б (бета)-элементы в аналитической ситуации. У.Бион.

Бион, в некоторой степени экстраполируя идеи Кляйн о внутренних объектах (но рассматривая их в ином контексте), рассматривает аналитическое событие как процесс, в котором отражены глубинные внутрипсихические процессы. При этом принципиальным является ноуменальнось этого события, когда каждый элемент взаимодействия являет собой вещь-в-себе, принципиально непознаваемую для чувственного опыта. Другой, выступающий в аналитическом событии в качестве анализанта, не может быть воспринят и описан иным путем, кроме формализованного, «математического» языка. Таким образом, взаимодействие в аналитическом кабинете становится осмыслением ряда функций Другого, и на первый план выходит вопрос «Как?», описывающий те или иные его проявления. Обращаясь к генетической оси таблицы Биона, в нижней строке которой располагаются бэта-элементы, можно представить их как дискретные единицы опыта, также являющие собой вещи-в-себе, непознаваемые чувственно, но существующие субъективно.

Аналитическое событие тогда становится отражением наиболее архаичных процессов, наполняющих ребенка на самых ранних этапах жизни. Обращаясь к теории М.Кляйн, Бион по-особому осмысляет процесс взаимодействия ребенка с материнской грудью. Это взаимодействие расценивается им как главная предпосылка для формирования мышления. Основной предпосылкой мышления становится столкновение младенца с крайней фрустрацией – переживанием отсутствия груди, а точнее – столкновением с Не-вещью, порождающим интенсивный негативный аффективный опыт. Затем происходит изоляция этого «сырого», не обработанного формирующейся альфа-функцией, материала, представляющего собой протоэмоции. До обработки альфа-функцией, б-элементы не могут быть использованы для сновидческой или для иной, более высокой в генетическом отношении, психической деятельности – мечтании, воспоминании, представлении; с ними возможны лишь технические операции – перемещение в результате проекции-интроекции. Таким образом, б-элементы являются основным субстратом проективной идентификации. В психике б-элементы фиксируются не как воспоминания, но, скорее, как неусвоенные факты, существующие сами по себе, будто вне контекста. Дальнейшая судьба б-элементов заключается и их проекции во внешний объект. Проекция является следующим этапом формирования мышления. Концепция контейнирования описывает помещение б-элементов в материнский объект, который, в силу зрелости психического аппарата, способен адекватно переработать их и вернуть ребенку в безопасном, нетоксичном виде. В аналитическом событии контейнирование составляет суть проективной идентификации, при которой анализант может «заполнить» аналитика такими предшественниками эмоционального опыта, которые, не преследуя цели установления чувственного контакта (или любой другой, характерной для трансферного взаимодействия) вызывают наиболее интенсивные неприятные контрпереносные реакции.

    При отсутствии или недостаточности альфа-функции, б-элементы делают невозможным различение между объектами, полностью блокируя способности к обучению и ассимиляции воспринимаемых внешних и внутренних стимулов. Таким образом, контакт с объектами полностью избегается. Бион прямо связывает избавление от б-элементов с мускульной разрядкой, таким образом делая их основой любого отреагирования. Однако, нужно иметь в виду, что речь идет об особом, по сути – глубоко психотичном способе отреагирования, в основе которого лежит не особая форма выражения импульсов или чувственного напряжения (руководствующаяся принципом удовольствия), а лишь эвакуация (изгнание) «токсичных» («плохих») объектов, сопровождающаяся мускульными сокращениями.

Таким образом, б-элементы в концепции Биона представляют собой протоэмоции – изолированные осколки негативного аффективного опыта, которые до обработки альфа-функцией недоступны для иных операций, кроме проекции-интроекции и существуют как вещи-в-себе. Б-элементы представляют собой субстрат проективной идентификации и, как частный случай – механизма контейнирования. Не неся функции установления какой-либо связи с объектами, эвакуация б-элементов происходит через отреагирование, сопровождающееся мускульными разрядками. Операции с б-элементами представляют собой наиболее архаичные этапы формирования мышления.



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как связанны между собой такие вещи, как стабильность и изменения? Или о функции Персонелити
  • Контакт. Часть 2 - Элементы контакта
  • «Высшие измерения» – существуют ли, что собой представляют, как в них прописаться?
  • Конфликт как состояние. Элементы практикума.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Мумий Тролль и... бета-элементы психики
  • О себе или как запреты мешают быть самим собой.
  • Как быть с принятием-таким-какой-есть в отношениях. Или как экологично принимать партнёра.
  • Психическое здоровье и его элементы | Вкус к жизни
  • Стань таким, как я хочу! И прими меня таким, какой я есть!
  • Стань таким, как я хочу. Но меня принимай таким, какой я есть!
  • Структура иррационального мышления, или Как мы сами себе мешаем жить
  • «Не будь таким, какой ты есть! Будь таким, как я хочу!» Нарциссическая травма.
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Курс: Элементы Психологических Знаний
  • Элементы менеджмента: Кризис-менеджмент
  • Тренинг антистресс | Элементы интерактивности
  • Элементы терапевтического альянса ЭФТ
  • Элементы менедмента: Неизбежность изменений
  • Сила «не быть собой» или как обрести свою силу
  • Про проекции или как вернуть себе ощущение, что со мной все в порядке?
  • Элементы технологии власти: Психофизиология боли
  • Элементы менеджмента: Дисциплинарная власть в организации
  • Элементы менеджмента: Условия разрешения конфликта
  • Элементы игры в онлайн работе с парой
  • Элементы менеджмента: Мотивационная модель ИБМ
  • Секс, беременность и аборты? | Нежелательные элементы
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Двойное осознание: элементы шаманизма в процессуальной работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь