Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



21 страница


ролировать результат  

 

Упражнения и прием  

требующие:  

-четкого соблюдена!  

ряда правил и уело  

(<Запретное движен  

<Переходы>, <Троп!  

ка>, <Кто летает?>>  

 

178  

 

Содержание деятельности школьного психолога --  

 

определенных учебных  

действий.  

 

3. Совершение учебных  

действий по образцу  

и по правилу,установ-  

ленному взрослым.  

 

4. Сосредоточение и под-  

держание внимания  

на учебной задаче.  

 

5. Наличие собственных  

усилий для преодоления  

трудностей в решении  

задачи.  

 

1. Высокий уровень  

развития наглядно-об-  

 

179  

 

тыре стихии>, <Слушай  

хлопки> и т. д.),  

 

-ограничения непроиз-  

вольной речевой и дви-  

гательной активности  

(<Что слышно?>, <Слу-  

шай и исполняй>,<По-  

втори за мной>, <Закол-  

дованные>),  

 

-непродолжительного,  

но сильного концентри-  

рования на определен-  

ном объекте (<Минутка>,  

<Слушаем тишину>,  

 

<Слова-невидимки>,  

<Счет по командам>  

и др.),  

 

-выполнения функции  

ведущего (любые уп-  

ражнения, предпола-  

гающие наличие такой  

роли),  

 

-изменения уже из-  

вестных условий,изо-  

бретение новых правил  

и контроль за их испол-  

нением (любых полю-  

бившихся игр),  

 

-межгрупповой конку-  

ренции, требующей  

внутригруппового спло-  

чения и принятия лич-  

ной ответственности за  

групповой результат  

(<Счет по командам>,  

<Совместный рисунок>,  

<Тактильный образ> и др.),  

 

-нахождения или при-  

думывания предмета с  

 

М. Битянова  

 

-принятие помощи  

взрослого и оказание]  

помощи взрослому,  

 

- переживание обц  

чувств,  

 

2.3. Соблюдение  

социальных и  

этических норм  

 

Принятие и соблюдение  

классных и школьных  

социальных и этических  

норм.  

 

- разработку и обя  

тельное выполнение!  

ределенных игровыхД  

норм поведения и I  

модействия,  

 

-контроль за йене  

нием определенных>!  

вил другими участия  

 

МИ ГРУППЫ, В ТОМ ЧН1  

 

ле - взрослым,  

 

-проживание разли  

ных ситуаций в уели  

ях соблюдения и нес!  

блюдения необходим  

норм (<Школа хули>  

нов>, <Город лгунов>  

и др.),  

 

2.4. Поведен- Произвольная регуляция  

ческая саморе- поведения и естественной  

гуляция двигательной активности  

в учебных ситуациях и во  

внеурочном взаимодей-  

ствии со сверстниками  

и взрослыми.  

Сдерживание непроизволь-  

ных эмоций и желаний.  

Способность к ответствен-  

ному поведению.  

 

- ограничение рече  

и физической активна  

 

-выполнение роли 1  

дущего или <главной  

игровой или реальна  

групповой ситуации.!  

 

- разработка и стр!  

выполнение опредеЛ!  

ных правил существ!  

ния группы (уборкаа  

подготовка помещен  

приготовление неов  

мых материалов,  

боты и др.).  

 

182  

 

___ ... Содержание деятельности школьною психолога  

 

О К fli/TUDUnr-Tt >--  

 

9 5. Активность Активность и самостоя-  

ц независимость тельность в познаватель-  

ной и социальной деятель-  

ности  

 

Поощрение активности,  

уважение мнений и ре-  

шений ребенка,  

 

использование обсужде-  

ния при решении всех  

важных вопросов, каса-  

ющихся группы.  

 

4. Особенности  

системы отношений  

ребенка к миру и  

самому себе. .  

 

4.4. Отношение Позитивная <Я-концеп-  

к себе. ция>, устойчивая положи-  

тельная самооценка.  

 

- создание ситуаций  

успеха,  

 

- создание условий для  

осмысления ребенком  

себя, своих поступков и  

социальных отношений  

(этап рефлексии заня-  

тия),  

 

- организация ситуа-  

ций позитивной обрат-  

ной связи и продуктив-  

ной критики(рефлексия  

 

занятий, <Горячий стул>  

и др.).  

 

Сказанное выше относится и к коррекционной психологи-  

ческой работе. Различие состоит лишь в том, что в данном  

случае психолог, в соответствии со вторым рабочим  

принципом, в большей степени отбирает содержание заня-  

тий с ребенком, исходя их тех параметров статуса, в рамках  

которого обнаружены определенные проблемы. Напомним, это  

означает, что проблема может состоять в несформированности  

определенных процессов и навыков, усвоении неадекватных форм  

и методов учебной деятельности или общения, не эффективном  

использовании индивидуальных особенностей, данных ребенку.  

 

Данный принцип не означает, что коррекционная работа  

сводится к <исправлению конкретных недостатков>. Она, как  

мь уже отмечали, должна носить целостный характер, ориен-  

 

183  

 

М. Битянова  

 

тироваться на развитие личности и психического мира ребен-  

ка в целом. При разработке конкретных программ коррекцв,|  

онной работы со школьниками разных возрастов мы столкнув  

лись с тем, что такую работу чрезвычайно трудно алгоритма  

зировать - предложить готовые коррекционные программ;  

 

для решения тех или иных проблем. Перефразируя известно  

изречение, можно сказать, что все благополучные школьник  

похожи друг на друга, а все психологически неблагополучие  

варианты развития очень разные. Мы пришли к выводу о и  

целесообразности разработки в рамках нашей модели жес  

ких психокоррекционных программ. В отличие от програы  

общеразвивающих. В каждом отдельном эпизоде pa6oi  

школьный психолог должен решать самостоятельную знал  

тическую задачу: какого типа проблемы, связанные с псщ  

лого-педагогическим статусом, существуют у школьников дя  

ной параллели? Какие из них могут быть собраны в группу  

с какими нужно работать индивидуально или малыми гру(  

пами по 2-3 человека? Каким содержанием наполнить рабо1  

с ними, исходя из особенностей их статуса и т. д.? В даня|  

случае также может быть предложен определенный алгорв  

построения коррекционной работы: л  

 

Определение сути проблемы: с точки зрения затрону-  

тых параметров статуса и с Точки зрения природы  

самих трудностей (несформированность, усвоение не-  

адекватных способов и приемов, неуспешность в ис-  

пользовании индивидуальных особенностей)  

 

 

Разработка представлений о предполагаемых резуль-  

татах коррекционной работы (задачи работы)  

 

sb  

 

Приемы и методы работы, которые соответствую!  

поставленным задачам. Конкретные виды коррекци-  

онной работы (упражнения, техники, задания)  

 

В книгах, посвященных работе с отдельными возраста  

мы даем примерные схемы построения коррекционной раб|  

в соответствии с типичными проблемами, но не предлац  

исчерпывающего набора программ, которые могут потр  

ваться в работе с тем или иным ребенком.  

 

184  

 

_- Содержание деятельности школьною психолога --  

 

Третий рабочий принцип имезт очень важные  

организационные следствия. Подробно об этом речь пойдет  

ниже, здесь отметим, лишь в рамках нашей модели коррекци-  

онно-развивающая работа логично связана с диагностической  

не только в плане организации, но и в сроках проведения. Кор-  

рекционно-развивающая работа проводится интенсивным бло-  

ком вслед за диагностикой первого и второго этапа, одновре-  

менно с проведением консультаций с педагогами и родителями,  

что, на наш взгляд, существенно повышает ее эффективность.  

 

Ранее уже отмечалось, что коррекционно-развивающая  

работа со школьниками может осуществляться в двух основ-  

ных формах - индивидуальной и групповой, и что мы в на-  

шей системе отдаем предпочтение групповой работе. Этот вы-  

бор обусловлен, прежде всего, большими потенциальными воз-  

можностями групповой работы с точки зрения коррекционного  

 

или развивающего результата, а также соображениями чисто  

технических преимуществ.  

 

В свою очередь групповая работа может проводиться как  

в традиционных для психологической практики формах - спе-  

циальные занятия психолога с детьми, так и в нетрадицион-  

ных формах. В этих случаях развивающее или коррекционное  

содержание заключается в различные виды внутришкольного  

взаимодействия. Ниже мы подробно остановимся на характе-  

ристике тех и других разновидностей групповой работы.  

 

Традиционные формы групповой  

коррекционно-развивающей работы  

 

Основное содержание психологических групповых занятий  

со школьниками всех возрастов составляют игры и психотех-  

нические упражнения, направленные на целостное психоло-  

гическое развитие ребенка и решение конкретных психологи-  

ческих проблем. Вместе с тем еще одним необходимым эле-  

ментом всех занятий должны быть психотехники,  

направленные на развитие собственно групповых структур и  

"роцессов, поддержание благоприятного внутригруппового  

климата, сплочение и организационное развитие детского  

общества. Нам представляется, что такая работа, ориен-  

тированная непосредственно на группу, совершенно необхо-  

дима. И касается это технологии работы с группами любых  

больных возрастов. Треиинговая, психокоррекционная дет-  

 

185  

 

М. Битянова  

 

екая и подростковая группы не могут рассматриваться  

ко как удобный методический прием, как средство орган>  

ции психологической работы со школьниками. Раз возник!  

группа начинает путь собственного развития, постепенн  

часто независимо от психолога превращаясь в мощное ев  

ство психологического воздействия на участников, систему>  

отношений, их психическое развитие в самых разных сфе{  

Воздействие группы существует независимо от воли психе  

га, однако в его силах сделать эффект такого воздейся  

более предсказуемым и направленным, усилить при нео<  

димости его возможности.  

 

Процесс становления тренинговой ученической группы;  

 

психологической общности, нормы и ценности, лежащие ц|  

основании, особенности межличностных отношений - aceigi  

должно быть объектом пристального внимания психологии  

его интересах помочь сформироваться зрелой группе, с <р|  

ветвленной системой взаимоотношений и благоприятным эм  

циональным климатом, которая станет его психотерапевтичо  

ким помощником. С этой целью на протяжении всего сущ|  

твования группы психолог должен заниматься развитие>  

поддержанием групповой динамики. Для осуществления  

кой работы могут использоваться ритуалы приветствия и п  

щания, разминочные упражнения, игры, требующие взаи<  

действия и сотрудничества ребят, совместного поиска реп  

ний или их вариантов, соревновательные ситуации и так дал  

 

Вместе с тем необходимо помнить, что длительное сущ(  

твование стабильной тренинговой группы (как детской, та(  

взрослой) может привести к развитию таких внутригруппов  

процессов и отношений, которые, будучи весьма важными  

значимыми для ее членов, начнут приходить в противоречив  

целями и задачами психолога, начнут мешать реализации <  

новной цели. Поэтому существование группы в постоян>  

составе не должно быть очень длительным.  

 

К проблеме содержания развивающей работы относится  

вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в :  

 

занятия. Мы полагаем, что наибольший развивающий эфе  

достигается не за счет увеличения разнообразия психоте  

ческих приемов, а за счет наиболее полного использования  

тенциальных возможностей каждого из комплексных упраж(  

ний, включенных в занятие. То есть, с одной стороны, мы пре  

 

186  

 

____ ... Содержание деятельности школьного психолога --  

 

дагаем ориентировать работу с детьми на использование слож-  

ных, многофункциональных упражнений, позволяющих решать  

сразу несколько задач. Скажем, упражнение на развитие вни-  

мания может одновременно способствовать выработке навыков  

общения, сплочению группы, позволять ребенку познать еще  

какие-либо новые стороны своего <я>. С другой стороны, каж-  

дое упражнение должно быть проведено несколько раз: с ус-  

ложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к  

каждому желающему ребенку, другими возможными вариаци-  

ями. Если упражнение полностью отработано, но очень нравит-  

ся детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока  

желание выполнять его сохраняется. Как показывает практи-  

ка, для ребенка, находящегося в процессе адаптации или име-  

ющего определенные трудности в обучении и развитии, каж-  

дый новый вид активности, тип решаемой задачи составляет  

определенную проблему. Перегрузка занятий новизной и раз-  

нообразием может только усугублять эти трудности, что резко  

снизит эффективность и значимость проводимой работы.  

 

Такая постановка вопроса представляется нам настолько  

важной, что мы пошли на еще одно серьезное организацион-  

ное нововведение - разработку общей структуры раз-  

вивающего занятия. Мы предлагаем ввести единую  

универсальную структуру группового занятия с детьми в рам-  

ках школьной психологической практики. Усвоение этот струк-  

туры и привыкание к ней начинается в первом классе, еще на  

этапе адаптации, а в дальнейшем, в какие бы групповые фор-  

мы работы не попадал школьник в процессе своего обучения,  

он будет сталкиваться с хорошо знакомой, привычной формой  

организации работы, что значительно облегчит ему вхождение  

в новую деятельность. В нашем представлении структура груп-  

пового занятия со школьниками должна включать в себя сле-  

дующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия  

прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия  

 

прошедшего занятия, ритуал прощания. Остановимся подроб-  

нее на каждом из элементов встречи.  

 

Ритуалы приветствия - прощания являются важным мо-  

ментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, со-  

здавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою  

очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуа-  

лы могут быть придуманы самой группой в процессе обсужде-  

 

187  

 

М. Битянова  

 

ния, могут быть предложены психологом. Первый вариант, ко-  

нечно, предпочтительнее, но в практике работы в начальной  

школе чаще реализуется второй. Ритуал предлагается и испол-  

няется в первый раз уже на первом занятии, и задача взросло-  

го- неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая  

за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, что-  

бы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала :  

 

перешел к членам самой детской или подростковой группы. :]  

 

Разминка является средством воздействия на эмоциональ-  

ное состояние детей, уровень их активности, выполняет важ->:  

 

ную функцию настройки на продуктивную групповую деятель->!  

ность. Разминка может проводиться не только в начале заняв]  

тия, но и между отдельными упражнениями в случае, есля  

психолог видит необходимость как-то изменить актуальнее  

эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочньМ  

упражнения необходимо выбирать с учетом актуального ей  

стояния группы и задач предстоящей деятельности. ОпредR  

ленные разметочные упражнения позволяют активизирован  

детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлен!  

на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. ;.  

 

Основное содержание занятия представляет собой совокуй  

ность психотехнических упражнений и приемов, направленш  

на решение задач данного развивающего или психокорреки  

онного комплекса. Как уже говорилось выше, приоритет отд  

ется многофункциональным техникам, направленным однову  

менно и на развитие познавательных процессов, и на формир  

вание социальных навыков, и на динамическое развитие групп|  

Важен также порядок предъявления упражнений и их общ  

количество. Последовательность упражнений должна предпв  

агать чередование деятельностей, смену психофизического <  

стояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллек!  

альной игры к релаксационной технике и др. Упражнения  

лжны также располагаться в порядке от сложного к просто  

(с учетом утомления детей). Что касается количества игр и  

ражнений основного содержания занятия, то об этом речь у  

шла выше. Подчеркнем еще раз, что их должно быть немШ  

2-4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (I  

такой хорошо начинать работу) были разучены на прошл|  

занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одН  

из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречий|  

 

188  

 

-- Содержание деятельности школьного психолога --  

 

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оцен-  

ку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось-не  

понравилось, было хорошо-было плохо и почему), и смысловом  

(почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошло-  

го занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они зани-  

мались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они  

это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуж-  

дали эти упражнения после встречи, показывали ли другим  

людям и что из этого получилось, объясняет, как это могло  

помочь им в учебе или общении вне занятий. Рефлексия толь-  

ко что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с  

помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1835
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 22 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 25 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 29 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 30 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь