой миссии корпорации и свой скромный вклад в великое будущее "всего прогрессивного человечества". 
Но этот год особенный: к традиционному предновогоднему маниакальному психозу, добавился апокалиптический привкус экономического, в частности валютного кризиса. Пошатнувшееся доверие к национальной валюте подхлестнуло невиданный ранее потребительский спрос в области продаж автомобилей, бытовой электроники, и в целом импортных товаров. Возникшие на рынки дефициты, также отразили ритуально-магический характер выросшего спроса. В частности, традиционный индикатор психизма населения: дефицит гречки. Апокалиптические фантазии о приближающемся голоде имеют два источника: один вполне рациональный, связанный с осознанием хрупкости логистических цепочек виртуальной и глобальной экономики, включающий элементы роботизированного порядка и хаоса, и меж поколенный страх социальных экспериментов советской и постсоветской эпохи (продразверстка, раскулачивание, девальвация, деноминация, рэкет, рейдерство).

В российском обществе крайне популярны архаичные мифы, основанные не на устойчивом развитии, а на сверхмобилизации. Былинный образ Ильи Муромца побуждает наших соотечественников искать "волшебные решения" в стиле товарища Шарикова, призывающего в критической ситуации "взять все и поделить". Прозорливые инвесторы с радостью наблюдают, как иррациональное поведение сограждан открывают новые возможности для развития, а люди, не дружившие со стратегическим мышлением и ранее становятся еще менее рациональными в своих поступках. Но апокалиптические фантазии имеют и другой иррациональный источник: силы нашего желания. В этот момент просыпается в народе "масленичное сознание", страстно желающее перемен, иррациональным образом видящее в кризисной ситуации магический источник решения всех проблем, когда мощная волна кризиса сметет набившую оскомину рутину, необходимость социального принуждения и карьерно-конкурентной гонки, столь привычной в современном мегаполисе, но совершенно утративший свой эволюционный смысл.

Наша цивилизация сделала упор не на развитие человека в целом, а на развитие технологий, и стремится подчинить человека технологиям. Протест нашего «глубинного Я» против технологизации и ритуализации жизни и проявляется в катастрофических опасениях по поводу кризиса. Они отражают наше желание вернуться от рутинного и привычного к удивительному и новому. Ведь именно желание нового и отказ от рутинного породило современные технологии. Так что встречаясь с многочисленными фантазиями и пророчествами относительно кризиса, пользуйтесь старым фрейдистским методом обращения с фантазиями: ищите в себе ту часть нашей глубинной сущности, которая страстно желает пугающих наше "рутинное Я" критических перемен.
Ведь любая социальная гарантия является не более чем иллюзией и защитным маневром нашего сознания.



Просмотров: 574
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Чем опасно обманывать себя? Ведь так все " хорошо"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Поиск самореализации, как "эпидемия" нашего времени. Зачем все ее ищут?
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Быть не "как все". Притча " Иной ход"
  • "Когда все против, а я за нас"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть первая
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть вторая
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть третья.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь