Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе



25 страница


данному школьнику,  

 

5.4. Разработка и планирование стратегии сопровож-  

дения каждого школьника.  

 

5.5. Разработка и планирование стратегии сопровож-  

дения в целом по классу или параллели.  

6. Реализация решений консилиума.  

 

6.1. Осуществление общих консультативных меропри-  

ятий: проведение родительских собраний, консульти-  

рование администрации, проведение групповых кон-  

сультаций педагогов-предметников.  

 

6.2. Планирование совместных действий классных  

руководителей и психолога.  

 

6.3. Отбор школьников в специальные развиваю-  

щие группы, планирование и проведение индиви-  

 

225  

 

М. Битянова  

 

дуальных консультаций родителей, педагогов и  

школьников.  

 

6.4. Проведение индивидуальных консультаций педа-  

гогов-предметников, родителей и старшеклассников.  

 

6.5. Осуществление социально-диспетчерской деятельнос-  

ти (поиск специалиста, обеспечение его контакта с кли-  

ентом, осуществление поддерживающих мероприятий).  

 

6.6. Планирование и осуществление сопутствующих;  

 

форм работы (просвещение, общая развивающая pa-1  

бота и т. д.). |  

 

7. Планирование и осуществление контроля за эффек-|  

 

тивностыо проводимой работы.  

 

7.1. Консультации с педагогами-предметниками и  

классными руководителями по итогам проведение  

психолого-педагогического цикла работы со школьник  

ками данной параллели.  

 

7.2. Перспективное планирование сопровождающей  

деятельности по завершению цикла (совместно с пе>  

дагогами и воспитателями). "J  

Таков в общем виде алгоритм работы школьного психолог|  

с определенной школьной параллелью- детьми, их родите  

лями и педагогами. Осуществление основных, описанных выш<  

мероприятий по одному циклу (в рамках работы с одной щ  

раллелью) занимает при должной организации 14-15 недел|  

Покажем в общем виде, как могут распределяться основнц  

направления деятельности в рамках данного цикла в течен!  

указанных 14-ти недель:  

 

/ неделя  

 

Организационная и методическая подготовка (1)  

 

Проведение наблюдения в классах (2.1)  

 

2 неделя  

 

Проведение основных мероприятий первого этапа диагНО|  

тики (2.2, 2.3, 2.4) !  

 

3 неделя |  

Обработка данных первого этапа диагностики (начало) (2.1  

Подготовка ко второму этапу диагностики (2.6)  

 

4 неделя  

 

Обработка данных первого этапа диагностики (завер!  

ние)(2.5)  

 

Углубленная психодиагностика (3.1)(начало)  

 

226  

 

Планирование психологической деятельности  

 

fpri/f я о  

 

5 неделя  

 

Углубленная психодиагностика (3.1) (завершение)  

 

Обработка данных второго этапа (начало) (3.2)  

 

6 неделя  

 

I Обработка данных второго этапа (завершение) (3.2)  

 

Подготовка к консилиуму (4.1, 4.2, 4.3, 4.4)  

 

7 неделя  

 

Психолого-педагогический консилиум (5)  

 

Проведение развивающих мероприятий (6.6)  

 

8 неделя  

 

Психолого-педагогический консилиум (5)  

Проведение развивающих мероприятий (6.6)  

 

9 неделя  

 

Психолого-педагогический консилиум (5)  

Планирование психокоррекционной работы (6.3)  

Проведение развивающих мероприятий (6.6)  

 

10 неделя  

 

Проведение психокоррекционной работы (6.3)  

 

Проведение общей консультативной работы (6.1, 6.2)  

// неделя  

 

Проведение психокоррекционной работы (6.3)  

Проведение индивидуальных консультаций (начало) (6.4)  

 

Осуществление социально-диспетчерской деятельности (6,5)  

 

12 неделя  

 

Проведение психокоррекционной работы (6.3)  

 

Проведение индивидуальных консультаций (продолжение)  

 

(6.4)  

 

Проведение развивающих и просветительских мероприя-  

тий (6.6)  

 

13 неделя  

 

Проведение психокоррекционной работы (6.3)  

 

Проведение индивидуальных консультаций (окончание) (6.4)  

 

Проведение развивающей и просветительской работы (6.6)  

 

14 неделя  

 

Осуществление контроля за эффективностью проводимой  

сопровождающей деятельностью (7.1)  

 

15 неделя  

 

Планирование работы с данной параллелью в соответст-  

вии с свободным временем психолога.  

 

Рассмотрим в качестве примера возможный вариант реа-  

 

227  

 

М. Битянова  

 

вождающие циклы изображены в том порядке, в которомг  

осуществляются в течение года. Можно заметить, где, на ка  

этапах работы к сопровождающей деятельности в одной пац,  

лели добавляется другая. Видно также, что середина годая  

ляется наиболее насыщенной и разнообразной по реализуе!  

психологом видам деятельности, но одновременно он раб<п  

не более чем с тремя ученическими параллелями. ,а  

 

Итак, после 14 недель интенсивной работы со школьш  

ми, родителями и педагогами данной параллели работа с в  

практически замирает. Как показывает опыт, если пен>  

работает в школе один, <свободного рабочего времени>  

продолжения каких-либо постоянных форм работы практичй  

не бывает. Исключение может быть сделано психокорре!  

онной работе, в которой иногда дети испытывают край!  

необходимость, консультациям с педагогами и единичным!  

чаям работы по срочному запросу со стороны родителей;  

телей или самого школьника. Принимая во внимание этот (  

мы все-таки уверены в том, что такое циклическое пострс  

работы более эффективно. Вклад психолога в конкретно!"  

бенка, помощь сопровождающим его взрослым - педап  

родителям - будет в этом случае значительно больше.  

 

Мы уверены в том, что работа психолога в школе дола  

начинаться с реализации описанных выше циклов. В заЕ  

мости от количества рабочего времени, отдаваемого шко,  

размера самой школы это может быть одна, две или во  

тыре параллели. Работа со школьниками, родителями >>  

дагогами других параллелей будет в этом случае плаив  

ваться в остающееся свободное время в соответствии с по<  

пившими запросами. Конечно, в этом случае психолог  

может охватить своим вниманием всю школу, но разве l  

другом планировании, построенном по принципу <лоску!  

го одеяла>, у него есть такая возможность? Тем более  

Планирование по предложенному нами типу позволяет l  

вратить школьную психологическую практику в систему,  

лать школьного психолога и его работу неотъемлемой час  

единого учебно-воспитательного процесса, в наименьшие cf  

сделать психолого-педагогическую деятельность традиця  

ной и привычной для школы. К тому же предлагаемая сие  

ма организации является открытой для усложнения и вв<  

ния новых элементов, они легко могут быть привнесены в-1  

 

232  

 

, Планирование психологической деятельности  

 

" приходом второго и третьего психолога, созданием в школе  

"холого адагогической службы. И наоборот. В случае, если  

школа мол<ет позволить себе иметь лишь одного психолога  

при значительной наполняемости классов и больших парал-  

лелях, объем работы в рамках модели сопровождения может  

быть приведен в соответствие с реальной ситуацией за счет  

<изъятия> определенных параллелей (например, 10-го клас-  

са) или определенных направлений (например, приход в школу  

и переход в среднее звено рассматривается только с точки  

 

зрения адаптации или только с позиций психологической го-  

товности).  

 

Однако для того чтобы все указанные преимущества дан-  

ной системы планирования проявились, необходимо выдержать  

и соблюсти ряд правил, на которых мы бы хотели подробно  

остановиться. Определим условия эффективного фун-  

кционирования предлагаемой модели плани-  

рования:  

 

Первое. Планирование должно осуществляться в начале  

сентября на весь учебный год. Речь идет, естественно, о поне-  

дельном планировании основных мероприятий цикла и тех форм  

работы, которые важны с точки зрения данной школы: кон-  

цепции ее учебно-воспитательной деятельности, специфики  

преподавания, традиций и др. Например, проведение диффе-  

ренцированной диагностики при формировании специализи-  

рованных классов, профориентационные обследования, психо-  

логическая учеба для педагогического коллектива, психологи-  

ческая неделя школы и проч.  

 

Второе. Ряд направлений деятельности школьного психо-  

лога должны быть внесены на стадии планирования в планы  

шкпльт. Речь идет, прежде всего, о диагностических миниму-  

мау. Первый этап диагностики должен проводиться в дневные  

часы, вместо уроков, и этот факт должен быть зафиксирован н  

учебном плане. Это же относится к психолого-педагогическим  

консилиумам и экспертным опросам педагогов, групповым  

консультациям учителей-предметников и родительским собра-  

ниям по итогам общего диагностического обследования. Воз-  

можно, наиболее оптимальным будет утверждение определен-  

но дня рабочей недели как дня психолого-педагогической  

Работы учительского .коллектива. И уже в рамках этого дня,  

ециально отведенных часов, будут планироваться все обя-  

 

233  

 

М. Битянова  

 

Запланировано проведение в течение года двух семи>  

каждого типа для педагогов 1-3, 5-7 и 8-11 классов  

 

При описании основных направлений деятельности йен  

зуются следующие условные обозначения:  

 

Д - диагностическая деятельность  

 

КР - консультирование родителей  

 

КП - консультирование педагогов и администрации  

 

Р - развивающая и консультативная работа со школ  

ками i<  

 

А - аналитическая деятельность  

 

Ниже мы приступаем к изложению примерного плана ]  

ты школьного психолога в течение учебного года. В тав  

№ 10 (см. с. 237) годовой план представлен в общем cxel  

ческом виде. Далее мы даем более подробные планы на>  

дую рабочую неделю.  

 

1-2 недели  

Основное направление деятельности:  

 

планирование работы на учебный год и ближайш)  

четверть  

 

методическая работа с классными руководителями  

 

начало сопровождающей работы в параллели перв(  

классов  

 

 

 

Вид деятельностиСодержание деятельности  

ДПланирование работы психолога, разр ка совместных планов с классными ру дителями, предметниками и админис> цией, внесение необходимых разделов нирования в учебный план школы (скр1 ги, специализированные недели) и плав ведения родительских собраний и мао  

КРПроведение групповых консультаций телей в первых классах  

КППроведение методического семинара < дагогами первых классов по вопросам низации процесса школьной адаптаШ детей  

 

238  

 

Планирование психологической деятельности  

 

Проведение индивидуальных консультаций  

с педагогами первых классов по результа-  

там тестирования детей на этапе приема в  

школу  

 

Проведение методических семинаров с класс-  

ными руководителями 8-11 и 5-7 классов по  

вопросам организации внеклассной работы  

с ученическими коллективами____  

 

3 неделя  

 

Основное направление деятельности:  

 

психологическое сопровождение процесса адаптации  

в 1 -х и 3-х клягряу  

 

в 1-х и 3-х классах  

"ЕГид  

 

Содержание  

деятельности  

 

деятельности  

 

Д  

 

Наблюдение за учащимися 5-х классов во  

 

время и вне учебных занятий, регистрация  

данных nafini""o""" " -----  

 

- --.-., . Jtk- I L/UUM/I  

 

данных наблюдения в протоколе (2 часа на  

класс)_______________________  

 

Проведение групповых консультаций в 5-х  

 

классах (родительские собрания) по вопро-  

сам япяптяпчм гто-п,". " ----  

 

сам адаптации детей в среднем звене___  

Проведение индивидуальных консультаций  

с педагогами первых классов по результа-  

там тестирования детей на этапе приема в  

школу и организации психолого-педагогичес-  

кой поддержки на этапе адаптации  

в школе  

 

Проведение групповых консультаций педа-  

гогов по вопросам адаптации пятиклассни-  

ков в среднем звене  

 

Завершение планирования  

Подготовка к углубленной диагностике  

 

в первых классах  

 

Планирование развивающей работы  

 

в пятых классах____  

 

239  

 

М. Витянова  

 

4 неделя  

Основное направление деятельности:  

 

психологическое сопровождение процесса адапта!  

в 1-х и 5-х классах  

 

проведение углубленной психодиагностики в парал  

лели 1-х классов  

 

 

 

Вид деятельностиСодержание деятельности  

ДНаблюдение за поведением первоклассв в учебных и внеучебных ситуациях Углубленная диагностика учащихся первых классов  

КР  

кпПроведение индивидуальных консультаций с педагогами первых классов по результатам тестирования детей на этапе приема в школу и организации психолого-педа< ческой поддержки на этапе адаптация? в школе Проведение индивидуальных консулы педагогов по вопр  

рВедение развивающих групп (или рязц ющих занятий) в 5-х классах Ведение развивающей работы в 1-х классах j  

АОбработка и анализ данных наблюдея! углубленной диагностики по первым к1  

 

5 неделя  

Основное направление деятельности:  

 

психологическое сопровождение процесса адаптаци  

в 1-х и 5-х классах.  

 

проведение углубленной психодиагностики в пара!  

лели 1-х классов  

 

.. Планирование психологической деятельности  

 

Содержание  

деятельности  

 

Вид.  

[тельности  

 

Наблюдение за поведением первоклассни-  

ков в учебных и внеучебных ситуациях  

 

УгЛиЛгТО""0" " -""-- -----  

 

-_, -------о ..JtU,n  

 

Углубленная диагностика учащихся  

первых классов  

 

Проведение психолого-педагогического про-  

 

PRPTUTP rTL/I/" rt..".---- -  

 

светительского семинара с педагогами на-  

чального звена школы  

 

Проведение индивидуальных консультаций  

с педагогами первых классов по результа-  

там тестирования детей на этапе приема в  

школу и организации психолого-педагогичес-  

кой поддержки на этапе адаптации в школе  

Проведение индивидуальных консультаций  

 

педагогов по вопросам адаптации пятикласс-  

ников в среднем звене____________  

 

Ведение развивающих групп (или развива-  

ющих занятий)в 5-х классах  

 

Ведение развивающей работы в 1-х классах  

Обработка и анализ данных наблюдения и  

углубленной диагностики по первым клас-  

 

---- -.v .UL>11VJ IWld;-  

 

сам, внесение информации в психолого-пе-  

дагогические карты школьников 1-х классов  

 

б неделя  

 

СЯМ RHPPCUUQ шгА>--------  

 

Основное направление деятельности:  

 

психологическое сопровождение процесса адаптации  

в 1-х и 5-х клясгяу  

 

в 1-х и 5-х классах  

"Вид  

Деятельности  

 

Содержание  

деятельности  

 

Наблюдение за учащимися 5-х классов во  

время и вне учебных занятий, регистрация  

данных наблюдения в протоколе  

(2 часа на класс)______  

 

Проведение индивидуальных консультаций  

педагогов по вопросам адаптации пятикласс-  

ников в среднем звене___________  

 

 

 

рВедение развивающих групп в 5-х классах Ведение развивающей работы в 1-х классах  

АОбработка данных углубленной психодиа гностики в 1-х классах, заполнение психолого-педагогических карт Планирование психокоррекционной работы! в первых классах j  

 

7 неделя  

Основное направление деятельности:  

 

подготовка к проведению диагностического минимума  

 

в 8 классах.  

 

психологическое сопровождение процесса адаптации  

 

в 1-х и 5-х классах  

 

психокоррекционная работа в параллели 1-х классов  

 

 

 

Вид деятельностиСодержа ние деятельности  

ДНаблюдение за учащимися 8-х классов время и вне учебных занятий, регистра! данных наблюдения в протоколе (2 часа на класс)  

КРПроведение индивидуальных консульта! родителей первоклассников по итогам угл ленной диагностики  

кпПроведение индивидуальных консульта) педагогов 1-х классов по итогам углубл ной диагностики: разработка психологом дагогических программ помощи детям, D хологически неготовым в школьному обучению 1  

рВедение развивающих групп в паралл(| 5-х классов f Ведение психокоррекционных групп в пар лели 1-х классов  

АОрганизационная и методическая подПЯ ка к проведению психодиагностического нимума в параллели 8-х классов J|  

 

242  

 

Планирование психологической деятельности --  

 

8 неделя  

Основное направление деятельности:  

 

проведение диагностического минимума в параллели  

8 классов  

 

психологическое сопровождение процесса адаптации  

в 1-х классах  

 

психокоррекционная работа в первых классах  

 

Вид Содержание  

деятельности________деятельности_______  

 

П Проведение диагностического минимума в  

параллели 8-х классов (2 часа на класс)  

Проведение экспертного диагностического  

 

обследования педагогов-предметников  

8-х классов  

 

Проведение экспертного диагностического  

обследования родителей учащихся  

8-х классов___  

 

Проведение индивидуальных консультаций  

педагогов 1-х классов по итогам углублен-  

ной диагностики: разработка психолого-пе-  

дагогических программ помощи детям, пси-  

хологически неготовым в школьному обуче-  

нию_______________________  

 

Ведение психокоррекционных групп в парал-  

лели 1-х классов_____  

 

9 неделя  

Основное направление деятельности:,  

 

проведение психодиагностического минимума в парал-  

лели 8-х классов  

 

психологическое сопровождение в параллели 8-х клас-  

сов  




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1684
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 12 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 16 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 17 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 18 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 19 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 22 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 23 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 24 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 15 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 14 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 11 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 10 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 9 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 8 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 13 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 6 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 5 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 4 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 26 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 27 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 1 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 2 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 3 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 7 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 21 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 32 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 30 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 20 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 31 страница
  • Битянова М.Р. » Организация психологической работы в школе » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь