Зачем нужна личная психотерапия и супервизия психологу-психотерапевту и врачу-психотерапевту?

У меня есть внутренняя профессиональная ценность: психолог или врач, который занимается психотерапией обязательно должен пройти длительную личную психотерапию.

Откуда взялась эта ценность?

Известно, что психолог и врач-психотерапевт работают собственной личностью и главные инструменты психотерапии – психотерапевтические отношения и контрперенос (эмоциональный отклик на поведение клиента.). Эти инструменты подразумевают эмоциональное присутствие в отношениях с клиентом: телесные ощущения, эмпатию, включённость, внимание, регуляцию импульсов.

Загвоздка в том, чтобы построить качественные и безопасные терапевтические отношения, а также профессионально пользоваться контрпереносом, терапевту важно досконально узнать самого себя. А это возможно лишь пройдя личную психотерапию.

У каждого человека есть прошлый жизненный опыт, который сформировал представление о себе и «оставил следы» в бессознательной части личности. Этот опыт не всегда является прожитым, часто чувства и воспоминания бывают «замороженными», вытесненными, искаженными. Так психика защищает личность от разрушения. Для специалиста, занимающегося психотерапевтической работой крайне важно проработать свой прошлый жизненный опыт, сделать его осознанным. Это позволит отделять события и переживания клиента от пробуждения собственного травматического опыта.

- А как же супервизия? – спросите вы. И я соглашусь с тем, что это ещё одна необходимая часть работы психотерапевта. На супервизии можно развить мастерство в концептуализации клиента (понимании его внутреннего устройства, уровня имеющихся трудностей, особенностей построения работы с ним), в применяемых техниках и интервенциях, в выстраивании терапевтических отношений, использовать контрперенос, вызванный реакциями и поведением клиента и др. Если кратко сказать, то супервизия помогает оценить качество проводимой терапевтом работы, а так же повысить его уровень компетентности и мастерства.

Проблема в том, что существует контрперенос, вызванный непрожитым травматическим опытом терапевта. Такой контрперенос может быть выявлен на супервизии, но прорабатывается он только в рамках личной психотерапии. Почему так? Потому что в такой работе чтобы эффективно помочь терапевту справиться с возникшей проблемой, требуется совершенно другой формат взаимодействия и другие границы отношений, не такой, как на супервизии.

Бывают специалисты, которые думают, что досконально знают свой внутренний мир и считают, что личная терапия им не требуется. Мне знакомы чувства таких специалистов, ведь в начале своего профессионального пути я тоже так думала. Мне казалось, что ясно вижу ситуацию клиента, его реакции и способности. Когда я пришла в профессиональное сообщество, стала посещать супервизии и начала личную психотерапию, то сделала для себя колоссальные открытия. Я и помыслить не могла, что реальное моё устройство, умение работать с людьми и старые представления об этом, мягко говоря, имеют некоторые различия. Я не просто это поняла, но и прочувствовала.

Бывают другие специалисты, которые говорят о том, что в их работе влияние личности терапевта полностью нивелируется. Слушая такие высказывания, я сразу вспоминаю Полу Хайман, которая первая заявила о пользе работы с контрпереносом. А она являлась психоаналитиком, где декларировалось то, что терапевт – экран, на который клиент проецирует свои переживания и включение в терапевтические отношения каких-либо реакций терапевта было грубым нарушением. Потом Гарольд Сирлз, Дональд Вуд Винникот стали описывать проявление контрпереносных переживаний в своей работе. Я не говорю уже об Ирвине Яломе, в книгах которого очень ярко писаны все тонкости психотерапевтической работы и роли контрпереноса в ней.

Существует ещё один тип специалистов, которые работают в основном с техниками, алгоритмами, методиками и т.п. Такую работу я не могу назвать терапией, мне кажется, что здесь взаимодействие специалиста и клиента ограничивается уровнем паттернов (действий), для меня, это формат консультирования, педагогического воздействия или коучинга.  Считается, что личность специалиста в такой работе никак не влияет на результат. Но я не могу согласиться с такой позицией, особенно, если это длительная работа, а не одноразовая. Ведь на то, как клиент выполняет то или иное упражнение, на то, что он говорит, как реагирует на увиденный результат у специалиста всё равно появляется бессознательный эмоциональный отклик. Этот отклик влияет на то, как специалист выстраивает общение с клиентом, даёт инструкции, проявляет степень настойчивости, решает каким инструментом воспользоваться в дальнейшем и т.п. Считается, что у таких специалистов есть чёткие инструкции по поводу того как выстраивать работу в зависимости от типа клиента. Но на мой взгляд, пока с клиентом работает человек, а не искусственный интеллект, исключать влияние разного рода контрпереноса нельзя.

Существует ещё один важный факт, укрепляющий мою позицию по данному вопросу: специалист, обучающийся в любом психодинамическом методе (психоанализ, позитивная психотерапия, гештальт-терапия, психодрама, и др.) не получит сертификат психотерапевта, пока не предоставит данные о пройденных часах супервизии, личной психотерапии и групповой психотерапии. Это для меня ещё один аргумент, ведь получается, что большая часть психотерапевтического сообщества признало роль личности терапевта в построении качественной психотерапевтической работы с клиентом.

Супервизия и личная психотерапия специалиста, работающего в формате психотерапии и психологического консультирования – это условие качества проводимой им работы. Что это значит? Это значит, что работа такого специалиста является осознанной, безопасной, направленной на достижение поставленных целей.

Зачем нужна личная психотерапия и супервизия психологу психотерапевту и врачу психотерапевту



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Простые инструменты для супервизии психотерапевтической работы
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что новенького в психотерапии? А что это дает клиентам?
  • Что же это за зверь такой - психолог?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Ходить к психологу долго - кому и зачем это надо? или Что даёт клиенту длительная психотерапия?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь