Выбор профессии


Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии.

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен. Подростку, желающему продолжить свое образование (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор. Иногда это выражается даже в том, что накануне вступительных экзаменов, потенциальный абитуриент не знает, куда ему подавать документы и, зачастую, подает документы в первый попавшийся вуз.

Большинство ученых-исследователей, занимающихся изучением факторов, влияющих на этот выбор, выделяют 8 факторов:

  • Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения. Методы влияния семьи на выбор могут быть самыми разными: от мягких (совет) до жестких (строгое указание с угрозами).
  • Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди. В этом случае проигрывает подросток (хорошо если специальность ему понравится и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту). В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив.
  • Позиция друзей. Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется за компанию.
  • Престиж. Часто выпускники школ стремятся овладевать теми
    специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть
    потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.
  • Информированность. Очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения.
  • Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.
  • Способности, склонности. Наличие особых задатков и особенностей
    личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождают особый интерес к деятельности.
  • Как правило, перечисленные факторы влияют на выбор будущей специальности примерно в той последовательности, в которой они перечислены. То есть чем выше расположен фактор, тем большую силу он имеет.

    Главной целью консультационного сопровождения профессионального самоопределения молодежи является осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. В общем ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

    Профессиональное самоопределение - событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое - трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии.

    В процессе формирования профессионального самоопределения молодежи можно выделить следующие этапы:

    фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту);

    этап предварительного выбора профессии (7-10 лет);

    этап пробного выбора профессии (11-14 лет);

    этап реального выбора профессии (15-17 лет);

    этап профессионального обучения и
    этап профессионализации.

    Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и интернета и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

    В России наиболее известна типология профессии, предложенная Е.А.Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью
    основными группами:

    1) человек-природа;

    2) человек-техника;

    3) человек-человек;

    4) человек-знаковые системы;

    5) человек-художественный образ.


    Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.
    Выбор профессии





    Просмотров: 386
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Кем быть: Выбор профессии — просто или сложно?
  • Профориентация молодежи. Влияют ли компьютерные игры на выбор профессии?
  • Выбор будущей профессии! Как не ошибиться?
  • Не сложная задача- выбор будущей профессии
  • Влияние семьи на выбор профессии ребенком
  • Выбор профессии – выбор будущего
  • Выбор профессии – это на всю жизнь?
  • Выбор профессии. То, что хочу Я?
  • Кто Я. Или как детские проблемы задают вектор развития и определяют выбор профессии.
  • «В поисках своего призвания или как решить серьезный вопрос о выборе будущей профессии»
  • Факторы, влияющие на выбор профессии
  • Выбор профессии – чем помочь ребенку?
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Выбор профессии для подростка
  • Выбор профессии. Страх разочаровать родителей
  • Выбор профессии: жертва ради родителей
  • Выбор профессии! - Как не промахнуться?!
  • «Ты — Всего Лишь Марионетка»Как наша зависимость влияет на выбор профессии
  • Выбор профессии
  • Выбор профессии.
  • Выбор профессии как сублимация чувств.
  • Йогурт и выбор профессии
  • Осознанный выбор профессии
  • Осторожно - выбор профессии!
  • Характер и выбор профессии
  • Выбор профессии: ТЕАТР
  • Выбор профессии в песочнице.
  • Осознанный выбор в профессии
  • Выбор профессии. Как помочь своему ребёнку.
  • Школа. Экзамены. Выбор профессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь