Все время себя ругаю… и не могу похвалить

Почему мы все время себя ругаем? Ну, или не все время, но часто!

Ответ на этот вопрос и простой, и сложный одновременно. Представьте себе или вспомните, если сможете, как Вы воспринимали своих родителей, когда Вам было 4-5-6-7 лет? Как Больших Правильных Взрослых, которые все знают и все умеют.

А еще они всегда правы. Ведь они же – взрослые! И они все знают. Знают, как правильно делать и как неправильно.

Ведущая психическая деятельность родителя – воспитание своего ребенка. В обычной средней семье процесс воспитания со стороны родителя происходит следующим образом: родитель, например мама, сначала говорит дочке, что ей нужно сделать, когда ребенок не слушает, не достаточно концентрируется, то мама начинает требовать, если дочка не слушает или забывает, потому что сразу не запомнила, то мама начинает ее наказывать. Сразу отмечу, что с моей точки зрения, развитие ребенка – это отдельная часть воспитательного процесса. Да, мама развивает свою дочку, обучает ее, помогает ей понимать мир. Еще она иногда играет, иногда сюсюкает с дочкой, и очень редко хвалит.

Все время себя ругаю и не могу похвалить

Человеческая память так устроена, что мы запоминаем только очень яркие события, как хорошие, так и плохие. Мы не можем вспомнить все ситуации, все случаи, когда нас ругали или хвалили наши родители. Даже все случаи, когда нас наказывали не помним. Только очень сильные или обидные наказания. Но есть в нашей душе (психике) та часть, которая запоминает больше, чем наше сознание – это наш внутренняя субличность «Родитель». Если отталкиваться от модели трансактного анализа. Так вот, этот внутренний Родитель запоминает и слова, и выражения, и интонации наших настоящих родителей. А еще он - наш внутренний Родитель - гораздо лучше понимает, что мы при этом чувствуем и переживаем. Конечно, этот Родитель не является точной копией наших настоящих родителей, он тоже все, что было с нами в детстве, запомнить и воспроизвести не может.

Именно по этому обычно складывается так, что наш внутренний Родитель примерно 75% времени требует, критикует, ругает нашего внутреннего Ребенка, примерно 22% времени наказывает нашего внутреннего Ребенка и около 3% скупо хвалит его. Кстати, наказывающий, карающий внутренний Родитель формируется даже тогда, когда ребенка ни разу в детстве не били его родители. Просто они его наказывали другими способами.



У разных людей соотношения этих процентов могут немного отличаться, но общая схема примерно выглядит так. Обратите внимание, что процент указан не от того всего времени, когда мы бодрствуем, все это наш внутренний Родитель делает тогда, когда он выходит у нас внутри на первый план, когда мы «слышим» его голос.

Сколько времени в среднем в день проводят дети в возрасте 4 – 7 лет в общении со своими родителями? Очень хорошо, если общее время общения с родителями, то есть не того времени, когда ребенок что-то рисует, а мама за ним присматривает краем глаза, а именно общения, коммуникации составляет 2-3 часа в день. Вот и наш внутренний Родитель на первое место в нашей голове выходит не чаще, примерно столько же времени.

А когда перед нами в детстве чаще всего возникали наши родители? Когда мы заканчивали какое действие. Они смотрели и оценивали. Правда некоторые родители любят еще и в процессе наших действий выдавать свои комментарии, и наш внутренний Родитель легко перенимает у них такую привычку, но это бывает реже. А вот в конце любого действия мы почти всегда получали от родителей оценки наших результатов. И очень часто эти оценки были совсем не лестные.

Ехидные замечания со стороны внутреннего Родителя, обесценивающие слова и комментарии, его критика, его требования продолжают звучать в нашей голове даже тогда, когда мы уже много лет не живем вместе со своими родителями. Потому что наш внутренний Родитель продолжает выполнять их роль. И мы обесцениваем себя и свои результаты, мы ставим самим себе эти оценки и навешиваем на самих себя эти оценочные суждения и ярлыки. Потому что нас такими воспитали.



А что бы получилось, какими бы мы могли вырасти, если бы нас хотя бы 50% времени хвалили и поддерживали? Наверное, мы бы стали ДРУГИМИ и, возможно, более счастливыми. Но точно мы бы были более уверенными в себе и с более высокой самооценкой!

Не имеет смысла пытаться обвинять своих родителей, они нас воспитывали так, как могли. Они старались сделать, как лучше. Лучше им или нам с их точки зрения. Они просто не знали и не умели вести себя по-другому. Их самих воспитывали так же.

Но при всем при этом мы не являемся заложниками данных нам со стороны родителей отношений, заложниками того, что было у нас в раннем в детстве. И мы способны изменить поведение своего внутреннего Родителя. Ведь внутри нас есть интеллект и сила воли!

И если вы захотите, то можете перевоспитать своего внутреннего Родителя и научить его хвалить вас! Рекомендую для этого следующие упражнения:

1. В течении недели каждый день тренируетесь хвалить самого себя за каждое действие, за каждый  результат. Даже если ваш внутренний Родитель будет сопротивляться, ехидничать по этому поводу в вашей голове. Просто хвалите самого себя, как взрослый хвалит ребенка. У вас для этого достаточно желания и силы воли. Хвалите себя даже за самый маленький результат! За то, что помыли посуду, пусть и не всю, приготовили завтрак, загрузили белье в стиральную машину, повесили его сушиться, выбросили мусор, за все! Постепенно, от раза к разу, вам будет делать это все легче и легче. Особенно, когда Вы сами видите, что Вы сделали, видите результат.   

2. На второй неделе продолжайте себя хвалить и сразу после этой похвалы буквально на 3-5 секунд «включите» своего внутреннего Ребенка. Если не получается сделать это легко, то закройте глаза и представьте себя тем самым ребенком, которого только что похвалили. Почувствуйте, как эта похвала отзывается внутри вашего внутреннего Ребенка, что вы при этом ощущаете, чувствуете, какие эмоции. Важно научить себя это делать СРАЗУ после того, как похвалили себя. Запоминайте эти ощущения внутри своего Ребенка!



3. На третьей неделе продолжайте себя хвалить за каждое действие, при этом все чаще и чаще вовлекая в этот процесс не просто взрослого человека, а именно своего внутреннего Родителя. И попробуйте посмотреть его глазами, почувствовать его чувствами, как внутри него откликаются чувства вашего внутреннего ребенка на похвалу, те самые 3-5 секунд. Комплекс действий получается следующий: вы делаете какое-то действие, заканчиваете его, хвалите себя со стороны Родителя, переключаетесь на Ребенка и 3-5 секунд чувствуете эту похвалу, переключаетесь обратно на Родителя 1 - 2 секунды и смотрите на своего Ребенка, принявшего и почувствовавшего вашу похвалу.

4. На четвертой неделе добавьте в это взаимодействие еще один элемент в самом конце – на 1-2 секунды добавьте некий взгляд постороннего взрослого со стороны на вашего Родителя и вашего Ребенка, на то, как со стороны смотрятся их взаимные чувства в этот момент похвалы.



Упражнения не сложные, вы можете их сделать.

В результате такой «тренировки» буквально за 1 месяц ваш внутренний Родитель изменится. Он не перестанет вас ругать и критиковать, только будет делать это гораздо реже. А хвалить вас будет чаще. И поддерживать вашего Ребенка будет чаще. И может быть даже научится радоваться за вас!     

Успехов вам в перевоспитании своего внутреннего Родителя!

Вам МОЖНО быть счастливыми!

Владимир Гришин



Просмотров: 421
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • В зоне достижений: внутренний Ребенок и внутренний Родитель. Что между ними?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • 9 причин ежедневно ХВАЛИТЬ СЕБЯ вслух, даже если особо и не за что…
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Почему все думают, что они все знают про наркоманию и алкоголизм
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь