Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье

     В настоящее время традиционные представления о течении беременности и развитии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная – плод» пересматриваются с учетом имеющихся в мировой науке наработок. Открываются новые возможности воздействия на развитие плода, течения беременности и родов, профилактики нервно-психических нарушений у новорожденных и малышей, что имеет большое практическое значение.

     В процессе развития можно выделить периоды, в которые отмечается особо интенсивное становление и развитие определенных органов и систем. В эти периоды именно они характеризуются повышенной уязвимостью к повреждающим воздействиям.

     Были установлены следующие критические периоды онтогенеза (Анохин П.К., 1966; Светлов П.Г., 1966;):

- 5-6 день зачатия (период имплантации);

- 4-6-я неделя беременности (период развития плаценты);

- 20-24-я недели беременности (бурное становление многих систем организма, приобретающих к концу этого периода особенности, свойственные новорожденным).

     О.А. Соколовой было установлено, что на формирование эмоциональной сферы ребенка наибольшее влияние оказывают факторы, воздействующие на него в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев внутриутробного развития (2001).

     Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, превалирующие во время беременности (особенно такие, как страх, агрессия), отмечались после рождения и у ребенка.

     Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его развитие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье.

     В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины И.А. Аршавский, основываясь на учении А.А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестационной доминанты (отлат. Gestation – беременность,   dominans – господствующий) (1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры.

     Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет собой интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического.

     Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестации и на создание условий для развития будущего ребенка. Особенности ПКГД проявляются в отношениях женщины к своей беременности , к  ее будущему ребенку.

      В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков И.В., 1996).

     Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеские отношения зрелые, гармоничные, беременность желанна обеими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женской консультации, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания здорового ребенка.

      Гипогестогнозический (греч. hypo – приставка, означающая слабую выраженность;  лат. Gestation – беременность; греч.  Gnosis - знание) тип ПКГД встречается у женщин двух возрастных групп: младшей и старшей. Представительницы этих двух групп весьма отличаются друг от друга.

  Женщины младшей возрастной группы характеризуются некоторой инфантильностью. Беременность у большинства из них незапланированная. Многие из них учатся в институте и не желают брать академический отпуск («чтобы не отстать    от группы»), продолжают заниматься с прежней интенсивностью, сдавать экзамены, посещают дискотеки, занимаются спортом, не ограничивают себя в употреблении сигарет и спиртного. Так, беременность они воспринимают как досадную помеху, которую стараются «не замечать», не задумываясь о предстоящих родах, материнских обязанностях.

      Старшая возрастная группа включает зрелых женщин, также не желающих менять свой жизненный стереотип. Большинство из них имеет высшее образование. Они планировали беременность, так как справедливо опасались, что с возрастом риск возникновения осложнений течения беременности и родов повышается. Однако эти женщины, как и представительницы первой группы, не склонны менять жизненный стереотип. Многие из них имеют хорошую профессию, увлечены работой, некоторые занимают руководящие посты. У них не хватает времени, да и желания встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения.

      К посещению курсов дородовой подготовки большинство женщин этой группы относятся скептически, что сказывается на течении беременности и родов. У многих после выписки отмечается повышенный уровень тревожности. Обязанности по уходу за малышом тяготят, женщины стараются переложить их на родственников, как можно быстрее вернуться к прежнему образу жизни. Воспитание детей осуществляется ими по типу гипопротекции, что приводит к появлению у детей невротических реакций.

       Выявление гипогестогнозического варианта ПКГД является показанием психотерапии беременной женщины. Психотерапевтические задачи при этом могут быть разными: улучшение супружеских отношений, коррекция иерархии ценностей, снижение уровня тревожности, повышение эмпатии и ответственности и т.д.

     Практика показывает, что своевременное выявление и коррекция гипогестогнозического варианта ПКГД положительно влияет на течение беременности и родов, способствует формированию материнских функций и «надежного» типа привязанности ребенка к матери, что способствует нормальному развитию и хорошему состоянию здоровья ребенка.

     Эйфорический (греч. Eu – хорошо, phero - переносить) тип ПКГД часто отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия.

     Нередко беременность становится средством манипуляции, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы ими посещаются, но далеко не ко всем советам они прислушиваются, не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

      Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В других случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает.  Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, но, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами, в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип  воспитания.

     Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, в резко сниженном фоне настроения беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может начать утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто возникают дисморфоманические идеи. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничтожения, обнаруживаются суицидальные тенденции. Гинекологу, акушеру, психологу – всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить невротический или психотический характер депрессии.

     Итак, определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации вынашивания и рождения ребенка, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.

     Оптимальный тип ПКГД – залог успешного развития здорового ребенка. Если женщина здорова, любима, беременна желанным ребенком, у нее оптимальный тип гестационной доминанты, она не испытывает острых стрессов, то плод находится в состоянии комфорта, безопасности и хорошо развивается. О. Ранк называл внутриутробное существование ребенка «раем».



Просмотров: 670
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Прочная связь. О том, как влияет психологическое состояние беременной женщины на ее будущего ребенка
  • Типы проживания беременности (гестационной доминанты)
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Мужская измена во время беременности жены и после родов. Кто виноват и что делать?
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Мужчина уходит от беременной женщины: почему это происходит и как к этому относиться?
  • Беременность. Секреты успешной беременности
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Кровотечение при беременности. Что делать?
  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • Книга о прерванной беременности. Как пережить потерю ребенка. Перинаталья утрата.
  • Отношения женщины и мужчины после рождения ребенка
  • Почему женщины забыли что они женщины
  • Влияние психотравмирующего опыта первой беременности на психосоматическое состояние во время последующих беременностей
  • Трудности во время беременности и как с ними быть. В чём я нашла поддержку.
  • Изменения в организме при наступлении беременности.
  • Что можно назвать "сумасшествием" при беременности.
  • 14 типов женщин, которые желают познакомиться. Тип 5. На краю и Тип 6. Нерастраченная.
  • 14 типов женщин, которые желают познакомиться. Тип 10. Скромная и Тип 11. Судьба.
  • 14 типов женщин, которые желают познакомиться. Тип 1. Госпожа и Тип 2. Домашняя Богиня
  • Что может погубить отношения мужчины и женщины.
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Секс во время беременности: что нужно знать
  • Ликбез для женщины, впервые беременной
  • Коррекция психоэмоционального состояния беременной женщины по средствам песочной терапии.
  • Книга «От мыслей о рождении ребенка, до плана воспитания». Глава 1. Беременность, планировать или нет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь