Смена имиджа как способ совладания с переживаниями

Смена имиджа как способ совладания с переживаниями

Проблема переживания травмирующих ситуаций связана с психологическим благополучием и даже здоровьем человека. Сегодняшняя жизнь полна стрессов: эмоционально человек находится в постоянном напряжении, его мысли «кружатся» вокруг проблем.

В отношении того, каким образом люди справляются с негативными переживания в психологической науке сложилась определенная традиция. В качестве основных направлений рассмотрения данной проблемы выделяются работы по психологическим механизмам защиты и копинг-стратегиям.

Смена имиджа обладает хорошим потенциалом для совладания с переживаниями по следующим причинам:

- значение физического Я для самооценки и самоотношения - совершенствование своей внешности положительно отразиться на восприятии себя;

- потребность в изменениях обостряется в сложных жизненных ситуациях. Конечно, готовность к этим переменам у всех разная, но в период тяжелых переживаний, у человека могут даже на иррациональном уровне сложиться такие схемы: «должно что-то срочно измениться, пусть это буду хотя бы я», «я изменюсь – изменится ситуация». То есть, уже само изменение имеет «лечебный» эффект;

- внешняя активность отвлекает внимание человека от переживаний. Изменение имиджа – это определенная внешняя деятельность, что позволяет отвлечь внимание от внутренних негативных переживаний.

С целью рассмотрения возможностей смены имиджа как копинг-стратегии, нами был организован эксперимент: проанализирована динамика переживаний пяти женщин – клиенток салона красоты в процессе смены имиджа. В качестве диагностических методик использованы: анкета «Шкала социальной адаптации» (Холмса и Рейха), методика «Характеристика остаточного переживания неприятных событий» из пакета методик для диагностики переживания критических ситуаций Р.В. Овчаровой,  методика предельных смыслов (МПС), разработанная Д.А. Леонтьевым, методика «Личностный дифференциал», разработанная Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом. Кроме стандартизированных методик активно использованы беседа и наблюдение.

Смена имиджа происходила в процессе посещения косметолога, парикмахера,  мастера ногтевого сервиса, консультаций стилиста и подбора одежды, консультаций визажиста.

В результате мы сделали следующие выводы:

1. Смена имиджа ведет людей, согласно мнению участниц, к желанию жить, смене деятельности, гармонии в отношениях, свободе, удовлетворению, покою, налаживанию личной жизни, здоровью. Можно сгруппировать предельные смыслы в отражающие семейные ценности и ценности отношений (гармония в отношениях, налаживание личной жизни), а также в смыслы, отражающие индивидуальные ценности (желание жить, свобода).

2. Решение о смене имиджа в основном продиктовано желанием внести в свою жизнь и свой образ изменения, повысить свою самооценку, привлечь к себе внимание, самоутвердиться. Важным фактом является то, что участницы заранее прогнозировали эффективность изменения имиджа для достижения перечисленных целей, что является признаком копинг-стратегии.

3. Смена имиджа дала участницам эксперимента, согласно их самоотчетам, отличное настроение, уверенность, комфорт, самовлюбленность, повышение самооценки, ощущение полета, социальную смелость и решительность, стремление к карьерному росту. То есть изменились показатели по параметрам самоощущения, самоотношения, самореализации.

4. Если рассматривать смену имиджа как копинг, необходимо выделить механизмы данного процесса. Судя по наблюдаемым случаям можно сказать о нескольких вариантах развертывания таких механизмов.

В случае с клиенткой №1 в основе механизма копинга «Смена имиджа» лежит «деятельность», «переключение внимания», то есть для нее эффект, вероятнее связан именно с тем, что благодаря процедурам смены имиджа удалось переключить внимание с внутренней активности, а также с профессиональной деятельности на сферу неформального («легкомысленного») общения и личной жизни. Снижаются показатели силы, что говорит о снижении напряжения, что нами расценивается как благоприятный результат. Показатели самооценки при этом не повышаются, более того, изменения во внешности даже несколько смущают испытуемую. Такой тип механизма копинга смены имиджа может быть назван «Легкомысленная активность». Она полезна гиперответственным, забывшим о своей женственности женщинам, что приводит к развитию психосоматических заболеваний и лишает их простого человеческого счастья.

В  случае №2, основной механизм копинга смены имиджа – повышение самооценки за счет изменения внешности, что является ресурсным состоянием, особенно для женщин - «Я - красотка». Испытуемая стала более открытой, дружелюбной, контактной, активной. При этом – показатели силы увеличиваются, так как в данном случае сила является не препятствием, а наоборот, необходимым условием. Аналогичный механизм «сработал» и в случае другой клиентки (случай №3). Ей также необходимы были повышение самооценки, силы и активности. Благодаря уверенности в собственной внешности повысилась социальная смелость.

У участницы №4 на фоне высокой самооценки личностных качеств имели место переживания по поводу возрастных изменений во внешности. Изменение имиджа также позволили ей получить уверенность в своей привлекательности. Данный тип механизма копинга смены имиджа может быть назван как «Обретение уверенности». Она полезна для женщин, чья самооценка была подорвана жизненными обстоятельствами, неудачными отношениями, возрастными изменениями, а возможно низкая самооценка досталась им еще в наследство от родителей. Чтобы выстаивать под ударами судьбы им надо быть уверенными в себе, а сила женщины в ее красоте.

В случае №5 мы наблюдаем еще один механизм. Участница -  уверенная в себе женщина: имеющая позитивный образ себя, считающая себя сильной и активной, независимой – «Железная Леди». Несмотря на целый ряд тяжелых жизненных обстоятельств, она практически не переживает в субъективном плане: «я спокойна», «у меня все хорошо». Однако признается, что боится оставаться одна, что говорит об избегании осознания своих чувств. Для нее процедуры занятия своей внешностью стали символом возвращения к женственности, помогли «смягчиться», начать чувствовать, признаваться себе в своих желаниях и переживаниях. Этот механизм можно назвать «Путешествие к чувствам». Он особенно полезен женщинам, которые в какой-то момент своей жизни, чтобы не испытывать душевных мучений «обезболили» себя, перестали чувствовать. Лишив себя возможности испытывать негативные чувства, они также обделили себя и положительными эмоциями. Кроме этого, потеряна связь с потребностной сферой, потому что именно негативные чувства сигнализируют нам о том, что есть неудовлетворенная потребность.

Итак, гипотеза нашего исследования доказана. Действительно смена имиджа является способом совладания с переживаниями. На примере клиенток салона красоты мы выявили положительную динамику в переживаниях жизненных обстоятельств, повышении уверенности в себе благодаря смене имиджа.

Нами были выявлены, по крайней мере, три механизма, лежащие в основе копинг-стратегии «смены имиджа» и обеспечивающие ее эффективность. Мы дали им условные названия: смена имиджа как «Легкомысленная активность», «Обретение уверенности» и «Путешествие к чувствам».

Результаты могут быть использованы как специалистами индустрии красоты, так и практическими психологами в индивидуальном консультировании и групповых формах работы.




Список литературы:

1 Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд. МГУ, 1984. – 142 с.

2 Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.

3 Гуревич П.С. Приключения имиджа / П.С. Гуревич. – М.: Искусство, 1991. – 220 с.

4 Лэнд П. Отношение женщин к своему телу / П. Лэнд // Психотерапия женщин / Психотерапия женщин / Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. – СПб.: Питер, 2003. – С.37-52.

5 Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер //  Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. - № 5. – С.20-30.

6 Соколова Е.Т. Соотношение физического Я-образа и самооценки  / Е.Т. Соколова // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Бахрар-М, 2003. - С. 109-132.

* Статья написана овместно с Добрыниной О.В.



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Так ли страшен черт? (кое-что о психологии имиджа)
  • Как подобрать гармоничный образ — на стыке имиджа и психологии
  • Рефлексия времени как фактор имиджа.
  • Создание имиджа – это умение говорить на языке одежды
  • Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья». Часть 1. Имидж (значение имиджа человека).
  • PR-технологии создания личного бренда руководителя и имиджа компании
  • Феномен Чубайса: «голова президента» против негативного имиджа
  • Смена модной парадигмы (или что является подлинной заботой о нас)
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Рекомендации для поднятия самооценки и развития уверенности в себе.
  • 7 рабочих упражнений для обретения уверенности в себе и поднятия самооценки.
  • Копинг-стратегии и защитные механизмы: что же исследуется? (любительский перевод)
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Смена сезонов Смена Целей Смена Тактики Достижения
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Как найти свой образ или познать себя (для женщин)
  • Что главное для адекватной самооценки?
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Повышение самооценки или как помочь своему ребенку стать уверенным в себе.
  • Что бы вы изменили в своей внешности?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое истинная уверенность в себе и для чего она нужна?
  • Кто является автором того, что с нами происходит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь