Особенности художественного творчества старших дошкольников с моторной алалией

     Интерес исследователей к детскому творчеству, в частности к рисунку, отмечается давно. Еще в конце XIX века итальянский исследователь детского творчества Коррадо Риччи установил, что дети рисуют не то что видят, а то, что знают и могут выразить словами, таким образом, развитие рисунка ребенка тесно связано с формированием мышления [3]. Дошкольники используют изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги. С помощью рисунка ребенок выделяет значимые объекты и фиксирует отношения между ними, одновременно приводя в порядок собственную систему представлений о мире.

    Стадии развития детского рисунка изучали В.Штерн, Г.Роум, К.Бюлер, Л.С.Выготский и др. Л.С.Выготский выделил три этапа формирования детского рисунка [1]. Первый этап — кинестетический рисунок, когда ребенок запечатлевает собственное движение по бумаге. Вторым этапом развития детского рисунка является рисование человека. Данный этап проходит ряд стадий: стадия «головастиков» (человек состоит из головы и ног); полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела; правильное изображение фигуры человека и первые попытки графической передачи движения. Третий этап – этап структурирования пространства рисунка.

      В работах зарубежных и отечественных ученых (Ф. Гудинаф, Карен Маховер, Л.С.Выготский, Е.И.Николаева и др.) отмечается, что манера рисования во многом определяется особенностями познавательной сферы ребенка [1, 3]. На основании данных фактов, мы предположили, что рисунки старших дошкольников с моторной алалией могут отражать особенности состояния их речевой системы и познавательной деятельности.

     Нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 25 старших дошкольников с моторной алалией (ОНР III уровня, моторная алалия) и 25 детей с нормой речевого развития. Возраст детей – 6 лет. В методики исследования были включены задания на свободное рисование и сюжетное рисование на тему [2].

         В работах дошкольников контрольной и экспериментальной группы были выявлены общие или универсальные признаки:

    ·           объекты в рисунках детей не заслоняют друг друга. Так как фигуры располагаются только рядом, то и последовательность их появления на листе предопределяет пространство, которое будет уделено каждой из них. Последовательность изображения объектов имеет закономерность: сначала появляются главные фигуры, занимая часть пространства, а затем только второстепенные, располагающиеся на оставленной части листа;
·                   у всех дошкольников отмечается индивидуальная символическая система, позволяющая им использовать пространственные и цветовые коды для передачи информации при помощи рисунка;·                   изображение в рисунках детей носит двухмерное измерение, третье измерение – глубина в работах отсутствует.

В рисунках и процессе изобразительной деятельности старших дошкольников с моторной алалией были установлены следующие специфические особенности:

  • ·                   у 40% дошкольников рисунки соответствуют второй стадии формирования рисунка, а у 60% детей с моторной алалией, как и в работах детей с нормой речевого развития, отмечено структурирование пространства в художественных работах;
    • ·                   изображение человека в работах 40% детей с моторной алалией имеет ряд специфических особенностей. В работах 20% дошкольников человек предстает в виде «головастик» с туловищем, веточками рук и ног, неполным изображением лица. Такое изображение человека характерно для детей 3-4 лет в норме. В рисунках другой части испытуемых (20%) отмечается переходная стадия изображения человека, на которой появляется профиль, но эти попытки приводят к созданию смешанного профиля, в котором у человека представлено 2 глаза и 2 носа, а все тело нарисовано фронтально. Также выявлено использование рентгеновского стиля изображения человека (изображение деталей, которые не могут быть видимы наблюдателю), характерного для ранних этапов формирования онтогенеза рисунка ребенка;у незначительной части дошкольников с моторной алалией (10 %) отмечено преобладание монохромности в рисунках. Цветовое оформление работ испытуемых характеризуется примитивностью (обычно используются 3-4 цвета), дополнительных цветов и оттенков в работах нет, что объясняется особенностями зрительного восприятия цветов, а также ограничением импрессивного и экспрессивного атрибутивного словаря, обозначающего цветовую гамму.·наибольшие затруднения у дошкольников вызвало задание на свободное рисование. Им сложно было придумать сюжет для рисунков, большинство детей (68%) повторили темы рисунков, предыдущих занятий по рисованию. Дошкольники контрольной группы сначала определяли тему рисунка, потом уже приступали к работе.

          Соотнесение рисунка с его названием проходит ряд ступеней формирования, которые определяются уровнем развития речи и воображения у детей: первоначально название объектов появляется в конце рисования, затем в процессе изображения, и к старшему дошкольному возрасту название опережает рисунок. У дошкольников экспериментальной группы словесное обозначение процесса рисования отсутствовало, они не комментировали свои действия, не «говорили» за своих героев (40%). Часть детей (28 %) сопровождали рисование отдельными звукокомплексами, реже отдельными словами, относящимися к номинативному словарю.

              Развитие рисунка детей осуществляется в первую очередь по законам искусства, но также оно тесно связано с формированием речевой и познавательной сферы. Поэтому выявленное специфическое своеобразие формирования рисунка детей с моторной алалией обусловлено структурой первичной речевой патологией.

    Список литературы

    1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991

    2.ЕгороваИ.В.Особенностиизобразительнойдеятельностидетейстяжелыминарушениямиречи // Специальноеобразование: материалымеждунар. науч. конф., 21-23 апр.2010г. - СПб. :ЛГУим. А.С.Пушкина, 2010. - Т.1. - С. 66-69.

    3.  Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПБ, 2010.

    4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.

    5. Якиманская И.С. Развитие пространственных способностей. - М., 1993.

     



    Просмотров: 433
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.1)
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.3)
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.2)
  • Тайный язык детского рисунка
  • Психология детского рисунка
  • Рекомендации родителям детей-дошкольников
  • Агрессивное поведение детей-дошкольников
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Стикеры, как материал для развития дошкольников
  • Трудности в обучении. Тактильные упражнения для развития мышления дошкольников.
  • Диагностика детско-родительских отношений с помощью проективного рисунка.
  • Как сделать выбор с помощью рисунка? Интерпретация
  • Как сделать выбор с помощью рисунка? Упражнение
  • Способы формирования познавательной активности у детей
  • Избавится от тревожности с помощью рисунка
  • Работа с бесплодием с помощью рисунка.
  • Развитие восприятия у дошкольников с ОНР
  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Эмоциональное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
  • Пазлы одного рисунка
  • Анализ рисунка. О КонтрГипотезе.
  • Несуществуюшее животное. Пример рисунка
  • Анализ рисунка. Формальные аспекты.
  • Такие разные ПТИЦЫ или Символика рисунка.
  • Развитие мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Анализ рисунка? К.Г. Юнг вам в помощь!
  • Условия полноценного развития дошкольников
  • Вариант использования рисунка и метафорических карт в консультировании



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь