Самооценка и уровень притязаний.

Самооценка представляет оценку человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [4]. От нее зависит как мы воспринимаем себя, свои успехи и неудачи, как выстраиваем взаимодействуем с другими людьми, а также какие цели себе ставим. Она оказывает влияние на эффективность любой деятельности человека.

Английский психолог Р. Бернс, внесший значительный вклад в изучение самооценки, считает что она представляет личностные суждения человека о собственной ценности и проявляется в установках о себе. По нему самооценка это эмоциональное отношение человека к самому себе. Онаимеет различную интенсивность в зависимости от эмоций принятия или осуждения [1]. Важно понимать, что качества которые человек приписывает себе, далеко не всегда объективны, и вероятно с ними не всегда согласны другие. Самооценка как оценивание себя и своих характеристик связана с различными эмоциональными переживаниями. И даже на первый взгляд такие объективные характеристики как возраст, пол, рост, национальность, профессия и некоторые другие могут для разных людей иметь разное значение и вызывать у них разные эмоции. Например, рост 160 см для одних женщин является оптимальным, другие оценивают его как приемлемый, а третьи - недостаточный.

Согласно Р. Бэрнсу существует три важных для понимании формирования самооценки фактора. Первый фактор это сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. «Я» идеальное выполняет мотивирующую функцию и помогает человеку стремиться к каким-то целям. Чем меньше разрыв между реальным представлением о себе и идеальном, тем выше самооценка личности. Степень совпадения реального я с идеальным является важным показателем психического здоровья. Как правило люди стремятся сократить разрыв между ними. Но бывает, что человек предъявляет к себе завышенные требования, которые не соответствуют его возможностям, потребностям в текущий момент, что может приводить к неврозу.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с восприятием человеком того, как его оценивают другие.Например, если родитель постоянно говорит ребенку, что он глупый, то последний постепенно станет считать себя таковым. Также самооценка ребенка формируется путем моделирования, то есть он будет относиться к себе также как относятся к нему родители. И последнее люди оценивают реакцию других людей на себя. И если окружающие как-то не так реагируют на человека, то и его самооценка будет меняться.

И наконец, последний третий фактор, заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий. На самооценку личности влияет уровень ее достижений. Чем значимее достижения личности в той или иной сфере, тем выше ее самооценка. Данный фактор формирования самооценки тесно связан с уровнем притязаний, который представляет собой уровень сложности и достижимости цели, на которую претендует человек. Разрыв между реальными возможностями человека и его притязаниями, приводящий к невозможности их реализации, приводит к тому, что он начинает неадекватно оценивать себя, что в последствии находит отражение и в его поведении: повышается уровень агрессии, тревожности, могут случаться эмоциональные срывы и др. Те же, кто ставит перед собой реалистичные цели, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в их достижении, большей продуктивностью [4].

Известный американский исследователь мотивации Дж. Аткинсон разделяет людей по уровню притязаний на два типа. Ученый считает, что одни стремятся избегать неудачи, поэтому выбирают максимально легкие задачи, другие же стремятся к успеху, поэтому вбирают более сложные задачи. Переживание успеха или неуспеха, вследствие достижения или не достижения уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных или более легких задач. Также достижения того или иного уровня притязаний влияют на формирование самооценки личности [3].

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Где уровень притязаний это цели, к которым индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние), а успех  – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий. При этом необходимо заметить, что влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её [5].

Стоит отметить, что в ситуациях, когда человек выдвигает нереалистические притязания, он часто терпит неудачи и испытывает фрустрацию, представляющую сильное эмоциональное состояние в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (агрессивная фрустрация) или самого себя (регрессивная фрустрация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить у одних агрессивность, завистливость, озлобленность, а у других - вялость, неверие в себя, комплекс неполноценности, безразличие, безынициативность. Длительное течение фрустрации может приводить к неврозу [2].

Список используемой литературы:

Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. Волков Б. Как воспитать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной //https://iknigi.net/avtor-boris-volkov/135186-kak-vospitat-malchika-chtoby-on-stal-nastoyaschim-muzhchinoy-boris-volkov.htmlКапрара, Д. Сервон Название:Психология личности Издательство:Питер Год:2003.Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.Молчанова О.Н.Самооценка : Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие / О.Н. Молчанова. –М. : Флинта : Наука, 2010.



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уровень притязаний и выбор партнера
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как влияет самооценка на цели, которые мы себе ставим?
  • Самооценка. Это от себя или от других?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Как формируется самооценка и на что она влияет в жизни?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Заниженная самооценка или по какой структуре личности себя измеряем?
  • Самооценка: что же это такое на самом деле и как ее повысить?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Почему осуждая других, вы делаете хуже себе? Как связано осуждение и собственная самооценка?
  • Самооценка. Что изменится в жизни, если Вы приобретете навык любви к себе?
  • Рост супружеских притязаний
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Самооценка и расставание. Расстановки как инструмент сохранения самооценки в травмирующих ситуациях
  • Самооценка и расставание. Расстановки как инструмент сохранения самооценки в травмирующих ситуациях
  • Как можно легко определить уровень вашей самооценки в отношениях с мужчиной
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Самооценка и ее уровень
  • Самооценка или ценность себя. Про терапию - для терапевтов и клиентов.
  • Низкая самооценка / нелюбовь к себе : почему и что делать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как снижается уровень самооценки?
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Мухи от котлет или чем отличается самооценка от уверенности в себе?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь