Тайна детских рисунков - что мы не видем за творчеством детей как родители

Автор статьи: Светлана Сорокина
 

Вот интересную пищу для размышления мне подкинула на днях коллега. Она - коуч, и часто подкидывает мне клиентов как психологу или консультируется по тем или иным вопросам. И вот приходит мне от нее фото детского рисунка в вацап с просьбой разложить его с точки зрения семейной психологии. Я проведя краткий анализ рисунка, написала несколько очевидных для меня вещей по рисунку и свои предположения. Через час она пишет, что это рисунок ее младшей дочки и смайлик.

 

Тайна детских рисунков  что мы не видем за творчеством детей как родители

 

 


 

 

(Комментарий мамы: Рисунок с ИЗО, наверху ребенок, под ним мама, папа плывет в другую сторону)

 

Я сначала смутилась, зачем она мне это прислала в такой форме, ведь высказалась я относительно рисунка достаточно смело и конкретно. Хотя и со знаком вопроса. Кроме рисунка никакой дополнительной информации не было. На следующий день мы созвонились и оказалось, что я попала в точку относительно разбора рисунка. Спасибо коллеге, что призналась только потом. Для меня это интересный опыт, ведь знай я заранее, что это подруга и ее семья, может быть дала информацию., не такую беспристрастную. Как правило «своих» психологи не берут в клиенты, но опытом мы делимся часто и как коллеги, как мамы и подруги.

 

С разрешения автора рисунка и ее мамы даю краткую характеристику с которой я попала «в точку»

«Интересно, У мамы с папой разлад? Папа хочет больших перемен, ему надо бежать во внешний мир покорять вершины, а мама хочет стабильности. Ребенок тянется за мамой, но при этом висит в воздухе и как бы и не с папой и не с мамой. Между папой и мамой стена, а мама чувствует себя в зажатой в ситуации?»

 

- Это папа идет на работу, а мы с мамой в школу! - ответ ребенка:) Комментарий мамы

Это неформальная переписка, разговор с мамой остается конфеденциальным по просьбе мамы. Далее даны общие выводы

 

 

Самое интересное, что в процессе обсуждения рисунка, вскрылось очень много интересного и скрытого, что мы взрослые часто не видим в круговерти бытовых будней. Мы делаем свои дела, ходим на работу, едим, спим и иногда понятия не имеем как чувствуют себя люди рядом с нами или как нас видят наши дети и что они при этом испытывают. Мы и свое состояние не всегда успеваем отследить, что где-то что-то упускаем, не видим. Но в жизни папа действительно бежит на работу и не на одну, мама крутиться между школой, тренировками детей и своей работой, дети учатся, но всем нужно внимание особенно ребенку



Ребенок может очень точно передать весь эмоциональный фон семьи в рисунке, а мама с папой могут его просто не ощущать или принимать как норму. «Ну да, папа постоянно на работе, нет эмоционального контакта, все как-то заняты своим делом». В данном случае эмоции для ребенка очень важны и важно, что бы его эмоции тоже принемались и понимались, так же как это умеет сам ребенок (в данном случае девочка умеет отлично считывать эмоции и потребности других без слов). Однако нам взрослым это зачастую бывает сделать очень сложно, вырастая мы все больше и больше живем логикой и правилами, заботами и проблемами, торопимся, требуем и на «эмоции» времени нет.



Видя такую «закрытость» со стороны родителей, ребенок может ничего вам не сказать (например, вы с папой мало уделяйте мне внимания или что-то подобное логическим образом) Ребенок промолчит, но его рисунки и поведение скажут вам все и остается вопрос сможете ли вы это расшифровать, увидеть истинную причину всего происходящего?



Так например, в этом случае выяснилось, что дочь устроила маме не слабую истерику на полчаса на днях потому что после кружка не получилось правильно одеть лосины, и на вопрос, что случилось ,чем тебе помочь, истерика только стало громче и масштабные.


Для ребенка - рисунок это своего рода связь с внешним миром, нами родителями и способ выпустить пар если накопилось. Поэтому дети несутся к нам показать свои творения, «на мама, посмотри, оцени, пойми меня» Им важно увидеть и услышать от нас обратную связь, поэтому не отмахивайтесь «молодец, очень красиво!», а уделите 2 минуты на диалог и разбор, вам ребенок сам все выложит и объяснит и так же быстро убежит.



У меня трое деток и по ходу их прибавления очень менялось поведение и рисунки нашей старшей дочери. Она очень четко вырисовывала нашу семейную систему и связи. Кто главнее, кто с кем ближе, а кто вообще не играет никакой роли.


Например, когда родился первый брат, то на рисунках она рисовала меня и себя, папу подальше, а брата не рисовала — борьба за мать и требования меня постоянно. Потом они оба подросли и рисунки стали походить на «папа, мама, брат и я мы счастливая семья» Все за ручку, вместе, солнышко, домик, все улыбаются! А потом родился второй брат и тут наша семья разделилась на 2 лагеря на рисунках и посередине радостный малыш. Теперь это выглядило так: Папа и дочь, Я и старший сын и посередине всего этого был бебик))

 



Я напряглась, но посмотрев со стороны, увидела, что так и есть, дети выбрали себе любимого родителя, а с младшим носятся все. Потом были рисунки, где я вообще отдельно от всей семьи (это когда я работаю или рисую) или только с маленьким, так часто было, когда маленький болел и у нас с ним был свой кокон, а старшие были на папе. Для меня в повседневной череде дней и заботы о семье — все логично, распределение обязанностей, отдых, личное время. Где-то больше, где-то меньше внимания в зависимости от ситуации в семье.

 



 

 

 

 

И моя дочь может мне напрямую сказать, где я, так сказать, «накосячила!», и не уделила, время и внимание, но ее рисунки всегда  более красноречивы и отлично подсказывают мне, что делать. Ведь быть мамой не учат и шпаргалок тоже нет, как на работе можно заглянуть в учебник. Дети и их творчество, разговоры, это лучшие шпаргалки и учителя в семье. Остается только научиться их слышать и видеть, а это не так уж и сложно. Ибо мы взрослые тоже хотим быть замеченными и услышанными в этом мире. Нам всем важно чувствовать и быть принятыми и понятыми. Того же самого хотят и дети и если не получат этого от нас родителей, будут искать все это в мире и требовать от других, а это уже совсем другая история.

 

P.S. Если вы хотите понять рисунки вашего ребенка или они вызывают у вас беспокойство — напишите мне и вместе мы сможем приоткрыть дверь в удивительный мир детей

 

С любовью и заботой,
Семейный психолог Светлана Сорокина



31.01/2020



Просмотров: 345
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему все так? За что мне это?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Это все, что останется после меня...
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • «У меня все отлично», «Я сам во всем разберусь», «Это мое дело, не лезьте» лучшие фразы жизни.
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь