|
Про лобАвтор статьи: Курош Кристина Александровна
Про лоб Однажды я имела возможность наблюдать гениальную маму в магазине одежды. Она пришла за покупками с мальчиком лет двух. Ей явно хотелось сконцентрироваться на выборе, а малыш мгновенно начал скучать и, осмотревшись немного, уже готов был приступить к тотальному сбору цветных тряпочек с тех стендов, до которых можно дотянуться. Мама среагировала моментально: в этот момент у нее в руках была пара носков, она вручила её мальчику со словами: «Найди мне такие же». Малыш, получивший боевое задание, с серьезным видом отправился на его выполнение, а у мамы появилось несколько свободных минут.
И вроде бы всё чрезвычайно просто, что же тут гениального? Так делают многие родители. Но многие ли задумываются, что именно они делают?
У нашего головного мозга есть часть (а именно - лобные доли), которая отвечает за целевое поведение: целеполагание, контроль, программирование действий, моделирование определенного результата. В процессе нашего развития эта часть формируется дольше всех прочих. Окончательно она сформирована, по разным данным, у женщин к 18, у мужчин к 21 годам. Нетрудно предположить, что, чем младше ребёнок, тем длиннее его путь к развитию этой части. Работа лобных долей незримо присутствует в любой нашей деятельности, она регулирует почти все прочие функции мозга. Регулировать вообще любую нашу деятельность-одна из ведущих задач для них.
Вот к примеру мы на важном совещании и совершенно некстати у нас разболелся зуб. Уйти никак нельзя, нужно дождаться конца. Боль становится невыносимой и тогда мы прибегаем к простому приёму: отвлекаем себя. Начинаем внимательно слушать коллег или, если уж совсем что-то бессодержательное они вещают, присматриваемся к костюмам, напрягая все силы разума, пытаемся разгадать тайну, от чего погиб фикус в углу (тем более, что он пластиковый), мысленно составляем стратегический план обороны на случай атаки зомби и т.д. Внешне всё очень просто, а вот внутри черепной коробки в это время творится настоящая магия: одни зоны мозга, ответственные за ощущения от различных частей тела (в данном случае, от зубов) находятся в возбужденном состоянии (на МРТ это выглядело бы как яркое пятно в определенной зоне), но постепенно, посредством нашего волевого усилия, которое и есть работа лобных долей, возбуждение в той зоне уменьшается и начинают возбуждаться другие зоны - ответственные за зрительное или слуховое восприятие например (в зависимости от того, на что мы себя отвлекаем).
Тоже самое проделывает мама с двухлетним ребёнком, который, получив отказ в требовании поиграть с мясорубкой или расчесать кота вилкой, уподобившись сирене, вещает миру о несправедливости бытия, когда берёт в руки крышки от кастрюль и устраивает концерт для цимбал с оркестром. Через несколько мгновений малыш уже заливисто смеётся или, хотя бы, прекратив акустическую атаку, с интересом осматривает инструмент и требует его в своё владение.
Ребёнок сам еще не может переключить себя, потому что для этого нужно усилие воли, а те зоны мозга, которые это усилие обеспечивают, ещё незрелы. И мы это делаем за него. Также и с целеполаганием: малыш до определённого возраста не может ставить себе сознательной цели, но уже может выполнять действия для достижения поставленной кем-то другим цели. Именно поэтому детям нравится играть со взрослыми или старшими детьми - они могут то, что малышам ещё недоступно. Во многом за счёт этого развивается детский мозг.
Вышеописанное отражает идею зоны ближайшего развития - то, чего ребёнок еще не может сделать полностью самостоятельно, но справится с помощью взрослого. Мы как будто перекидываем малышу мостик оттуда, куда ему ещё только предстоит добраться.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|