|
Профориентация и самоопределение подростков с ЗПРАвтор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Выбор профессии и самоопределение для многих подростков достаточно труден. Для учащихся с задержкой психического развития (подробнее про ЗПР) профориентация и самоопределение является довольно сложной проблемой. Подросток, при выборе будущей профессии/специальности опирается на следующие необходимые знания:
Все эти знания сводятся воедино, для выбора будущей профессии. Важно выбрать будущую профессию с чувством ответственности за свою дальнейшую судьбу. У подростка с ЗПР снижено качество данных знаний и умений. Подростки с ЗПР обладают сниженной самооценкой, полагаются на мнение и оценки значимых для них людей: учителей, родителей, опекунов, друзей. Уровень рефлексивности у них недостаточный. Способность к самоанализу снижена, а порой и отсутствует. Всё это затрудняет правильный и рациональный выбор будущей профессии. Задержка психического развития практически не сказывается на творческом развитии ребенка. Многие дети с ЗПР успешны в художественном восприятии окружающего мира: поют, танцуют, рисуют, занимаются декоративно-прикладным творчеством. Успешны в спорте, а также в ремонте, конструировании и обслуживании различной техники. Любят готовить, шить, заниматься парикмахерским делом, ухаживать за растениями и животными. Трудовая мотивация формируется и усиливается в момент хорошо выполненной работы, когда есть гордость или удовлетворенность за свои успехи. Это ярко выражено в той деятельности, о которой говорилось выше. Это может быть решающим при выборе будущей профессии/специальности. Учебная мотивация у детей с ЗПР формируется с затруднениями. Здесь нет такой же яркой ситуации успеха. При понимающих родителях и правильного взаимодействия со школьными учителями, создать ситуацию успеха возможно и в учебной деятельности, что расширит выбор профессии. Именно поэтому у школьников с ЗПР необязательно формировать установку на выбор исключительно рабочих профессий. Информированность о разнообразии профессий необходима для подростков с ЗПР в той же мере, как и для всех остальных подростков. Подростки с ЗПР «видят» только своё ближайшее будущее, связанное с поступлением и обучением выбранной профессии, но не осознают последствия того или иного выбора. Заглянуть с ними дальше, в то будущее, где будет востребована выбранная профессия, обсудить все плюсы и минусы условий труда и финансового обеспечения, перспективы выбора, могут вместе с подростками значимые для них взрослые. Об этом следует говорить с детьми. Приучать их осознавать последствия своих действий или бездействий доброжелательно и терпеливо, намного раньше наступления подросткового возраста. Подростки с ЗПР, как и другие подростки не застрахованы от ошибки в своем профессиональном выборе. Это право на ошибку дано всем. Предложенная/выбранная модель получения специальности/профессии - это не готовое решение, которое не подлежит корректировки. Согласитесь с этим и предусмотрите такое развитие событий. Значимым взрослым желательно разговаривать с подростками на следующие темы:
Предоставьте подростку возможность выбора заранее. Определите круг желаемых профессий. Помогите узнать о каждой из них больше, посещая открытые мероприятия в учебных заведениях, беседуя с выпускниками, молодыми специалистами.
Статья " Ребёнок с ЗПР. Терпение, только терпение!" Статья "Ребенок с ЗПР в школе." Статьи на любой вкус. Подпишись и читай. Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2, скайп irino4kavas Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|