Тревога и ее связь с тенденцией к психологической смерти

Автор статьи: Илона Калашник

Тенденция к психологической смерти, связана с базовым (врожденным) влечением к смерти и деструктивности. В основе инстинкта смерти лежит общий для всех живых существ биологический механизм, который находит выражение на физиологическом уровне в процессах старения, болезни и на психологическом уровне – в деструктивных формах поведения (алкоголизм, наркомания и др.),  ускоряя смерть организма.

Тревога в психоаналитическом словаре определяется как ″аффект или эмоциональное состояние, которое характеризуется неприятным ощущением ожидания или ощущением угрозы, которая надвигается извне″. Также акцент делается на том, что тревога имеет физиологические и психологические аспекты: на физиологическом уровне она выражается в ускорении дыхания, сердцебиения, на психологическом – ″во всеохватывающем переживании бессилия перед нависающей угрозой″. В научной литературе (Д. Айке, Дж. Аллан, М. Балинт, Дж. Боулби, А. Гудман, П. Куттер, А. Фрейд, З. Фрейд) тревога связывается с фрустрацией инстинктивного напряжения. В психоанализе утверждается, что возникновение тревоги обуславливается действием инстинкта смерти. Тревога продуцирует страх смерти и агрессию, она актуализируется в процессе социализации субъекта, определяя восприятие им объективного мира.

В физиологии тревога определяется как субъективное переживание живого существа, которое оказалось в условиях ″катастрофы″. Тревога является реакцией субъекта на опасность, угрожающую его жизни. Поэтому организм, который попадает в условия ″катастрофы″, проявляет неспособность адекватно реагировать на внешние стимулы и ощущает угрозу для своего существования. К. Гольдштейн утверждает, что субъект может ощущать угрозу не только на физическом уровне, но и на психологическом. Исследователь подчеркивает, что разрушение жизненно важных ценностей индивида может привести его к психологической смерти. Под психологической смертью автор понимает ″угрозу для ценностей, с которыми организм отождествляет свое существование, потерю способности адаптироваться, ограничение контактов с окружением до такой степени, чтобы была возможность адекватно использовать свои способности для избежания катастрофической ситуации″. Тревога дезадаптирует индивида, обуславливая его регрессию к инфантильности, тем самым импотируя субъекта и превращая его в беззащитного ребенка. Близкой позиции придерживаются М. Стерн и А. Гудман. Авторы подчеркивают, что ощущение угрозы смерти основывается на инфантильных переживаниях. М. Стерн утверждает, что инфантильные переживания являются своеобразной ″биотравмой″. Биотравма возникает у субъекта, пережившего травму (например, ограничение пространства передвижения или другие факторы, парализующие активность) в младенческий и детский период развития. Указывается, что тревога и страх смерти являются базальными чувствами в психике субъекта, они актуализируются во время психологической травмы, нарушая психический баланс в сторону дезадаптации.

Ввиду сказанного выше приобретает значение понятие базальности. В психологическом и энциклопедическом словарях ″базальный″ определяется как ″основной, статичный, неизменный". В научной литературе  указывается на существование базальных врожденных эмоций (радости, горя, страха, агрессии, удивления, отвращения), базальной враждебности (злости), базальной тревоги. Как утверждалось в предыдущих подразделах, тенденция к психологической смерти основывается на инстинкте смерти и формируется под влиянием взаимодействия с близкими людьми. Понятие базальной тревоги, введенное К. Хорни, характеризуется как ″всепроникающее ощущение одиночества, беспомощности и изолированности во враждебном мире". Исследовательница утверждает, что базальная тревога возникает вначале жизни субъекта в случае отсутствия ощущения безопасности в отношениях ребенка с родителями, она предшествует инстинктивным влечениям.

Согласно К. Хорни, базальная тревога формирует восприятие субъектом окружающего мира как холодного, враждебного, способного причинить вред. Такое восприятие обуславливается социализацией индивида, так как с детства он сталкивается с окружением, которое реализует собственные нереализованые детские потребности через запугивание, гиперопеку, агрессивность в отношении детей, тем самым порождая у них ощущение неполноценности, ревности и т. д. В такой среде у ребенка не развивается адекватное чувство принадлежности к группе, а наоборот, появляется острое ощущение незащищенности, одиночества, ненужности, которое и формирует базальную тревогу, актуализирует тенденцию к психологической смерти. По К. Хорни, если ребенок не ощущает со стороны родителей любви, желанности, безопасности, у него возникает враждебность, которая трансформируется в базальную тревогу, которая в дальнейшей жизни направляется на окружение в виде недоверия, ненависти, агрессии и т. д. Итак, восприятие индивидом реальности формируется на основе его инфантильного опыта. Поэтому способность ребенка приспособляться к требованиям среды через омертвление собственных потребностей в любви, понимании, сочувствии является производной от опыта, полученного в детстве (где приходилось блокировать либидные чувства).

 Результатом последнего является эмоциональное омертвление, неспособность переживать эмоции радости, счастья. Обостряется ощущение одиночества, бесперспективности, неполноценности, бессодержательности жизни. В основе таких переживаний лежит тревожность, которая актуализируется нереализованой либидной энергией. Субъект импотирует себя, блокируя выражение эмоций, примером чего могут служить высказывания протагонистов во время проведения психокоррекционных занятий: ″У меня отсутствуют чувства, не могу ни любить, ни ненавидеть – я как-будто не существую″, ″Моя жизнь – одна катастрофа. Пережив столько горя, я потеряла способность радоваться, любить, удивляться″, ″Меня никогда не любили родители, они были равнодушны ко мне. Теперь я остро реагирую на негативное отношение ко мне окружения″. Так, инфантильный опыт порождает узкоплановость восприятия индивидом окружающих людей, ведь они рассматриваются сквозь призму пережитых событий, в частности травмирующих. Базальная тревога создает давление, которое мешает объективному восприятию человеком окружения, порождая в нем субъективизм, поскольку люди воспринимаются в свете прошлого опыта.

 К. Хорни утверждает, что базальная тревога формирует мировосприятие субъекта и обусловливает развитие стратегий поведения, которые выступают защитой от угрожающей среды. Исследовательница определяет такие защитные стратегии взаимодействия с окружающими людьми: ″к людям″, для которой являются характерными зависимость, нерешительность, беспомощность; ″от людей″ – отстраненность, равнодушие, стремление к уединению, независимости, самодостаточности; ″против людей″ – желание доминировать, враждебность, експлуатация. Эти защитные стратегии направленны на преодоление страха, чувства беспокойства. Одновременно они находятся в состоянии конфликта (стремление к отстранению от людей и желание быть в центре внимания и т. д.), на преодоление которого тратится определенное количество энергии. На взаимосвязи тревоги смерти и психологических защит делает акцент Р. Лифтон, отмечавший, что защитные структуры психики защищают субъекта от тревоги смерти, они выполняют функцию ″камуфляжа″, маскируя природу базового внутреннего конфликта. Такой внутренний конфликт является глубоко скрытым, он может быть ″спекулятивно″ выведен наружу, но никогда не познан до конца, то есть он является базовым и неизменным. Близкой позиции придерживается И. Ялом, утверждая, что ужас индивида перед смертью является настолько сильным, что на его блокирование тратится большое количество жизненной энергии, ведь тревога, которая с ним связана, парализовала бы активность индивида. Борьба со страхом смерти осуществляется через защитные механизмы психики, поэтому тревога смерти маскируется с помощью замещений, сублимаций, вытеснений. Исследователь утверждает, что страх смерти субъективно маскируется любовью к жизни, жизненной активностью, но его проявление присутствует в каждом шаге социальной жизни субъекта.

М. Стерн утверждает: ″... тревога и страх, который переживает ребенок, хуже самой смерти: он растет и становится нестерпимым, подобным  адским мукам″. Исследователь описывает такой феномен ″психического оцепенения″, которое сопутствует состоянию ″пика тревоги″. Он  возникает вследствие ощущения субъектом разрушения окружающего мира. Индивид ″не в состоянии воспринимать себя в мире живых, теряет способность устанавливать любящие, человеческие связи, что является следствием пережитой инфантильной травмы″. Близкой позиции придерживается Р. Лифтон, утверждая, что субъект, который пережил пик тревоги, имеет временное ощущение угнетения реальности. Исследователь так объясняет возникновение этого ощущения "… для того, чтобы избежать ощущения психической смерти, то есть потери реальности, субъект переживает обратную форму символической смерти″, он умирает, психологически омертвляя собственные чувства, блокируя эмоции, тем самым терапевтируясь от пережитого эмоционального потрясения. Подобным  переживанию символической смерти является ″состояние капитуляции″, для которого характерны ощущение беспомощности, эмоциональное омертвение и погружение в трагическую печаль, которая выступает защитой от ″всепоглощающей″ тревоги. Психологическое омертвение может выступать формой защиты субъекта, оно играет интегративную функцию. Такая интеграция осуществляется путем отступлений от реальности, что не является продуктивным, так как  дезадаптирует индивида.

Согласно  утверждению Г. Кристала, субъект, пережив ″собственную смертность″ и беспомощность, как и каждое живое существо, не в состоянии остаться таким, каким он был до пережитого потрясения. Исследователь утверждает: ″Реконструкция своего ощущения безопасности или даже веры уже никогда не будет полной, как-будто это потрясение является основой для черного фона, в котором будет проходить дальнейшее существование индивида... Иллюзии детства (потери доверия) наносят непоправимый вред″. Чувство безопасности является базальным в психике субъекта, оно основывается на социальных достижениях, вере в собственную силу, что и поддерживает внутреннее спокойствие индивида. Такая вера включает в себя набор иллюзий, которые обусловливают ощущение бессмертия и способствуют нивелированию чувства опасности.

Г. Кристал пришел к следующщему выводу: ″... иллюзорное ощущение безопасности – основа нормального функционирования индивида″. Р. Лифтон описывает разные способы реагирования субъекта на потерю ощущения безопасности. Представим некоторые из них. Капитуляция во время неминуемой опасности характеризуется потерей ощущения безопасности и надежды на существование, что может разрушить личность субъекта, породив в нем пассивность, покорность, равнодушие к жизни. Катаноидная реакція, как ″первичная депрессия″, проявляется в ощущении бесперспективности существования, отчаяния, в симптомах хронической усталости, болезненности, энергетической опустошенности. Тенденция к психологической смерти выпукло представлена в такой реакции, как ″продолжение когнитивного сужения″. Она характеризуется сужением когнитивных функций, блокированием эмоций, ощущением опустошенности, регрессией и деградацией. Такое состояние рельефно отмечено Б. Мюрреем, который пишет: ″... для этой реакции характерно ощущение полного омертвения или прекращения социальной жизни, восприятие объективного мира как омертвевшего, что является эквивалентом духовной смерти... Склонность омертвлять живое проявляется в уничтожении ростков жизни индивида, будто он стал пустым, опустошенным в самой сердцевине своего бытия″, что приводит к истощению жизненных ресурсов, ″разрыву жизненной линии″, ″потери личности″. Это состояние может характеризоваться как отказ в удовлетворении потребностей, оно возникает в результате деструкции базисного доверия. В таком состоянии люди могут считать себя ″ходячими мертвецами″ или ″умершими для мира″ – все это приобретает вид ″печати смерти″ и приводит к физической смерти. Отмеченные состояния являются производными от инфантильной травмы, в которой происходит омертвление чувственности и актуализация тенденции к психологической смерти.

Итак, в научной литературе утверждается, что тревога имеет как физиологические, так и психологические истоки. В основе тревоги лежит страх смерти, который является базальным ощущением в психике субъекта. Травма ограничения, изоляции, покинутости, которые остро переживаются ребенком, может порождать восприятие им объективного мира как угрожающего, мертвого и ощущение себя как не имеющего отношения к миру живых. Последнее связано с возникновение состояний ″умершего″ для мира, ″символической смерти″, ″капитуляции″. Этим состояниям свойственно омертвление, блокирование эмоций, что является производной от пережитого травмирующего опыта. Такие реакции связаны с психологическими защитами, которые блокируют эмоции, тем самым защищая субъекта от страха смерти. Согласно  утверждению исследователей, субъект, который пережил в детстве ощущение отторжения, покинутости, недоверия, то есть собственную символическую смерть, не может полностью освободиться от таких ощущений. Поэтому восприятие индивидом объективного мира обуславливается пережитым опытом детства (особенно, травмами), который мешает объективному восприятию окружения, порождая субъективизм.

 

Параграф из книги^

Яценко Т. С., Глузман А. В., Калашник И. В. Глубинная психология: диагностика и коррекция тенденции к психологической смерти. Учеб. пособие. – Ялта: РВУЗ КГУ, 2008. – 204 с.



Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Страх и тревога смерти на примерах из Торы. Две ситуации.
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Тенденция к психологической смерти и ее проявление
  • Что такое смерть и что дальше? (Личный опыт клинической смерти)
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Как страх смерти может стать лекарством от прокрастинации
  • Как говорить о смерти? Как поддержать человека, который сейчас переживает утрату?
  • Страх смерти. Что делать?
  • Мне 25, и я не хочу умирать. Что делать если сильный страх смерти?
  • Как преодолеть страх смерти: 5 напоминаний о жизни
  • Что делать, если возник страх смерти?
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???
  • Страх смерти. В чем его польза? И как преодолеть.
  • Появился страх смерти, что делать?
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Стресс как катализатор жизни или смерти
  • Страх смерти и его преодоление
  • Роль идентификации в возникновении тенденции к психологической смерти
  • Феномены Жизни и Смерти, или Как избежать страданий по собственному трупу
  • О важности смерти для жизни
  • Есть ли границы у реальности? Очерки о Жизни и Смерти.
  • Страх смерти или как жить со скоростью любви.
  • Что такое пища смерти?
  • Боюсь смерти=хочу смерти
  • Что такое тревога. Отличия тревоги и страха.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь