Шпаргалки по выбору профессии для подростков

   Пользу выбора профессии сложно переоценить, у вас есть своя комната, своя школа, свои друзья, и даже велосипед, а теперь будет и профессия, это в большей степени относится к реальному и сложному профессиональному выбору и он всегда индивидуальный, то есть за него несется реальная ответственность. В современном мире цена ошибки сильно возросла, учитывая тревогу родителей, которой нагружается школьник, это касается и ЕГЭ, и дальнейшего обучения. Чего уж говорить, современные экзамены стали неким подобием теста на родительскую профпригодность «Мы проходим по баллам туда-то, а вы?». Тогда и получается, что профессиональное призвание штука, чрезмерно нагруженная страхом ошибки и родителей, и самих подростков. Соответственно поиски профессии превращаются иногда в попытки избежать ошибки или выбрать беспроигрышный вариант, порой, подменяя реальное профессиональное призвание. Хотя призвание – это всегда ощущение себя настоящего, поиски себя, попытка отыскать в деятельности и собственных интересах свое лицо, свой смысл и воплотить это в выбор профессии. Когда я могу сказать, что я - это не только я, но и моя профессия.

Шпаргалки по выбору профессии для подростков

  Мне часто на семейных встречах приходится сталкиваться с некоторой «зашуганностью» или уходом, капитуляцией подростков, когда ни он, ни родители не знают куда дальше двигаться, а приближается время поступления. Это объяснимо, учитывая издержки тревоги родителей и современное поколение, заточенное на успех и своеобразную моду в профессиях, сложно недооценивать степень рисков. И не поддерживать в этом подростка опасно, ведь он очень скоро может напугаться такой ответственности и сдаться под натиском родителей, которые, скорее всего, будут воспринимать это как некую лень и нежелание выбора вообще. Все что нужно здесь, порою - это некоторая помощь в адекватном построении плана, который будет лишь реалистичен во времени, месте и объекте профессии, на это требуется большое терпение и это не делается за один раз.

     Поэтому норма профориентации, как науки о поиске профессионального призвания и самоопределения как раз и состоит в изменчивости мира и поиске лучшего профессионального поприща. И она в этом играет лишь начальную роль, всю же остальную работу делает сам подросток, когда планирует будущее, узнает наличие профессий и их принадлежность, пытается строить прогнозы, узнает про вещи, связанные с работой. Поэтому так часто ему нужна помощь, информация и поддержка в профессиональном выборе. Главными постулатами в этом процессе считаются 3 кита выбора профессии. Первый – это всеобщая талантливость, бесталанных людей не существует, там, где есть человек, всегда существует и его призвание, если этого нет, значит, человек занят не своим делом. Второй постулат говорит о всеобщем превосходстве, это значит, что если у вас что-то получается хуже, чем у других - что-то должно получиться лучше, ищите! И наконец, третий постулат отражает неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

   Это осознание часто помогает справляться с повышенной тревогой, а создавая профессиональный план, мы можем получить шанс найти наше призвание, хотя придется изрядно постараться, конечно же. В своих поисках стоит опираться на несколько простых рекомендаций:

  • У нас всегда есть время и право на ошибку – и это абсолютная правда, мы всегда можем изменить свое решение, или спустя время передумать. Наши профессиональные поиски не ограничены временными рамками, как допустим ЕГЭ или ГИА, мы можем ошибиться и пойти искать в другую сторону, даже если поступили учиться не туда, куда изначально хотели. Если мы взглянем на тот же ВУЗ, то заметим период кризиса 3 курса, который проходит каждый студент, переоценивая свою позицию в профессии. В европейских странах существует любопытный феномен, там школьники после окончания школы не поступают сразу в ВУЗ, а занимаются поисками собственного призвания через путешествия, работу, творчество. На моей памяти люди меняли профессии и в 50, и в 70 лет, наш взрослый мир и взрослые поиски себя в профессии не связаны только с образованием, тем более школьным. Только представьте себе мир с главной ошибкой после школы - это было бы ужасно.
  • Ищите информацию о профессиях – мы являемся взрослыми людьми с определенным багажом знаний, жизненного опыта, профессиональной деятельностью, я сейчас говорю об учителях и родителях, которые обладают достаточно объективной информацией о различных профессиях, положении на рынке труда. Даже если это не совсем так, всегда можно разговаривать, искать, подбирать необходимую литературу, найти информацию в интернете об интересующей подростка профессии. По возможности организовать встречу с представителями тех профессий, которые интересны, пройти профориентационное обследование и проконсультироваться со специалистами-профконсультантами.
  • 3. Пробуйте себя в профессии, которая интересна - можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм «пробы» профессии на себе. Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками  и секциями. Например, если  ученик чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты. Достаточно часто можно найти возможность для устройства  на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но, находясь «на месте событий» можно окунуться в атмосферу интересующей профессиональной деятельности, набить «своих шишек». Подобрать подходящую профессиональную пробу,  помочь подростку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.

    4. Говорите, всегда говорите - очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор. В разговоре важно определить критерии выбора профессии с учетом знаний и опыта у каждого участника разговора. Стоит говорить о том, ясна ли вообще та профессиональная деятельность, которая интересна, насколько она перспективна. Не менее  ценным будет возможность обсуждения альтернатив, при хорошем плане, всегда нужен запасной, это поможет избежать характерного зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие, может более подходящие варианты. Важно обсудить мотивацию и представления об этой профессии, но не только и не столько стоит говорить об этом, сколько быть рядом и учиться слышать и понимать другого, особенно если этот другой – родитель, который напуган не хуже подростка. Вот об этом и стоит иногда говорить, честность позволит избежать массы взаимных претензий.

    4. Изучай профессиограммы желаемых профессий  - она представляет собой описание признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится. Хорошая профессиограмма всегда включает в себя ряд следующих признаков: в чем суть данной профессии?, чем конкретно занимается сотрудник?, в каких условиях происходит труд?, какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?, какие способности нужны для успешного овладения профессией?, легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?, на какие заработки можно рассчитывать?, каковы возможности для карьерного роста?

    5. Создавай план профессионального самоопределения – в вопросах поиска важно планирование, поскольку это всегда долгосрочный проект, причем индивидуальный, но помощь в нем со стороны родителей будет неоценима. Это план должен быть реалистичным, достижимым и конкретным. Он должен учитывать несколько важных пунктов: связаны ли мои желания с предполагаемым местом учебы? Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах учебы, которые я уже выбрал? Какова общая картина места учебы? Что конкретно будет делать студент в данном учебном заведении? Какой уровень теоретической, практической и физической подготовки необходим для обучения в данном учреждении? Каковы отзывы об этом учреждении? Что известно о режиме и характере учебной деятельности, а также требованиях, предъявляемых к учащимся? Насколько реально добиться тех целей, которые поставил с учетом этого заведения? Что необходимо сделать, если «сорвется» лучший вариант? Что произойдет, если «сорвутся» и первый, и запасной варианты? Также важно знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках в школе, днях открытых дверей в учебном заведении. Но не стоит отождествлять выбранный учебный предмет с профессией, для этого есть другие источники информации, к одному из которых относят общение со специалистами той профессии, в пользу которой сделан выбор, данный опыт может позволить более реалистично оценить шансы выбранной специальности.

       И, конечно, выбирая профессию в подростковом возрасте, нужно быть изначально настроенными на то, что это только один из выборов, желательно, чтобы он был наиболее подходящим именно на данном этапе.

    Материал опубликован в издании "Тихоокеанская звезда"



    Просмотров: 448
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Выбор профессии – это на всю жизнь?
  • «Никто не хочет ЭТО слушать» или зарисовки на полях о профессии психотерапевт.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • Как выбрать своего психолога, несмотря на то, что вы не владеете информацией об этой профессии
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • «Проклятие профессии» или что значит быть спортивным психологом
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • «В поисках своего призвания или как решить серьезный вопрос о выборе будущей профессии»
  • Посоветуйте тесты по профориентации для выбора профессии
  • Выбор есть всегда, но это только наш выбор
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • Что нужно знать о профессии, прежде чем ее выбрать?
  • Несколько рекомендаций по выбору профессии для детей и взрослых.
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Выбор профессии для подростка
  • В вашем кошельке всегда будут водиться деньги. Если сделать это...
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Какие бывают профессии: где найти полный список профессий
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Деньги будут всегда, если соблюдать это простое правило
  • Как найти себя в профессии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь