МАК - один из самых моих любимых инструментов в работе.
Эту технику я написала, более 9 лет назад, работая, на тот момент, школьным психологом. А у детей и подростков, как известно, стрессовые ситуации имеются.
На подростковый возраст припадает большое количество стрессовых ситуаций, связанных с проверкой знаний (контрольные работы, экзамены). Эмоциональный фон подростка, благодаря гормональным изменениям, происходящим в растущем организме, достаточно нестабилен.
Задача взрослых помочь старшекласснику подготовиться и сдать экзамены без стресса: снизить уровень тревожности, страха, повысить уверенность в собственных силах. С этой цель психолог может использовать разные виды и направления арт-терапии (изотерапия, лепка, работа с фольгой, МАК).
Подростки любят работать с МАК, рассматривать картинки, анализировать, им хорошо удаётся соотносить свои мысли с образами на картинке с ситуациями своей жизни.
Техника « Сам себе контролёр» рекомендуется в индивидуальной работе.
Цели: исследование собственных возможностей в преодолении стрессового состояния и подготовке к ситуации проверки (экзамен).
Задачи:
• снизить эмоциональное напряжение
• найти ресурсы и новые стратегии преодоления страха перед экзаменом
• повысить уровень осознанности в своих мыслях и действиях
• повысить уровень уверенности в собственных силах
Инвентарь: любые сюжетные и ресурсные колоды, лист А-3, ручка, карандаши.
Алгоритм
1. Подготовьте лист А-3, разделив его вертикальной линией на две половины.
Предлагаем подростку:
2. « В открытую» выбрать карту, которая соответствует его состоянию на данный момент, расположить её с левой стороны листа. Подробно рассказать об этой карте:
- Что изображено на карте?
- Как этот образ соотносится с твоим состоянием перед экзаменом?
- Как это состояние может помешать сдать успешно экзамены?
- Связано ли это состояние с негативным опытом?
- Какие препятствия могут возникнуть, когда ты в таком состоянии?
3. « В открытую» выбрать карту, которая соответствует тому состоянию, которое поможет ему успешно сдать экзамены, расположить её с правой стороны листа. Подробно рассказать о карте:
- Что изображено на карте?
- Как этот образ соотносится с тем состоянием, в котором ты успешно сдашь экзамен? (справишься со сложившейся ситуацией)
- Как это состояние может помочь тебе?
- Какого результата ты сможешь достигнуть в таком состоянии?
- Когда ты чувствовал себя так?
4. « В открытую» выбрать карты:
- Что ты уже использовал, чтобы улучшить своё эмоциональное состояние?
- Что ты уже делал, для того, чтобы чувствовать себя более уверенным (что помогает мне чувствовать себя уверенным).
Расположить карты на правой стороне листа вокруг карты желаемого состояния (вверху наиболее действенные способы, внизу редкие или менее действенные). Рассказать о них и оценить по 10–ти бальной шкале, насколько они эффективны.
5. «В закрытую» выбрать карты и заменить ими те, которые наименее эффективны:
- Что я смог бы сделать по-другому, чтобы снизить эмоциональное напряжение?
- Что поможет мне чувствовать себя уверенным?
6. Посмотреть на полученный расклад. Обсудить полученные результаты.
- Что ты видишь на этой картине ?
- Как это может быть связано с твоей ситуацией?
- Что можно тебе сделать, чтобы достичь желаемого состояния (результата)?
7. Разрезать лист по прочерченной линии и раздвинуть половинки друг от друга на 15-30 см. Если работали сидя, лучше встать и посмотреть на полученный результат.
Дать ответ:
- Какой совет, относительно этой ситуации, ты мог бы дать другу ?
На фото, иллюстрирующем технику МАК "Аромат пробуждения"посмотреть и "Колодец прошлого - родник будущего"посмотреть.
P.S. Данную технику, модифицировав, можно использовать в работе с целеполаганием, для снижения уровня тревожности, поиска ресурса, повышения уровня уверенности в собственных силах и т.д.