Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



20 страница


ся развитие школьника в целом на момент обследова-  

ния?  

 

Каким содержанием должна быть наполнена индиви-  

дуальная стратегия его сопровождения в процессе  

школьного обучения?  

 

В каких формах и в какие сроки в сопровождении  

школьника примут участие психолог, школьный ме-  

дик и классный руководитель?  

 

Предусматривается ли и какая по содержанию кон-  

сультативная работа участников консилиума с педа-  

гогическим коллективом или отдельными учителями,  

родителями школьника и школьной администрацией?  

 

Предполагается ли и какая социально-диспетчерская  

деятельность?  

 

Ответы на все поставленные выше вопросы предполагае  

установление сроков выполнения той или иной работы, ков  

кретного ответственного и форм контроля.  

 

Возможно, кому-то из читателей покажется неумесгя  

ным или навязчивым употребление автором таких слов, ка  

<регламент>, <ответственный>, <контроль> и т. д. Haeeft  

нов, в данном контексте они могут показаться чрезмерЧ  

формальными. Однако можем уверить вас в том, не само о!  

употребление, а необходимость введения в практику школ4  

ной психологической деятельности жестких правил и адм  

нистративных требований выстрадано жизнью и реальн  

работой в школе. Позволим себе высказаться достаточ  

резко: в организационном плане школьная система предста  

ляет собой весьма хаотическое образование. Более того, эя  

внутренняя объективная неупорядоченность стала настоА  

ко привычной, что превратилась в сознании находящих  

внутри нее людей в определенную иллюзию организации  

Годами вырабатываются стили взаимоотношений, спосс  

разрешения конфликтов, контроля за соблюдением опре  

ленных требований. В основе почти всех этих способов :  

 

равления - эмоциональные межличностные отношения  

дагогов между собой и с администрацией. То, что слож<1  

шаяся практика руководства школьной системой требуй  

серьезных изменений, - это несомненно. Но именно в сь  

<зашкаливающей> эмоциональности отношения в ней не .  

 

164  

 

_- Содержание деятельности школьного психолога --  

 

гут быть, на наш взгляд, перестроены одномоментно, по  

желанию какого-либо руководителя-новатора. Переход с  

эмоционального на деловой стиль руководства требует вре-  

мени, и в этом плане предлагаемая модель планирования и  

 

регулирования сопровождающей деятельности может сыг-  

рать важную позитивную роль.  

 

Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчи-  

вается заполнением итогового документа - заключения кон-  

силиума, в котором находят свое краткое описание ответы на  

основные из выше приведенных вопросов. Приведем возмож-  

ную форму такого заключения.  

 

Ф. И. О. ученика, возраст и класс  

Участники консилиума  

 

Психолого-медико-педагогический статус на момент об-  

следования:  

 

Актуальное состояние:  

 

(описание)  

Наличие отклонений и особенностей развития:  

 

(описание)  

 

Содержание сопровождающей деятельности и ее предпоч-  

тительные формы:  

 

Содержание сопровождающей деятельности участников  

консилиума:  

 

Участник Содержание Сроки проведения  

консилиума и форма работы  

 

Содержание консультативной деятельности участников  

 

консилиума:  

 

Участник Содержание Сроки проведения  

консилиума и форма работы  

 

М. Битянова  

 

Содержание социально-диспетчерской деятельности учас-  

тников консилиума:  

 

Участник  

консилиума  

 

Содержание  

и форма работы  

 

Сроки проведения  

 

Дата заполнения:  

 

Подписи участников:  

 

Воспользуемся конкретным случаем, который мы уже при  

водили в пример в этом разделе, и покажем работу с ним в]  

рамках консилиума. 1  

 

Еще раз перечислим данные, предоставляемые психологом|  

 

Ф. И. О. ученика: Николай К., 1 класс <А>  

 

Дата рождения: 9 сентября 1988 г.  

 

Дата обследования: февраль 1995  

 

Феномен развития на момент проведения обследована  

 

У мальчика возникают проблемы с усвоением учебное  

материала. Слабо развита произвольность интеллектуальна  

деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия уче|  

ной задачи, часто и быстро отвлекается, на уровне остальн|  

го класса не сформирован внутренний план действия: плоа  

справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на о|  

разец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно вы<Я  

кая. Отношения с одноклассниками доброжелательные,-  

учителями в общение практически не вступает: выглядит ст(  

нительным, робким. Тревожность высокая, самооценка  

устойчивая.  

 

Наличие отклонений или нарушений в развитии:  

 

Выявлены определенные нарушения в интеллектуалы!  

сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией пси1  

ческой активности, низкой осведомленностью и недостаточШ  

запасом знаний и представлений (<педагогическая задер|  

ка>). Причины - парциальные нарушения интеллектуалы!  

го развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутст)|  

социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-]  

лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабу!  

(в настоящее время живет с родителями).  

 

166  

 

-- Содержание деятельности школьною психолога --  

 

Особенности психического развития, выявленные в обсле-  

довании:  

 

Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно  

переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок.  

Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.  

 

Возможные формы сопровождения:  

 

Включение в коррекционно-развивающую группу после  

нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие  

страха перед учебной деятельностью, разработка программы  

педагогической помощи, консультирование родителей по во-  

просам интеллектуального развития ребенка.  

 

Учитель по результатам собственного наблюдения и бес-  

едам с учителями-предметниками предоставил следующую  

информацию:  

 

Качественные характеристики учебной деятельности:  

 

При выполнении домашних заданий и в процессе классной  

работы возникают трудности с пониманием учебного матери-  

ала: в математике- при записи условий и формулировке во-  

просов задачи, в русском языке - при применении правил,  

нахождении ошибок в собственных текстах. Домашние зада-  

ния выполняются с большим количеством мелких ошибок.  

 

Письменные работы выполняет лучше, чем устные: затруд-  

няется с формулировкой своих мыслей. Творческие задания  

выполняет хуже рутинных, при выполнении простых заданий  

может быть очень старательным и трудоспособным.  

 

Наибольшие трудности возникают при выполнении зада-  

ний, требующих логики, развитой речи и творчества.  

 

Предполагаемые причины описанных трудностей и особен-  

ностей: с мальчиком не занимаются дома, единственная фор-  

ма помощи - наказание за плохие оценки.  

 

Количественные показатели учебной деятельности:  

 

Успеваемость по основным предметам: математика - 3,  

Русский язык - 3, чтение - 3, труд - 5, рисование - 4.  

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:  

 

Активность на уроке практически не проявляет, с заинте-  

ресованностью относится к развивающим игровым упражне-  

 

"ием, даже если с ними не справляется, старательно выполня-  

ет техническую работу на уроках.  

 

Дисциплину на уроке нарушает редко.  

Очень робок в отношении с учителями: практически не об-  

 

167  

 

М. Битянова  

 

Участник  

консилиума  

 

Содержание  

и форма работы  

 

Сроки проведен  

 

Школьный Информирование  

психолог педагогов о особен-  

ностях и проблемах  

ребенка на группо-  

вой консультации,  

помощь в разработке  

стратегий педагоги-  

ческой помощи и со-  

провождения  

Проведение индиви-  

дуальной консульта-  

ции с семьей(первая  

встреча может быть  

проведена совместно  

с педагогом)  

 

Педагог Проведение индивиду-  

альной консультации  

с семьей  

 

Завуч Оказание методической  

помощи педагогам-пред-  

метникам в организации  

работы с ребенком  

 

Содержание социально-диспетчерской деятельности уч  

тников консилиума: не предусматривается.  

 

Столь подробно в рамках консилиума рассмотреть ст  

тегию сопровождения веек детей возможно лишь в ма|  

комплектной школе К сожалению, подробное обсужде  

может быть проведено лишь для детей, испытывающих BJ  

раженные проблемы обучения и развития Время, OTBOJ  

мое на обсуждение концепции сопровождения <психоло  

чески благополучных> школьников, незначительно. Очв  

часто работу с ними планируют не индивидуально, а Д  

группы в целом, а в протоколах фиксируют лишь те особ4  

ности, на которые следует обратить внимание педагоги  

Об этих особенностях педагогам сообщают во время гру  

повой консультации В этом случае персонально на ребеН|  

заполняется лишь первая часть заключения, касающаС  

его школьного портрета  

 

Например Алексей К , 1983 г р , 8 <А>  

 

170  

 

,.. Содержание деятельности школьного психолога  

 

Психолого-медико-педагогический статус на момент об-  

едования:  

 

актуальное состояние <Психологически благополучное>  

 

Наличие отклонений и особенностей развития очень мед-  

лителен при выполнении практически любой работы, однако  

выполняет ее качественно; новый учебный материал усваива-  

ет медленнее, чем большинство одноклассников, однако при-  

обретаемые им знания прочные и систематизированные По-  

пытки поторопить его в работе не приводят к убыстрению тем-  

па, но могут вызвать протест  

 

Содержание сопровождающей деятельности и ее предпоч-  

тительные формы: учет индивидуальных типологических осо-  

бенностей при организации учебной деятельности Консульти-  

рование педагогов и самого подростка по освоению эффектив-  

ных форм работы.  

 

В добавление к таким <укороченным> вариантам протоко-  

ла может быть заполнен отдельный лист, в котором фиксиру-  

ются содержание и направления психолого-медико-педагоги-  

ческой работы с детьми, не имеющими выраженных проблем  

обучения, воспитания и психического самочувствия  

 

Например, по параллели 10 классов.  

 

 

 

Участник консилиумаСодержание и форма работыСроки проведения  

Школьный психологОрганизация и проведение раз-  

 

Организация и  

проведение раз-  

вивающей тренин-  

говой работы (груп-  

па набирается по  

желанию)  

 

Организация пси-  

хологических клас-  

сных часов (2 ча-  

са на класс) по ме-  

тоду обучающей  

психодиагностики  

Проведение индиви-  

дуальных профори-  

ентационных консуль-  

таций по итогам диагностики  

 

( ледующим этапом работы является анализ данных по  

 

171  

 

М. Битянова  

 

параллели в целом и выработка соответствующих реком<  

ций. Что может дать такой анализ? Прежде всего, вам  

информацию о различных тенденциях в состоянии психеи  

медико-педагогического статуса школьников, определей  

параллели. В свою очередь, зная общий уровень, типйч;  

 

трудности, преобладающие особенности школьников мо|  

вносить содержательные, осмысленные изменения в учеСЙ  

и воспитательный процесс, планировать психологическую  

педагогическую работу с параллелью, организовывать |  

светительскую и консультативную работу с педагогами ц.  

дителями. Кроме того, могут быть выявлены определен!  

проблемы конкретных педагогов. Скажем, заполняя псих(  

го-педагогические карты, педагог большинству детей въц  

вил оценки, которые значительно расходятся с оценками!  

гих педагогов: выше или ниже, в данном случае не сущесп  

но. Может оказаться также, что именно у этого педгп  

существуют выраженные конфликты с учениками или ел  

ности в преподавании. Психолог и завуч, располагая тай  

данными, могут организовать встречи с педагогом консуЙ  

тивного или методического характера. ;  

 

Данные по параллели в целом составляют также осД  

той информации, которая передается завучем или психол(1  

школьной администрации. Результаты анализа таких обобИ|  

ных данных желательно зафиксировать в виде письмен  

соглашения с описанием ситуации и выделением основ  

направлений деятельности (аналогично вышеописанным).!  

 

Итак, консилиум завершается распределением обязанЦ  

тей между участниками консилиума по ведению сопроводи  

ющей и консультативной работы, с указанием примерных!  

ков выполнения. При хорошей организации, навыках 6ъ  

го и содержательного обсуждения консилиум по оД  

параллели может быть проведен в 3-4 встречи. Однако 1  

мотное проведение психолого-педагогического консилиума 41  

наступает после длительного периода привыкания его у  

тников друг к другу, поиска удобного стиля взаимодейст!  

приемлемых способов оформления документов. Очень поМ<  

ет на этом этапе специальное обучение, в процессе котор  

участники будущих консилиумов отрабатывают элементы и  

имодействия на смоделированных ситуациях. Наилучший-  

риант - проведение большой деловой педагогической игрЦ  

 

172  

 

.. Содержание деятельности школьного психолога --  

 

дую был бы включен весь педагогический коллектив шко-  

ц школьная администрация. Часть из них возьмет на себя  

ни родителей, школьников, часть останется в роли учителей.  

де игры можно смоделировать процесс сбора информации  

 

консилиум, ее обсуждение и реализацию решений. Подо-  

бная работа всегда оказывается очень полезной не только для  

"сновных участников консилиума, которые учатся конкретным  

навыкам работы. Она позволяет всем педагогам увидеть со-  

провождение как целостный длительный процесс, прочувство-  

вать свою роль и место в этом процессе, прожить позиции  

подителей и детей. Обучение может провести психолог. Хоро-  

шо также, когда такого рода учеба проводится централизо-  

ванно, для педагогических коллективов нескольких школ.  

 

Мы имеем опыт организации и проведения такого цен-  

трализованного обучения. На специально организованную  

ичебу, в рамках государственной программы <Дети Черно-  

быля> были приглашены основные участники консилиума  

(завучи, психологи и медики) из школ чернобыльской зоны  

Российской федерации. Одним из этапов работы стала боль-  

шая организационная игра. Между всеми слушателями были  

распределены, роли основных участников внутришкольного  

взаимодействия: администрации, педагогов, школьников и  

их родителей. Затем в игровой форме отрабатывались ос-  

новные этапы работы со школьниками определенной парал-  

лели - сбор информации, ее оформление, проведение конси-  

лиума, заполнение документов, проведение основных консуль-  

тативных мероприятий (с родителями, педагогами,  

администрацией). В ходе игры участники не только изуча-  

ли и проживали определенную ролевую позицию, но и знако-  

мились с основными процедурами работы психолога, медика  

и педагога, находили формулировки и объяснения, понятные  

всем группам, осваивали навыки свободного обсуждения и др.  

Игра дала значительный эффект. Если до ее проведения  

каждый смотрел на школьную ситуацию и задачи консилиу-  

ма со своей ограниченной профессиональной позиции (а педа-  

ги вообще чувствовали себя обиженными тем, что не при-  

нимают участие в консилиуме), то после игры представле-  

я игроков о целях, задачах и формах работы консилиума  

Рачительно расширились, отношение друг к другу стало  

Рачительно мягче, язык общения доступнее.  

 

173  

 

М. Битянова  

 

процессов, способностей и навыков, которые заложены в  

систему. В целом, может быть предложен следующий принц  

отбора содержания для развивающей работы в школе:  

 

Выделение важнейших параметров психолого-педаго-:  

 

гического статуса :  

 

Анализ требований к содержанию этих параметров на1  

данной ступени школьного обучения  

 

Разработка и подбор методических приемов, которые!  

могут быть использованы в развивающей работе и|  

описание требований к ним  

 

Подбор конкретных упражнений, соответствующих?  

описанным требованиям  

 

Покажем на конкретном примере, как может осуществлю  

ся отбор конкретного содержания для ведения развивают  

работы. Ниже в таблице представлены те параметры пен  

лого-педагогической карты первоклассника, которые кажу  

нам наиболее важными с точки зрения организации развн!  

ющей работы, соответствующие им психолого-педагогичес!  

требования, а также требования к содержанию развиваюц  

техник и упражнений. .  

 

Таблица № 8. Психологические требования к содержав  

развивающей и психокоррекционной работы в начальной цпе  

 

 

 

Параметры психолого-педагогического статусаПсихолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению первоклассникаПсихологические требования к содержанию развивающей рабо  

 

/. Познаватель-  

ная сфера.  

 

1.1. Произволь- 1. Высокий уровень ак-  

ность психичес- тивности, самостоятель-  

ких процессов ности в учебной работе.  

2. Способность самосто-  

ятельно спланировать,  

осуществить и проконт-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 813
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 30 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 25 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 22 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь