Говорить или не говорить- вот в чем вопрос!

- Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений...вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

А.П. Чехов "Размазня"

Занятие посвятим вопросам откровенности в общении, умению и внутреннему позволению говорить то, что есть на самом деле, заявлять о своем мнении, своих желаниях... но без претензий, попыток манипулирования или насилия над чужой волей, а просто давая обратную связь так, чтобы тебя слышали...

- Как сказать о том, что тебя что-то не устраивает, не вызывая протестной реакции у собеседника? - Как не принося себя в жертву, не стать тираном? - Как идти по своему желанию, так чтобы окружающими это воспринималось как само-собой разумеющееся? и ещё множество других "как", с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Помните старый анекдот:

Пациент на приеме у врача:
- Доктор, скажите мне, что со мной? Это кошмар! Я говорю много и подолгу, но никто этого не замечает, всем кажется что я молчу. Никто не слышит меня. Вот недавно был на свадьбе друга. Встал и произнёс длинный торжественный тост. После него друг подходит ко мне и спрашивает: "Что с тобой? ты встал, помолчал и выпил". Доктор, что со мной?!
Доктор:
- Ну и долго мы будем молчать?

Итак, наша сегодняшняя тема - говорить и быть услышанным.

Рассмотрим разные аспекты этого вопроса. Т.к. порой кому-то нам легко дать обратную связь, а с кем-то в общении я "сам не свой". Отследим уровень искренности и комфорта в общении с родными, с противоположным полом, с начальством, с подчиненными, с друзьями, с малознакомыми людьми. Попробуем осознать это телесно (через ощущение свободы или несвободы жестов), вербально (через скорость, тембр, окраску речи) и эмоционально (легко- тяжело).

Итак, у нас получилась табличка, она естественно весьма и весьма условная, но тем не менее... очень хорошо помогает увидеть реальную картину свободы/несвободы нашей коммуникации.

Говорить или не говорить вот в чем вопрос

Все оценки ставятся по 10 бальной шкале.

Начинаем с дальнего окружения и приближаемся к самым близким, осознавая насколько легко вам "быть собой" в общении с другими людьми. В аспекте данной работы мы пока не рассматриваем просто общение - сразу переходим к наболевшему - заявлению о своих желаниях или умению отказывать в тех случаях, когда вам что-то не нужно. (в таблице это изображено столбцами - "мне надо" и "я не хочу").

Попробуйте оценить то, насколько вам легко сказать что вас что-то не устраивает незнакомому человеку или же попросить его о помощи. Насколько люди откликаются на это, т.е. слышат вас- помогают, подсказывают. Насколько легко вы строите фразы и естественна ли ваша речь, когда вы обращаетесь к незнакомцу - или же вы начинаете "мямлить" и вас понимают с трудом? Насколько энергозатратно для вас - обратиться к прохожему, вы собираетесь с силами, выбираете того, кто кажется более мягким и интеллигентным или можете обратиться почти к любому, без промедления, если у вас возник вопрос?

По такому же принципу оцениваем все остальные строки - легко ли мне заявить о свое желании и легко ли мне отказать, когда я не хочу.

Последние строки- "особый персонаж" - это кто-то в вашей жизни, кого сложно классифицировать или кто выбивается из общей схемы, кто-то с кем вам особенно легко... или особенно тяжело.

Хорошенько потрудившись над заполнением таблички вы откроете для себя много интересного - сможете осознать свои слабые и сильные стороны и увидите зоны, которым следует уделить особое внимание.

Там, где всё хорошо - осознали, порадовались за себя и других и оставили. Внимание переносим в те сферы, где общение затруднено...

   Поставьте перед собой стул, положите на него любой предмет и представьте, что перед вами тот, у кого надо что-то попросить. Расслабьтесь и позвольте себе взять предмет чисто (без страха, без стеснения или неудобства, свободным жестом принятия, с радостью и благодарностью, но без ощущения, что вам обязаны или должны). Постарайтесь насладиться этим телесным переживанием принятия!

А теперь положите другой предмет, который будет олицетворять то, что вам не надо и отодвиньте его в сторону (откажитесь от этого, но без сопротивления, без борьбы, а с позиции - мне это не интересно, мне скучно). Отследите насколько долго ваше внимание удерживается на этом предмете. А насколько долго вы переживаете, когда вам приходится отказывать кому-то? Сомневаетесь? Испытываете смущение, неудобство? Руководствуетесь принципом анекдота - зануде проще дать, чем объяснить, почему нет? Переживите телесно это "состояние отпускания" того, что вам не надо. Насытьтесь покоем, который появляется.

Поиграйтесь с разными предметами, прорабатывая все сферы, где нашли свою несвободу. 

Когда этот этап будет закончен - переходим к следующему. Учимся говорить! Опять же стул вам в помощь - вначале вслух попросите у него желанный предмет, а затем скажите, что вам не нужен - нежеланный. Не дожидаясь ответа (вряд ли стул заговорит) сосредоточьтесь на вербализации своего желания. Отследите насколько легко или тяжело вам строить фразы, как звучит голос - искренне, или так, словно вы что-то украли? Найдите где в вашем теле живет то, что мешает вам заявлять о своих интересах. Какая область тела откликается? что там? Скованность, ком, холод или жар? Осознав, перенесите внимание в эту точку своего тела и с ощущением ценности искренности подумайте о том, что вы можете позволить себе говорить о своих чувствах, мыслях и желаниях в тот момент, когда они появляются! когда в теле ощутите легкость - вы действительно позволили себе быть собой.

Завершая эту работу, подумайте о том, что вы возвращаете себе всю силу, потраченную на то, чтобы сдерживаться и прятать себя. Опять же прочувствуйте это телесно, на вдохе как бы "развоплощая" свою прежнюю реакцию.

Уже сразу после этой работы вы почувствуете насколько вы стали свободней. Изменения уже произошли и помня о "ценности искренности" вы заметите насколько легче, чище и приятней стало ваше общение с другими людьми.

Успехов вам!

По материалам занятия психологического клуба.

Юлия Кальченко 



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Фиг вам" или о том, как непросто попросить об услуге и помощи.
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Как прекрасно, что мне за тридцать или "Опять дурой? Никогда!"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Скажите , а что он думает обо мне?" - или об умеренной помощи психолога.
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Что говорить человеку на мосту?" Или вся правда о суициде
  • Уйти или остаться? О принятии решения или "не знаю, что мне делать".
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • "Мне надо подумать" в ответ на Ваше признание в любви. Что с этим делать?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь