Проективная идентификация.Основные аспекты.(ч.2)

Автор статьи: Гульнара Павлова

Проективная идентификация Основные аспекты ч 2 

     В современном психоаналитическом подходе необходимо рассматривать различные аспекты проективной идентификации (ПИ).  И  определяющим моментом является бессознательное желание человека  избавить себя от невыносимой своей части ( чувства, импульса, образа ) и поместить в  другого человека, с которым он находится в близком взаимодействии. Это происходит в случае, если эта часть себя ощущается как разрушающая, угрожающая целостности, слишком опасная, чтобы иметь её в себе. И тогда она уж и не моя как будто. Или, наоборот, эта часть слишком важна для человека, ценность, и может быть разрушена его же негативной частью .И тогда ее надо спрятать от себя и таким образом сохранить.  Для этого ценная часть помещается в близкого человека, с которым он частично сливается. Человек  на самом деле не может освободиться от этого содержания, поскольку в нём его собственная энергия нужная для жизни. Поэтому связь сохраняется и поддерживается.

     Важным следующим аспектом  ПИ является то, что человек, создающий проекцию, провоцирует свой объект вести себя или чувствовать так, как будто это его собственное содержание, при этом объект в этом практически и не сомневается. Для этой цели он определенным образом воздействует на объект. При этом человеку очень важно убедиться, что проецируемое содержание принято . Подтверждением этому является то , что объект начинает демонстрировать , особенно невербально, чувства или действия, соответствующие содержанию проекции.

     Если проецируемое содержание было принято объектом проекции, при чем это не разрушило его, а затем еще и трансформировано в более управляемое содержание, если объект справился с делегированными ему чувствами , то это может стать исцеляющим фактором для человека, например, в терапевтической ситуации. А в жизни при взаимодействии чуткой, эмоционально откликающейся матери и младенца это обычный процесс . Таким образом, объект проекции может быть моделью для проецирующего. Субъект будет интроецировать трансформированные импульсы благодаря открытости объекта проекции.( матери для ребенка или аналитика для клиента).В обратном случае, если объект проекции будет эмоционально закрыт или перейдет в оборонительную позицию(начнет защищаться) и тревожиться, тогда страх проецирующего перед собственным проецируемым содержанием значительно усилиться. Так эмоционально холодная или отстраненная мать не способна помочь своему младенцу переработать агрессивные импульсы и приступы тревоги.

     Хочется для иллюстрации полностью привести пример из практики Биона , где он описывает проявление ПИ в аналитической ситуации: « На протяжении анализа пациент прибегает к ПИ с настойчивостью, которая внушает мысль, что этот механизм, который он никогда не мог себе позволить в достаточной мере; анализ предоставляет ему возможность применить этот механизм… пациент чувствовал, как будто некий объект запрещает ему использование ПИ…что частям своей личности, которые он хотел поместить в меня, доступ в меня был запрещён.. Когда пациент стремился избавиться от страха смерти…, он отщеплял свои страхи и помещал их в меня. Идея, по-видимому, состояла в том, что если этим страхам позволялось находиться во мне достаточно долго, они подвергались в моей душе модификации и могли быть затем безопасно реинтроецированы. Однажды я заметил, как пациент почувствовал… что я эвакуирую эти чувства слишком быстро, так что они не были модифицированы, но стали ещё более болезненными… он стремился внедрить их в меня с ещё большим отчаянием и насилием. Его поведение изолированное от контекста анализа, могло показаться проявлением чистой агрессии … его агрессия была реакцией на то, что он ощущал как мою враждебную защищённость… аналитическая ситуация вызвала у меня ощущение, что я являюсь свидетелем исключительно ранней сцены. Я чувствовал, что этот пациент в раннем детстве столкнулся с таким поведением матери, когда она формально реагировала на его эмоциональные проявления. Понимающая мать способна ощущать чувство страха, с которым ребёнок пытается справиться с помощью ПИ, и при этом сохранять уравновешенное состояние духа. Этому пациенту пришлось иметь дело с матерью, которая не могла вынести этих чувств, и реагировала либо тем, что закрывала им доступ к себе, либо, наоборот, становилась жертвой тревоги, возникающей в результате интроекции этих тяжёлых чувств ребёнка…»

     Еще одним важным аспектом ПИ является коммуникация, которая характерна чаще всего для пограничных клиентов .Это мнение большинства приверженцев теории объектных отношений, последователей М.Кляйн.Однако, как показывает практика, это можно наблюдать и у невротических клиентов в условиях терапии, а также в реальной жизни в семейных отношениях. Субъект вводит в объект некое ментальное состояние с целью обращения к объекту, который воспринимается как посторонний. Это проявляется и в отношениях ребёнка с родителями. Так посредством ПИ человек дает понять другому свои еще довербальные чувства, которые невозможно выразить по-другому. В терапевтическом процессе это становится важной информацией о клиенте. Для глубоко нарушенных клиентов иногда это единственная возможность добиться понимания себя другим. А для работающего с таким клиентом терапевта иногда единственный путь к контакту.



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • На кого бы наорать!? Как в кризис агрессия «гуляет внутри, выискивая объект для выхода».
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Зачем себя обманывать, что похудение - это для здоровья?
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • А это не слишком для меня?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь