Идеализация клиента в переносе

Идеализация клиента в переносе

Бывает, что в терапии клиент начинает идеализировать психолога: хвалить его работу, даже, быть может, преувеличивать свои результаты, сравнивать людей из своей жизни с психологом. Например, может сказать психологу, что его близкие не такие чуткие и принимающие как он.

Клиент может хвастаться своими успехами, усовершенствованиями, чтобы произвести на психолога впечатление.

Такой идеализированный перенос на начальном этапе выступает для клиента жизненным драйвом, побуждает к изменениям. Однако идеализация таит в себе и опасность.

Для чего клиент идеализирует?

Идеализация - это потребность иметь символических отца или мать, которые будут обеспечивать безусловное принятие и опору. Для человека с недостатком принятия и постоянными сомнениями в себе, с нечеткими жизненными ориентирами очень важно иметь такую фигуру.

При этом, "фигура" не должна играть определяющую роль в жизни клиента, а лишь служить стимулом для его собственного роста, возможностью почувствовать, взрастить эту опору в себе самом.

Если вдруг клиент сталкивается с несовершенством идеализированного психолога, он ощущает это так, будто с иллюзорным представлением разрушился и его собственный мир.

Клиент начинает подмечтать малейшие ошибки психолога и болезненно на них реагировать. 

Идеализация психолога дает клиенту идеальное отражение себя. Клиент исходит из своего убеждения, что если он будет обожествлять психолога, то психолог будет отвечать тем же. И некоторое время психолог и клиент нежатся вместе в этой елейной ванне.

Однако, стоит психологу допустить ошибку, например, опоздать на 5 минут на сессию, клиент начинает чувствовать себя отверженным, лишним, использованным. Его самооценка сразу откатывается к обратному полюсу со знаком "минус".

Чувство идеализации клиентом, с одной стороны приятно, а с другой сковывает, лишает спонтанности, возможности быть несовершенным.

Идеализация и клиенту мешает быть собой, давать обратную связь, которая, по его мнению, может задеть психолога.

Постепенно идеализация приводит к нарастанию напряжения в терапевтических отношениях.

Чем выше идеализация и значимость отношений, тем выше уровень тревоги, в которой пребывает клиент. Чтобы снизить тревожный градус, он прибегает к обесцениванию.

Вот сидит психолог в тёплой елейной ванне своего кабинета, готовый к новой порции дифирамбов, а клиент неожиданно выдаёт ему: "Я хожу уже год, а у меня никакого прогресса".

Как же быть психологу с идеализацией клиента?

1. Не расслабляться. У психолога должен быть заготовлен план сессии, в конце каждой сессии подводятся промежуточные итоги. Такой подход позволяет психологу и клиенту быть в тонусе, контролировать ход терапии и отслеживать её динамику.
2. Осторожно конфронтировать с идеализированными представлениями клиента, давать домашние задания, позволяющие ему потренироваться в своей неидеальности, проверить на опыте преимущества неидеальности, что быть неидеальным - прекрасно, и это не значит, что люди перестанут тебя любить и уважать. 
3. Важно дать почувствовать клиенту с нарциссической травмой, что Вы, как специалист, искренне заинтересованны, неравнодушны. Формальное отношение не пойдёт на пользу клиенту, он сразу это поймет.
4. Обязательно нужно обсудить вопрос границ и строго им следовать. Неопределенность, непостоянство границ могут оттолкнуть клиента.

Дорогие читатели, можете ли Вы привести примеры идеализации из Вашей жизни и как Вы с ней обходились или обходитесь?

Спасибо за внимание!



Просмотров: 292
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Должен ли клиент быть интересен психологу
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Сказ о том, как клиент себе психолога выбирал
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Что мешает быть счастливым. Идеализация
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Как клиент выбирает психолога?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Как клиент воспринимает приветствие психолога по телефону
  • Как клиент воспринимает психолога на первой встрече?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Что клиент не может сделать сам?
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Почему клиент регрессирует или повторяющаяся ошибка психолога
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Клиент психолога — кто он?
  • Клиент психолога/терапевта
  • "Клиент, сделай это за меня! Пожалуйста!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь