Зачем нам эмоции?!

Часто в терапию приходят люди с подобными запросами: "У меня в жизни все хорошо, только чувства мне мешают, я хочу их контролировать..."
"Я излишне чувствителен/эмоциональный, как мне научиться подавлять свои эмоции..."
"У меня неадекватные реакции - истерики, приступы ярости, чрезмерная раздражительность..."
"Я не хочу испытывать негативные чувства..."

В общем, суть таких запросов - я хочу не чувствовать! Пожалуйста, сделайте из меня машину, которая без перебоев и отклонений будет выполнять свои функции! 
Прежде чем делать эту сложную операцию, я предлагаю поразмыслить над тем, зачем все-таки нам нужны эмоции, чувства, какую роль они выполняют. 
Важно также разделить понятия "эмоции" и "чувства". Чувства это сложные конструкции, которые включают эмоциональные компоненты. Эмоции же имеют универсальные феномены, особенно телесные.
Эмоции, чувства не могут быть "хорошие" или "плохие", они скорее могут быть приятные/неприятные. Но у всех их есть свой смысл. 
Можно выделить ряд основных функций, которые выполняют эмоции в жизни человека. В этой заметке, мы детально ознакомимся с одной из них.

1. Эмоции важны для обозначения потребностей. 

Конечно же, благодаря эволюции, человек вышел за рамки только организмических потребностей. И жизнь существенно усложнилась. Уже не так легко опознать какая именно потребность у меня сейчас и как я могу её удовлетворить. Это не чувство голода или жажда, которые, на уровне инстинктов, прописаны в базовых установках человека и не требуют научения в распознавании. Мы с рождения знаем, что скрывается за этим конкретным набором ощущений. 
А вот социальные и потребности личностного характера, остаются для нас часто неосознанными или изначально противоречивыми. В связи с этим, человеком теряет возможность их удовлетворения. Если вернуться к метафоре еды, то вспоминая чувство голода, наверняка каждый может отметить, что в подобном состоянии, пищи вокруг как-будто становится больше, мы активней замечаем её в среде, реагируем на запахи, мысли о том "чтобы такого съесть" вытесняют все остальные:-) Еда становится главной активной фигурой для нас, все ресурсы организма направлены на восполнение дефицита. Пока мы хоть как-то не уменьшим чувство голода, другие потребности не смогут появится.
Такой же алгоритм у всех наших потребностей. Не осознавая "чего именно я хочу сейчас", я автоматически теряю возможность удовлетворить эту потребность полно, наиболее эффективным способом, дать уйти ей в фон и проявиться новым потребностям. И наша психика устроена так, что я все равно буду искать удовлетворения, завершения, только без осознавания это станет намного сложнее. Вот тут эмоции нам очень необходимы!
Распознаванию эмоций нас обучают, ну или должны обучать. Поскольку маленький ребёнок не может определить или назвать свои чувства, родители помогают ему связывать телесные ощущения и название эмоции. Такое знание необходимо во взрослой жизни для того, чтобы при опознавании определённых телесных процессов, можно было определить свои чувства и понять в связи с чем они возникли, чего я хочу или не хочу в данный момент времени.

Базовых эмоций не так много: 
Злость - Страх 
Радость - Грусть 
Отвращение - Удовольствие.

Все они имеют яркие телесные феномены и степени проявления. Чем ниже уровень проявления эмоций, тем меньше была фрустрация потребности. Я бы хотела остановиться на функциональности базовых эмоций.
ЗЛОСТЬ и СТРАХ отвечают за сферу безопасности человека. Так, например, злость может проявляться в диапазоне от раздражения до ярости. Мобилизация возбуждения происходит для защиты собственных границ или движения к миру для удовлетворения потребностей. Энергия помогает двигаться "к".
Раздражение является сигналом, что кто-то или что-то пытается нарушить наши границы. Это предупредительный знак, который появляется ещё до контакта с границей. 
Злость и Гнев же мы испытывает при вторжении, когда я хочу отодвинуть кого-то. Это случается либо когда я не очень чувствителен к своим границам, либо нарушение их было резким и внезапным.
Часто так же злость возникает, когда я хочу что-то получить, взять в этом мире и это не очень доступно, либо имеет место конкуренция. Вообще выражение злости - конструктивная деятельность, направленная на возвращение в отношения между людьми позитивных чувств, на возвращение в контакт. Энергия злости помогает двигаться "к".
Наивысшая степень злости - ярость, на удивление, является тёплым чувством, когда я хочу усиленно притянуть кого-то. Невероятное количество энергии выбрасывается на возвращение в контакт. Если человек испытывает ярость, он хочет что-то от вас получить. Чаще всего это случается, когда Другой выступает символом безопасности и соответственно человек пытается её вернуть себе экстренным способом. Именно поэтому ярость не адресная, часто это состояние сравнивают с аффектом, после которого человек с трудом может воспроизвести ход развития событий. Негативное влияние ярости в том, что её цель контроль над другим человеком. Ярость стремится вернуть слияние.
Страх человек испытывает при возникновении опасности для его существования. Данная эмоция поддерживает вектор "от". Выбор между страхом или злостью зависит от восприятия и смысла, который мы этому придаём. Человек, у которого мало опыта мобилизации и размещения злости, агрессии будет мобилизовать страх. И наоборот.

РАДОСТЬ и ГРУСТЬ обслуживают сферу ценностей. Радость, мы испытываем, когда привносим что-то в мир. Конечно же, радость бывает разной. Наивысшая её степень эйфория. Вот мы успешно заканчиваем какой-то проект или работу, создаём что-то, когда открываем свои чувства, высказываем своё мнение, делимся знаниями, помогаем кому-то и т.д. в любой из этих моментов испытываем радость. И чем больше мы привносим себя в мир, тем сильнее эта эмоция.
Грусть же, наоборот, появляется, когда что-то теряем. Степень проявления грусти зависит от ценности, которая утрачивается: Грусть-Печаль-Горе-Меланхолия. 
Часто именно эти эмоции считаются "неприятными" и мы делаем все возможное, чтобы избежать их переживания. В западной культуре людям сложно встретиться с подобными чувствами. Как часто мы слышим фразы "Не грусти, все будет хорошо!"; "Выше нос!"; "Не плачь, все пройдёт!"; "Хватит ныть!"; "Жизнь продолжается..!" и много-много других. Главный рецепт избегания грусти - отвлечься, переключиться, обесценить, забыться... Все бы хорошо, только вот не пережитые эмоции никуда не деваются. Грусть является естественным процессом завершения, очищения. Задержка, например, горевания приводит к депрессиям. При горевании отмирают нейронные связи (клетки) старого опыта. Таким образом мы можем пустить в жизнь что-то новое.

УДОВОЛЬСТВИЕ и ОТВРАЩЕНИЕ являются индикаторами насыщения и удовлетворения. 
Ощущение тошноты, рвотные позывы сигнализируют о возникновении отвращения, соотвественно, что-то, чего я не хотела, что мне неприятно, проникло через мои границы или чего-то может быть слишком много для меня. И так же как с пищей, мой организм пытается от этого избавиться. С помощью этой эмоции мы можем регулировать свой контакт с миром. В том смысле, что она даёт возможность нам понимать подходит мне это или нет, нравится или не нравится, достаточно ли мне или я хочу ещё. Мы можем испытывать отвращение и в отношениях с другими людьми. Так могут формироваться наши ценности, приоритеты, что непосредственно влияет на круг общения. А также с помощью отвращения мы регулируем дистанцию с другими людьми.
Когда же я улыбаюсь, внутри мне приятно, тепло, я чувствую удовлетворение, наполненность, как-будто поел вкусно и сытно, скорее всего это удовольствие. А это чувство означает, что я получила то, что хотела и мне достаточно.

Эти же эмоции могут быть как реакции на процесс удовлетворения потребности. Существует множество вариантов удовлетворение одной и той же потребности. Поскольку каждый человек уникальный, со своим опытом, набором представлений и смыслов, соотвественно и способ "как именно я хочу что-то получить от этого мира" может быть совершенно определенный.

Ещё несколько функций, которые выполняют эмоции. 

2. Коммуникативная функция эмоций.

Сложно отрицать значимость этой функции для нашего контакта с миром, особенно в построении отношений с другими. Как бы мы не были похожи, как бы не понимали друг друга и не считывали реакции, чувства по мимике, движениям, выражению глаз - другой для нас все равно остаётся загадкой. Никогда на сто процентов мы не можем быть уверенны, что именно, какие чувства переживает другой человек. Пока, конечно, он сам нам об этом не сообщит. Множество конфликтов, обид, вины и стыда возникает именно в том месте, где я не знаю что на самом деле происходит с другим человеком. Молчаливое взаимодействие порождает контакт через проекции и, конечно, же ведёт к недопониманию, не удовлетворению истинных потребностей с обеих сторон. 
Так, например, я приготовила чудесный борщ, он мне кажется совершенным, но вот Другой, попробовав может мне сообщить - "Недосолено". И в этой точке я могу понять: 1) что у него другой вкус, у нас разные представление о "совершенном борще"; 2) чтобы получить удовлетворение, ему нужно больше соли; 3) подходит ли мне такое количество соли в этом борще, чтобы он оставался для меня вкусным. 
Сообщая друг другу о своих эмоциональных реакциях, ощущениях и чувствах, мы:
- улучшаем взаимопонимание - теперь я знаю что с тобой происходит и могу к этому как-то отнестись или что-то сделать;
- предоставляем друг другу возможность увидеть какое влияние имеют наши поступки, слова, действия, то есть больше узнать о себе; 
- избавляемся от деструктивного круга обиды-вины;
- узнаем о истинных своих потребностях и потребностях Другого;
- легализируем чувства в отношениях, давая себе и Другому возможность их переживать и проживать, тем самым сохраняя близость отношений;
- избавляемся от разрушительного воздействия удержания, подавления и вытеснения эмоций, что, как известно, может приводить к соматическим нарушениям. 

3. Эмоции как индикатор того, что ситуация требует изменений.
Именно благодаря нашим эмоциям и чувствах происходят все изменения в жизни.
Ездили вы всю жизнь на трамвае и тут однажды проехались в машине. Весьма вероятно, что наличие удовольствия и, как минимум, отсутствие злости от того, что кто-то наступает вам на ногу, сообщают о том, что ситуацию хочется изменить - купить машину, например! 
Или, например, человеку сообщают о сложностях со здоровьем, чувство страха, скорее всего заставит изменить образ жизни, подход к себе. 
В близких отношениях с другим человеком, например, опираясь на отвращение, мы понимаем, что проявлений любви, заботы, нежности может быть сейчас для меня слишком много. Это отнюдь не говорит о нелюбви или отвержении, просто мне нужно отойти, чтобы сформировать дефицит и опять получать удовлетворение от отношений. 
Если вы жили-жили и тут, откуда не возьмись, появляются новые ощущения, эмоции - прислушайтесь внимательно, наверное существующие обстоятельства или ситуация уже не удовлетворяет ваши потребности, как раньше. 

4. Эмоции запускают процесс переживания. Маркер энергии в поле, которая может что-то изменить. 

Эта функция очень важна, особенно для терапевтов. 
Собственно эта функция открывает путь к изменениям, к получению нового опыта. 
Как это работает?!
Вот рассказывает мне человек о насилии в своей жизнь, при этом улыбается, ровный тон, никаких чувств. А у меня в это время сжимается всё внутри, мне страшно и больно от его рассказа. И когда я привношу свои эмоции в контакт с этим человеком, своё отношение к этому, свои чувства к нему (сочувствие, сопереживание), он и сам получает доступ к своим переживанием, для него это перестает быть "нормой".

Так же, в ситуации, когда какое-то чувство полностью поглощает нас, мы сливаемся с ним, и кажется, что нет выхода из ситуации, тупик. Развитая чувствительность к себе, к миру, может позволить заметить что-то ещё, что может кардинально изменить состояние и ситуацию.
Меня, к примеру, может охватить чувство злости, за которым я уже ничего не вижу, и хочется только разрушать. Но если я хоть чуть-чуть прислушаюсь к себе, то со злостью может быть боль. И тогда мне хочется не разрушать, а чтобы меня утешали и пожалели...

Будьте чувствительны к себе! Наши ощущения, эмоции и чувства это единственный компас, который помогает выбирать наш собственный путь!



Просмотров: 182
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Как прекрасно, что мне за тридцать или "Опять дурой? Никогда!"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь