"Пирамида Маслоу": вся правда о желаниях

Автор статьи: Олег Герт

Пирамида Маслоу вся правда о желаниях

Главный тренд, мейнстрим в вопросах современного молодого человека к психологу: "Я ничего не хочу. Что делать?". Разновидности: "Как понять, чего я хочу?", "Как чего-нибудь захотеть?" и прочее в том же духе...

Как пел молодой БГ, "Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть"...

Что происходит?

Действительно, что? Ведь такую странноватую или, скажем прямо, идиотическую конструкцию - "Не знаю, чего хочу", "Хочу захотеть" - невозможно было услышать из уст человека ещё каких-то лет сто назад... Ни Фрейд, ни Юнг от своих пациентов такого не слышали: напротив, содержанием их работы весьма часто становилось выявление в человеке его весьма ярких, но подавленных желаний, устранение внутреннего конфликта между желанием и запретом на него...

А тут ещё Маслоу...

Своей теорией потребностей, вскоре получившей популярное наименование "пирамида Маслоу", американский психолог Абрахам Маслоу внёс настоящее смятение в умы и надолго задал в психологии весьма сомнительный тренд, который и до настоящего времени дезориентирует многих людей, воспринявших эту конструкцию буквально.

С пирамидами вообще так, что с египетскими, что с финансовыми, что с психологическими: звон слышали все, но в чём реальная суть, понимают немногие, отсюда и проблемы...

В чём проблема?

Человек, познакомившийся с "пирамидой Маслоу" (особенно не по первоисточникам самого Маслоу, а по интерпретациям и комментариям), в своём воображении попадает в положение альпиниста, карабкающегося на некую гору, или поднимающегося в лифте горожанина.

"Так, а я сейчас в каком базовом лагере? На 1 000 метрах? А следующий какой? А это у меня какой этаж? А мне на какой надо?..."

Вспомним, вкратце, что сам Маслоу выделял от пяти до семи потребностей, формулируя сие примерно так:

  • Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  • Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  • Потребность в принадлежности и любви.
  • Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  • Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  • Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  • Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Сконструировав из этого "пирамиду" с "этажами", интерпретаторы и комментаторы, а вслед за ними и те, кто уверовал в её существование, и в необходимость и возможность по ней карабкаться, упустили из виду два весьма существенных момента...

Первый. Как легко заметить, четыре "нижних этажа" - суть не что иное, как инстинктивные потребности, присущие человеку как животному. Первые два - реализация инстинкта самосохранения, последующие два - реализация социального и сексуального инстинктов. К удовлетворению этих потребностей человек стремится в рамках своей биологической программы. Никаких интеллектуальных и нравственных мотивов для выявления и реализации этих потребностей не нужно: по этим четырём ступеням в течение жизни карабкается любая обезьяна или собачка...

Второй. Три "верхних этажа" - продукт исключительно человеческой культурной прошивки, интеллектуальная модель, висящая в воздухе и ни ни к чему не прикреплённая... Абрахам Маслоу собрал эту модель в префронтальной коре собственного мозга и предъявил миру как реально существующую и опирающуюся в человеке на некие реальные механизмы.

Таким образом, сложилась странная ситуация. У одного человека хватило интеллекта и нравственных устремлений, чтобы придумать некую конструкцию. Но все прочие, почему-то, решили, что эта конструкция (в её трёх "верхних этажах") для человека является универсальной и обязательной...

На самом деле

Вы, разумеется, уже поняли, в чём дело.

Вопрос, который вынесен в начало статьи - "Как понять, чего я хочу?" - возникает в голове человека именно в тот момент, когда удовлетворены все его инстинктивные потребности. И возникает он именно в той голове. в которой не хватает ни интеллектуальных, ни нравственных ресурсов для того, чтобы жить в ситуации, когда они удовлетворены.

Поэтому-то он и не возникал у человека (или возникал лишь в виде исключения) ещё в начале прошлого века: ибо тогда все внутренние его ресурсы были ещё направлены и на выживание, и на социальное признание, и на сексуальное удовлетворение...

Сегодня мы живём в мире аквариумных рыбок.

На нас никто не нападает и не убивает - угроза выживанию отсутствует. Социальный и сексуальный инстинкт полностью удовлетворён за счёт удивительного симулякра реальности - интернет-пространства, в первую очередь, такого важнейшего его сегмента, как социальные сети.

Хочешь социального взаимодействия и признания - ставь и получай лайки. Хочешь сексуального удовлетворения - ну, Вы поняли...

Таким образом

Таким образом, если на протяжении всей человеческой истории только процентов десять счастливчиков в течение своей жизни докарабкивались до "пятой ступени пирамиды Маслоу", то есть переставали бороться за выживание, социальное признание и сексуальное удовлетворение, и получали возможность думать и делать что-то ещё, - то сегодня эта возможность внезапно оказалась доступной для всех...

Но - сюрприз! - как и говорилось выше, интеллект и нравственность подавляющего большинства тех, кому это стало доступно, совершенно не готовы и не приспособлены к тому, чтобы этим пользоваться...

"Почему я ничего не хочу?"

"Как понять, чего я хочу?"

Очень просто. Ты уже ничего не хочешь. Всё, что было надо твоему внутреннему животному, ему дали.

Внутри тебя есть ещё кто-то?

Может, поищем вместе?

Всё настоящее - несложно.

 

 



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Боюсь, что не получится!", или "Хочу стать увереннее!"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь