У меня низкая самооценка

Часто люди обращаются к психологу с подобным запросом - у меня низкая самооценка. 

И чтобы понять это не нужны различные тесты и опросники. Человек чувствует эту проблему всем своим «существом», всей «сложностью» жизни. 

Низкая самооценка может вызывать у человека:

претензии к своему внешнему виду, лицу, телу, походке, голосу;

  • мучительную ревность к партнёру, друзьям, родителям, братьям и сёстрам; 
  • страх знакомства и общения с  новыми незнакомыми людьми;
  • страх высказать или отстоять своё мнение;
  • страх начинать новое, попробовать свои способности;
  • страх перед будущим и ожидание неудач;
  • злость и обиду на людей.

Сегодня предлагается множество тренингов по повышению самооценки. В каждом случае эффект индивидуален. Но, как говорят многие психологи, не бывает высокой самооценки, бывает лишь компенсация низкой самооценки.  При такой «натренированной» высокой самооценке очень вероятен риск ещё большего разочарования и падения ощущения собственной значимости при вроде незначительном поводе. Причина этому - для поддержания натренированной «высокой самооценки» человек тратит огромное количество психической энергии. Резервы психики истощаются и в какой-то момент самооценка рушится. Глубина падения может значительно превышать прежний уровень. 

В чём я вижу причины низкой самооценки. Во-первых, хочу пояснить, что самооценка формируется в раннем детстве, когда в действительности ребёнок ещё не может сам себя оценивать. По-этому, я бы назвала началом развития самооценки оценку ребёнка близкими и влиятельными взрослыми, в первую очередь родителями. Назову первый этап становления самооценки - мампапоценка. 

Мампапоценка

Сейчас можно всё списать на родителей, недостатки воспитания и начать себя жалеть! Но нет. Наши мамы, папы, бабушки, дедушки воспитывали нас как могли, и, поверьте, дали нам максимально из того, на что были способны. Они обыкновенные люди, уставшие, порой несчастные, иногда недовольные, больные и слабые. Брошенные в адрес ребёнка фразы вроде «ничего ты не можешь», «бездарность», «лентяй» и пр. это обида на себя, свою жизнь, свои неудачи. Ребёнок воспринимает эти фразы буквально и начинает относиться к себе так, как сказали взрослые.

Педагогоценка

Дальше начинается детский сад, затем кружки, секции, школа. К сожалению,  в педагогику не редко приходят те же «несчастные» взрослые. Они не видят свой успех и просто не могут заметить успехи ребёнка, их мышление настроено на негатив, они замечают лишь ошибки и недостатки и усиленно обращают  на них наше внимание. «Двоечник», «исправляй ошибки», «безобразное поведение», «с такими знаниями ты никуда не поступишь и ничего не добьешься в жизни». Они не могут заметить способности ребенка в музыке и рисовании, если он не может бегло читать или решать в уме сложные примеры. Стоит только вспомнить исписанные красной пастой тетради с ошибками и дневники с замечаниями! А где похвала за красиво написанную букву или фразу? Назову этот этап - педагогоценка. Ребёнок снова верит этим взрослым. 

Самооценка

И вот мы вырастаем! И теперь мы сами замечаем только свои ошибки и недостатки. Сами себя критикуем и унижаем. А сами ли? Нет! 

В своей практике я замечаю, что на каждую претензию к себе у нас находится в детстве высказывание такого  «несчастного» взрослого, взрослого, которому мы поверили. Получается, что это не мы себя не ценим, а до сих пор в нас говорят те взрослые, те осевшие в наш внутренний мир грубые злые фразы, взгляды, голоса, свисающие над нами угрожающие позы, недовольные лица. 

Что с этим делать, как перестать слушаться их и начать прислушиваться к себе? 

Я бы посоветовала вспомнить тех «несчастных» взрослых, вспомнить те обидные высказывания и понять, что это говорилось не нам и не имело к нам никакого отношения. А затем пожалеть этих «несчастных» взрослых, попробовать понять, как им было сложно жить, как они были недовольны жизнью. Возможно простить, а возможно и нет. 

А после этого начать слушать себя, прислушиваться к себе, уникальному, единственному и неповторимому в своём роде созданию. Не существует двух одинаковых людей, каждый из нас особенный, каждый из нас имеет право на собственную жизнь и собственное отношение к себе. Для себя мы являемся единственной, самой важной ценностью! 

Что же мы сами думаем о себе? В чём наша уникальность, какие таланты в нас скрыты? 

Светлана Волкова, психолог.

 



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проблема низкой самооценки или Как помочь своему ребенку быть уверенным в себе?
  • Низкая самооценка / нелюбовь к себе : почему и что делать?
  • Низкая самооценка: как с этим живется и что с этим делать?
  • Ответы на вопросы. Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • Что думают о нас люди, что думаем о себе мы?!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Что такое поиск себя, и почему у нас ничего не получается?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Психологические защиты: что они говорят о нас и о других
  • Повышение самооценки или как помочь своему ребенку стать уверенным в себе.
  • Когда нет сил, где они? | Действительно ли их нет, или мы их тратим, сами того не замечая?
  • Когда вы сами себе жёский контролёр, и палач, и сами же против себя бунтуете и «не слушаетесь»
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Недетская обида. Как мы обижаем себя, думая, что обижают нас.
  • Как понять, что старшие* ограничивают Вас в действиях? Или поверьте в силы и способности свои!
  • ПОЧЕМУ У МЕНЯ НИЗКАЯ САМООЦЕНКА II: Ловушка извегания или от неуверенности в себе до социофобии
  • Отношения с миром как основа высокой самооценки
  • «Красиво жить не запретишь» или как понять что вы действительно любите себя
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • 9 признаков низкой самооценки и неуверенности в себе.
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Нужны ли вы сами себе? Самооценка и свобода выбора
  • Высокая и низкая самооценка. Как сформировать уверенность в себе?
  • Когда взрослые перестают играть в песочнице или что нас в жизни лечит.
  • У тебя низкая самооценка? Или ты слишком много из себя возомнил(а)?
  • У меня низкая самооценка! Что делать?! (1 часть)
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Самооценка и расставание. Расстановки как инструмент сохранения самооценки в травмирующих ситуациях
  • Самооценка и расставание. Расстановки как инструмент сохранения самооценки в травмирующих ситуациях



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь