Профориентация и самоопределение подростков с ЗПР

Профориентация и самоопределение подростков с ЗПР

Выбор профессии и самоопределение для многих подростков достаточно труден.

Для учащихся с задержкой психического развития (подробнее про ЗПР) профориентация и самоопределение является довольно сложной проблемой.

Подросток,  при выборе будущей профессии/специальности опирается на следующие необходимые знания:

  • Знания о собственных интересах, возможностях, способностях
  • Знания о выбранной профессии
  • Знания о ситуации на рынке труда, востребованность специалистов

Все эти знания сводятся воедино, для выбора будущей профессии.  Важно выбрать будущую профессию с чувством ответственности за свою дальнейшую судьбу.

У подростка с ЗПР снижено качество данных знаний и умений.

Подростки с ЗПР обладают сниженной самооценкой, полагаются на мнение и оценки значимых для них людей: учителей, родителей, опекунов, друзей.

Уровень рефлексивности у них недостаточный.

Способность к самоанализу снижена, а порой и отсутствует. 

Всё это затрудняет правильный и рациональный выбор будущей профессии.

Задержка психического развития практически не сказывается на творческом развитии ребенка.

Многие дети с ЗПР успешны в художественном восприятии окружающего мира: поют,  танцуют, рисуют, занимаются декоративно-прикладным творчеством. Успешны в спорте, а также  в ремонте, конструировании и обслуживании различной техники. Любят готовить, шить, заниматься парикмахерским делом, ухаживать за растениями и животными.

Трудовая мотивация формируется и усиливается в момент хорошо выполненной работы, когда есть гордость или удовлетворенность за свои успехи. Это ярко выражено в той деятельности, о которой говорилось выше. Это может быть решающим при выборе будущей профессии/специальности.

Учебная мотивация у детей с ЗПР формируется с затруднениями. Здесь нет такой же яркой ситуации успеха.  При понимающих родителях и правильного взаимодействия со школьными учителями, создать ситуацию успеха возможно и в учебной деятельности, что расширит выбор профессии.

Именно поэтому у школьников с ЗПР необязательно формировать установку на выбор исключительно рабочих профессий.

Информированность о разнообразии профессий необходима  для подростков с ЗПР в той же мере, как и для всех остальных подростков.

Подростки с ЗПР «видят» только своё ближайшее будущее, связанное с поступлением и обучением выбранной профессии, но не осознают последствия того или иного выбора.

Заглянуть с ними дальше, в то будущее, где будет востребована выбранная профессия, обсудить все плюсы и минусы условий труда и финансового обеспечения, перспективы выбора, могут вместе с подростками значимые для них взрослые. Об этом следует говорить с детьми. Приучать их осознавать последствия своих действий или бездействий доброжелательно и терпеливо, намного раньше наступления подросткового возраста.

Подростки с ЗПР, как и другие подростки не застрахованы от ошибки в своем профессиональном выборе. Это право на ошибку дано всем. Предложенная/выбранная модель получения специальности/профессии - это не готовое решение, которое не подлежит корректировки.

Согласитесь с этим и предусмотрите такое развитие событий. Значимым взрослым желательно разговаривать с подростками на следующие темы:

  • о востребованности выбранной профессии на рынке труда
  • где и в качестве кого профессия/специальность позволяет трудоустроиться
  • оплата труда, условия труда по данной специальности
  • перспектива дальнейшего роста/развития
  • какие возможности будут для  изменения своих профессиональных планов при острой необходимости (варианты и вариации)

Предоставьте подростку возможность выбора заранее. Определите круг желаемых профессий. Помогите узнать о каждой из них больше, посещая открытые мероприятия в учебных заведениях, беседуя с выпускниками, молодыми специалистами. 

 

 Статья " Ребёнок с ЗПР. Терпение, только терпение!"

Статья "Ребенок с ЗПР в школе."

Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2, скайп irino4kavas



Просмотров: 591
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Задержка психического развития (ЗПР).
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • Ребенок с ЗПР. Терпение, только терпение!
  • Ребенок с ЗПР в школе. О чем надо знать взрослым.
  • Психокоррекция эмоционально познавательного развития детей с ЗПР
  • Нейропсихологическая коррекция - один из основных видов помощи при аутизме, зпр и зрр
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить внимание
  • О проблемах выбора будущей профессии...
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • Выбор будущей профессии! Как не ошибиться?
  • «В поисках своего призвания или как решить серьезный вопрос о выборе будущей профессии»
  • Ребенок с ЗПР в школе. Почему он себя так ведет
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • Выбор профессии для подростка
  • ЗПР у ребенка скорректирует Танец
  • Не сложная задача- выбор будущей профессии
  • У ребёнка ЗПР?
  • У ребёнка ЗПР
  • Как правильно обучать ребёнка с ЗПР?
  • Шпаргалки по выбору профессии для подростков
  • Посоветуйте тесты по профориентации для выбора профессии
  • Занятие с детьми 5-6 лет с ЗПР с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты
  • Частые ошибки при выборе профессии.
  • Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии
  • 10 ошибок при выборе профессии
  • Почему о своей будущей профессии надо думать заранее?
  • Выбор профессии – это на всю жизнь?
  • "Чего я хочу от своей будущей профессии"?
  • Homo самоопределяющийся: 9 ошибок при выборе профессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь