Довербальная травма. Диалог через тело. Начало.

Ловушки терапии. Часть 2.

Довербальная травма. Диалог через тело. Начало.

 

 

  1. Вступление

В предыдущей статье я писала о важности, при работе с клиентом понимать и различать, с каким видом травм нам предстоит работать: с травмами развития или с шоковыми травмами. От этого во многом зависит выбор  стратегии  работы психотерапевта.

https://www.psyoffice.ru/article/135200/

 

  • О чем будет в статье
  • Я продолжаю разговор о тех ловушках в терапии, которые заложены в травмах структур развития.  В этой части статьи я буду рассказывать о травмах довербального возраста -  от зачатия до 3 месяцев после рождения.

    Покажу, как они возникают и к каким последствиям приводят во взрослой жизни человека. Рассмотрим, с какими сложностями, и тупиками в терапии может столкнуться психотерапевт в работе. И, в завершении, опишу возможные шаги психотерапии на этапе построения преконтакта.

     

    Моё видение   стратегии и возможностей работы с травмами довербального периода за последние годы сильно изменилось. Большое влияние оказало на меня 10-летние обучение телесной терапии – Бодинамике у Эрика Ярлнеса и Лизбет Марчер.

    Теория соматического развития Марчер, её телесные методы работы с травмами развития и шоковыми травмами, открыло для меня и моих клиентов новыевозможности. На данный момент у меня собралось достаточно много практического материала на эту тему, которым я готова делиться.

     

  • Что мы имеем в виду, когда говорим о травме довербального периода.
  • Я рассматриваю этот вид травмы как прерывание в ходе нормального развития ребёнка. Череда травмирующих событий создаёт такой уровень стресса, который ребёнок не может своими силами переработать. Как следствие, он лишается какого-то важного аспекта в структуре своей личности.

    В ранней травме, это -  отсутствие ощущения базовой безопасности, внутреннего права на жизнь, на контакт с другим человеком, на  свои потребности. Безопасная привязанность –фундамент  для нормального развития ребёнка, для реализации заложенного в нём потенциала.

     

     

  • К довербальному периоду относится два отрезка времени, связанных с разными темами развития:
  • 1.Первый, более ранний, -   от момента зачатия до  3 месяцев после рождения.

    Основная тема развития - это ощущение безопасности существования, права на жизнь, на своё место в этом мире, право быть вместе с другим.  

    2.Второй временной период – с первого  месяца после рождения до 1,5 лет.

    Основная тема – право чувствовать, выражать и удовлетворять свои потребности, заявлять о них. Право быть любимым и принятым таким, какой есть.

     

    Рассмотрим процессы, происходящие в первом временном периоде, состоящем в 3-х этапов:

    • От зачатия до рождения
    • Роды
    • После рождения

     

    Ребёнок в этот период времени не является жизнеспособным существом, способным существовать отдельно. Он полностью зависит от заботы и ухода за ним матери или опекунов. Безопасность ребёнка и удовлетворение насущных потребностей является основой для дальнейшего нормального развития ребёнка  и создаётся матерью и её окружением в этот период.

    Через руки матери ребёнок  узнаёт о том, каков окружающий мир  для него: безопасен или опасен. Он получает первые телесные импринты через прикосновения, окружающие звуки, наличие своевременной еды, тепла, заботы,  помощи и т.п. Характер этих взаимодействий даёт ребёнку телесные знания хорошо или плохо, что он есть.

                Чуть позже, через выражение лица матери или опекунов, тон голоса младенец узнаёт: он - радость для других или беда, его присутствие желанно для окружающих или мешает, он хороший или плохой. Ребёнку плохо, он плачет, и мама к нему сразу подходит – «Мир хочет чтобы мне было хорошо. Я есть». Или младенец долго плачет, пока обессиленный не успокоится, а никого рядом нет. «Миру всё равно, что со мной, меня нет».

    Именно в это время период создаётся импринтинг у ребёнка безопасности-опасности, желанности – нежеланности присутствия в мире и жизни людей. В более позднее время жизни ребёнка изменить это запечатление очень сложно, а часто, и невозможно. 

    При благоприятных жизненных событиях запечатление безопасности мира происходит само собой, через любовь и заботу Матери.

     

              Под влиянием сильного стресса, который может произойти во время беременности, родов или в течении 3-х месяцев после рождения, нормальное развитие ребёнка может быть нарушено.

    В результате, вместо здоровой целостной структуры характера, формируется два  варианта расщеплённой (по Лейку):

    1. Шизоидный уход в себя.
    2. Истерическое бегство в контакт.

     

  • Шизоидная структура или Ментальная (по Л. Марчер).
  • Всё, что угрожает существованию ребёнка, вызывает у него ужас и формирует перманентное состояние тревоги. Судя по всему, эта травма может произойти у ребёнка ещё внутроутробно. Причиной может быть нежеланная беременность матери, нахождение её в хроническом стрессе или в опасных ситуациях, физическая болезнь, депрессия, химическая  зависимость и т.д.

     Такому маленькому человеку нечем пережить опасность небытия, его психика и мыслительный аппарат ещё не сформированы. Тогда внутреннее Я спасается с помощью расщепления, вытеснения из сознания того, что нельзя пережить. Невыносимость нахождения в теле приводит к тому, что основная энергия концентрируется в голове и костях.

    Во взрослом возрасте этот механизм продолжает действовать, разделяя стрессовые переживания на части: мысли отдельно, ощущения, чувства, импульсы – отдельно. Все эти аспекты событий хранятся в разных, закрытых для доступа, файлах и папках памяти ребёнка.

    У взрослого человека  с такой травмой жизненная энергия помещается в мысли и концепции. Это – основная опора в опасном пространстве жизни. «Я мыслю – значит существую». Без мыслительной работы возникает ощущение  опустошённости, поднимается тревога. Человек живёт с ощущением одиночества, нежеланности, нелюбви к себе, отсутствия для него места  в этом мире.  Присутствия других людей вызывает чувство опасности. Тревога присутствует перманентно. Человек хочет быть в контакте и одновременно боится этого на уровне существования. Много сил тратится на поддержание контакта с людьми. Поэтому увеличивает дистанцию.

     

     

  • Структура Истерического бегства в контакт или Эмоциональная (по Л. Марчер).
  •    Характеризуется сильной эмоциональной включённостью в процессы взаимодействия с людьми, стремлением всё время быть в контакте. Самое страшное – это быть в одиночестве, быть покинутым.

     В теле много энергии, особенно в грудной клетке, а в голове - мало. Большой уровень эмоций мешает хорошо соображать и строить в голове реалистичные причинно-следственные связи. Перманентная сепарационная тревога не позволяет понимать другие свои потребности кроме стремления быть вместе с кем-то. Любое действие партнёра, направленное на увеличение  дистанции или интерпретируемое так, вызывает поднятие тревоги, ощущение боли и эмоциональный всплеск. У человека нет внутреннего права быть вместе с другим. Отдаление вызывает ужас. Это жизнь в страхе остаться одному.

     

    У людей с травмой этого периода нет ощущения безопасности, где бы они ни находились. Практически всегда присутствует определённый уровень фоновой тревоги.

    Тело человека  имеет свои специфические характеристики, по которым можно диагностировать эту травму.

    Подробно с этим можно ознакомиться - https://www.facebook.com/events/2101624726558065/?acontext=%7B%22ref%22%3A%2223%22%2C%22action_history%22%3A%22null%22%7D

     

    В следующей части статьи я расскажу:

     

    • О 3-х причинах, не позволяющих проработать довербальную травму.
    • об этапах психотерапевтического процесса.
    • О 7 элементах терапии, которые необходимо  произвести на стадии преконтакта, чтобы не оказаться в тупике.

     

    #психологЕленаТузиковатравматело



    Просмотров: 474
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Как быть присутствующим или 12 стратегий для развития осознанности
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Контакт с телом матери, как возможность для ребёнка - наполниться ресурсом
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка с рождения до года.
  • Структура характера при травме развития в бодинамической теории Лизабет Марчер.
  • «...Любовь может быть жестокой?..» или отказ от близости через лишний вес
  • Гаджеты нужны для развития ребёнка!
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Навык для счастливой жизни (или чему обязательно нужно научить ребёнка)
  • Потребности развития ребёнка
  • Быть чайлдфри - это хорошо или плохо?
  • Право быть в мире. Само собой разумеется или не всегда?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Болезненный период в жизни – уберечь или позволить пройти через него?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь