В тени старшей сестры.

В тени старшей сестры

...на поведение человека сильно влияет та роль, которую он играл в детстве, что бы добиться родительской любви...

                  Элизабет Шёнбек

Часто тема сиблингов ( братьев, сестёр) не становится явной в терапии. Родители- это да. Всё об этом знают, как влияют, и что может в итоге получиться.

Но не менее важными в формировании личности, предпочтений в жизни, стратегий и выборов являются братья и сестры, и то место среди них, которое занимает человек.

Часто брат или сестра в детстве находится ближе чем родители, но этот контакт и его влияние может быть менее осознанным. Если с братом или сестрой сложились тяжёлые отношения с детства, взрослый человек может, как бы отрезать сиблинга от себя, не замечать его, забывать о нём.

Маленький эпизод из реальной сессии- публикую с изменениями имён и с согласия.

На очередную сессию Оксана пришла сердитая:

«Возвращаю тебе книжку, не дочитала...Не всё зашло... у меня не так. Автор пишет -

старшим детям приходится любовь заслуживать, зарабатывать. А младшим она даром достаётся. Ага...

Наши родители Ленку (старшую сестру) всегда с собой брали в поездки. Ей и сейчас всегда первой на помощь придут. Её Советы слушают. А я так, мне можно и отказать. Ко мне в жизнь можно лезть со своими советами...

Ленка достала, вообще не могу с ней общаться. Она знает как мне надо жить! Я мало делаю, я, понимаешь, прозябаю! После разговора с ней настроение неделю плохое. Пусть она отстанет от меня лучше, мне не надо такого общения...»

Пол сессии говорим об отношениях Оксаны с сестрой и родителями. Поднимаются обиды на родителей , ревность, злость на сестру.

Спустя 30 мин, Оксана остыв, всплеснула руками: «Ну вот и сейчас на Ленку время потратила. И что толку об этом говорить?! Всё равно в наших отношениях ничего уже не изменишь...

Я не об этом хотела. Дочки после завтра возвращаются от бабушки. А я уже в панике. Конец моей свободе. Ладно, Катя (3года)- она знает чего хочет. Если что нужно, она попросит. С ней спокойно, я её понимаю. Но Аня (старшая- 5 лет)! Я её боюсь, я с ужасом думаю, сейчас приедет и будет меня контролировать, непрерывно приставать, требовать просить, обижаться. Ей всего мало. Я в ужасе, мне сбежать хочется...»

Я: «Оксан, а когда Аня себя так вести начала?»

Оксана: «Пару лет назад, получается, как раз, когда Катя родилась...ой, я об этом не думала даже...»

Я: «Давай посмотрим , что в вашем контакте происходит?»

(предлагаю гештальт-эксперимент, ставлю ещё один стульчик напротив Оксаны)

Со стульчика мамы- чувство вины, отчаяние. Из роли маленькой Ани- растерянность- «Я ничего не хочу, я не понимаю, что мне нужно, я растеряна. Я не знаю, что мне делать...»- много тревоги.

Оксана (из материнской роли): «Я сама не знаю чего хочу, только мне уже 30»- плачет.

Я: «Оксан, ты это кому говоришь?»

Оксана: «Дочке».

Я: «Ей другое нужно, ей 5 лет. Скажи ей что ты (Мама) здесь, что всё хорошо, что она может ничего не делать, просто быть...»

В конце сессии, стал понятнее семейный сценарий. И то как Оксана «отыгрывает», проживает спрятанные в бессознательное чувства из собственного детства, теперь со своими детьми. Как она переносит отношение к сестре на старшую дочь. Как сходны её отношение к дочерям с отношением её мамы к ним с сестрой.


Становится понятно, что заботой родителей о старшей дочери двигало чувство вины перед ней, возможно за быстрое рождение Оксаны. Когда рождается младший ребёнок, старший в глазах родителей становится очень взрослым (хотя на самом деле не так). Старшему больше доверяют и опираются на него. Но родители из-за того, что поток их безусловной любви пошёл к младшему, часто винятся и стараются компенсировать вину действиями.

Старшему может быть тяжело от излишнего, не по годам «доверия», возложенной ответственности. И от этого возникает много тревоги. Начинается демонстрация взрослости. А внутри-то растерянность и отсутствие опоры.

После сессии Оксане больше понятны состояния старшей дочки и сестры. И то, что часть своего отношения к сестре, она перенаправляет на дочку.

Почему я провожу параллель между Леной и Аней? По сессии- очень схожий букет чувств к сестре и старшей дочке- злость, чувство вины, желание сбежать из контакта, страх. Лена и Аня занимают схожие места а семейной системе. Поведение Лены и Ани (не смотря на разницу в возрасте) очень похожее. Удивляюсь сходству и думаю, как же сильно место в системе влияет на формирование характера!

Следующий этап разделить чувства к сестре от чувств к дочери. Разделить сестру и дочь в восприятии Оксаны. Осознание поможет увидеть малышку, её чувства и возрастные ограничения. Вывод ребёнка из под проекций старшей сестры разрядит напряжённость в молодой семье. То что осознаётся, становится не опасным!


«Понимание оказывает целительное действие, поняв себя, мы сможем контролировать свою жизнь, и лишь тогда, если нам этого захочется, сможем изменить своё поведение. Посмотрев на себя, на свою семью и оглянувшись назад, в прошлое своей семьи, мы сможем идти вперёд.»

Если вам интересно как влияет на формирование характера детей их порядок рождения в семье, как понять особенности поведения своих детей и свои реакции на них- хорошая книжка: «Старший, средний, младший...» Элизабет Шёнбек.



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Она испортила мне жизнь...! Как много в этом слове «мама!» – обиды, горечи и злости.
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Когда появилась Она... Синдром старшей сестры
  • Ревность. Что в ней особенного и чему она может научить!
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Что делать, если мужчина становится холоднее ко мне? Часть 2
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Что такое контаминация. Как она влияет на жизнь человека.
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Как формируется самооценка и на что она влияет в жизни?
  • Что такое энергия рода и как она влияет на человека
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь