Баранд И., Баранд Р. Психоанализ во Франции

Категория: Психоанализ, Психология | Просмотров: 4208

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Отметим, что психодраматический групповой анализ применяется в основном в психиатрических отделениях для детей и взрослых, тогда как индивидуальная аналитическая психодрама скорее показана для психотических больных или же используется в диагностических целях при первом собеседовании в консультационных центрах. С. Лебовичи подчеркивал благотворность влияния диагностической психодрамы на аудиторию как в дидактическом смысле, если речь идет о присутствующих психиатрах и их коллегах, так и в терапевтическом смысле, когда речь идет о близких для пациента людях. Эта функция с успехом может быть использована в целях теоретической и технической подготовки представителей многочисленных профессиональных категорий, занимающихся проблемами нормального и патологического развития ребенка, а также в самом широком смысле всех тех, кто заботится о психическом здоровье детей и взрослых. Тем не менее французские психоаналитики используют групповые методы с большой осторожностью: они отказываются от техники ролевой игры там, где “терапия” социального существа расширяется до решения человеческих конфликтов на социально-экономическом уровне. Они рассматривают психоаналитическую подготовку как обязательное условие для пользования методами, которые направлены, по существу, на экспериментальное поле взаимодействия переноса и контрпереноса.

Проблема обучения психоанализу и передачи психоаналитических знаний



Проблема подготовки психоаналитиков явилась главной причиной первого раскола французского психоаналитического движения в 1953 году. В последнее десятилетие ей придавалось все большее значение, о чем свидетельствуют новые вызванные этой проблемой расколы в обеих образованных в 1953 году фракциях, а также многочисленные теоретические работы, посвященные обучению психоанализу в Парижском психоаналитическом обществе (ППО). Проблема продолжает оставаться актуальной, особенно для ППО, где со времен раскола в 1953 году постоянно возникают конфликты и кризисы, которые тем не менее не ставят под сомнение целостность группы. На научных собраниях комиссии по вопросам образования этой группы постоянно обсуждаются теоретические вопросы обучения психоанализу. Благодаря принятию новых договоренностей, касающихся изменения принципов и форм обучения, до сих пор удавалось сглаживать противоречия, порождаемые этой взрывоопасной проблемой.

Рамки настоящей статьи не позволяют нам детально проследить за развитием данной проблемы; впрочем, об этой динамике читатель может сделать вывод из упомянутых выше уставов различных объединений. Мы же ограничимся перечислением основных работ.

1. Вскоре после возобновления деятельности в 1945 году по инициативе С. Накта был введен принцип невмешательства и строгого нейтралитета аналитика при обучении будущего аналитика, личный анализ которого он ведет. Такой подход противоречит обычаю, принятому в большинстве объединений, входящих в МПО.

2. Практика контроля на групповых семинарах делает возможным коллективное участие; одновременно разрешается присутствовать кандидатам, допущенным к обсуждению контрольных случаев. Их участие в групповом контроле в качестве слушателей позволяет им впервые ознакомиться с методом лечения. Это правило применяется прежде всего в ППО. Как ни странно, оно свидетельствует о стремлении французских психоаналитиков сохранить в чистоте классические формы терапии (об этом же говорит и принцип невмешательства), причем в отличие от англосаксонских коллег они подчеркивают различие между контрольным и личным анализом.

3. Все более явно ставится под сомнение специфический характер учебного анализа. Это проявляется в нежелании ставить квалификацию аналитика в зависимость от его звания и места в иерархии и стремлении воссоздать свободу аналитического процесса у будущих аналитиков. В этом смысле в развитии ППО можно выделить два этапа: устранение в 1963 году категории обучающих аналитиков; все титулованные члены уполномочивались проводить анализ, по-прежнему называемый учебным анализом. Параллельно с этим была отменена прежняя практика недопущения лиц без медицинского образования к психоаналитической подготовке.

С 1970 года к обучению стали допускаться кандидаты, анализ которых проводился внештатными членами. Эта тенденция по-разному проявляется и в других группах, существующих в рамках французского психоаналитического движения, о чем можно судить по соответствующим положениям в их уставах.

Мы уже отмечали парадоксы Школы Фрейда, которая повышает ценность понятия дидактики, несмотря на то, что, согласно положению, психоаналитиком является каждый, кто объявляет себя таковым. В 1967 году ППО посвятила один из коллоквиумов учебной комиссии проблеме подготовки аналитиков; его цель состояла в том, чтобы на теоретическом уровне охарактеризовать профессиональные и личностные качества, необходимые для работы аналитика. Студенческие волнения в мае 1968 года стимулировали в ППО обсуждение вопроса о передаче психоаналитических знаний. Ему были посвящены многочисленные статьи (Ж. Л. Донне, Р. Баранда, С. Лебовичи, Ж. Руара), написанные под впечатлением от семинаров, коллоквиумов или научных встреч, открытых для всех членов общества. Такие статьи собирались в различных журналах и печатались в специальных тематических номерах (см. список литературы в конце настоящей статьи).

Разумеется, внимание к вопросам образования не является специфической особенностью французского движения, о чем свидетельствуют предварительные конгрессы, которые регулярно проводит МПО перед международными конгрессами. И все же создается впечатление, что благодаря своим практическим рекомендациям французские объединения находятся в авангарде борьбы с бюрократическими тенденциями, которые в различных обществах МПО угрожают нарушить процесс подготовки будущих аналитиков.

Резюме



В заключение мы сошлемся на высказывание Эриха Фромма в работе “Кризис психоанализа” (Fr omm 1970): необходимо, чтобы у каждого аналитика была установка исследователя, а не специалиста, стремящегося использовать свои знания для того, чтобы заработать средства к существованию. Он намекает на тенденцию к бюрократизации, которая с течением времени, несмотря на всю научность первоначальной установки, ведет к определенному конформизму.

Провозглашаемое большинством французских аналитиков стремление сохранить чистоту классического учения может завести в подобный тупик — пожалуй, именно так нередко и происходит. Можно увидеть, что те, кто поначалу испытывают сомнения, впоследствии, как правило, склоняются к тому, чтобы защищать наработанное ими от каких-либо изменений. Тем не менее для многих аналитиков пример Фрейда, сделавшего самого себя объектом своего анализа, остается таким же труднодостижимым, как и его наследие. Воззрения Кляйн или Гартманна никем во Франции не перенимались вслепую, напротив, они постоянно подвергались критике и ревизии, что скорее вело к плодотворному оживлению деятельности групп, чем просто к полемике. Постепенное освоение классических трудов Абрахама, Ференци, Федерна, Райха, Райка, Германна и др. сделало более плодотворными и собственные исследования аналитиков. Очень многие французские аналитики созданием своих концепций отчасти обязаны тому или иному представителю этого первого поколения, уже с 20-х годов влиявшего на развитие французского психоанализа.

Является ли французский психоанализ по-прежнему жизнеспособным и можно ли считать многочисленные дебаты, расколы и перегруппировки в поисках своего собственного пути признаком его молодости?

Можно удивляться феномену возвращения к жизни “старых авторов”, а также упорного изучения фрейдовского наследия с целью раскрыть все его тайны.

С 1967 года мы располагаем таким рабочим инструментом, как “Словарь по психоанализу”, появлением которого мы обязаны Ж. Лапланшу и Ж. Б. Понталису. Это сопоставление психоаналитических понятий и комментарии к ним возникли благодаря прочтению с технической, критической и исторической точек зрения трудов Фрейда и его последователей. И уже само их изложение привело к новой постановке вопроса. “Если фрейдовские теории представляют собой защитную оболочку его вчувствования, одновременно скрывает его и обнажает, то как тогда обстоит дело с самым ядром?” — задается вопросом Н. Абрахам в работе “Ядро и оболочка” (Abraham 1968).

Сейчас самое время вновь обратиться к письмам к Флиссу и снам из “Толкования сновидений”, выхватить написанное из контекста жизни Фрейда, чтобы придать ему особое значение в обновленном контексте. Даже если подобное начинание определяется амбивалентными интенциями и проекциями, заслуга его заключается в том, что оно снимает табу с фигуры Фрейда и включает его в нашу среду. Критическое прочтение “Конечного и бесконечного анализа”, дополнения, сделанные к истории Вольфсманна (“человека-волка”), являются одновременно попыткой переосмысления и развития фрейдовского наследия.

Мы надеемся, что в ходе настоящего краткого изложения, к возможной неполноте которого читатель должен быть снисходителен, нам удалось показать, что французское психоаналитическое движение не утратило активности и жизнеспособности. Это означает: у него есть будущее, что вселяет в нас оптимизм.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]Так, важные статьи были помещены в журнале “Temps Modernes”, издаваемом Ж.-П. Сартром, а также в “La Nef” Л. Фора, в “Arc” и др.

[2]Несмотря на то, что работы американских культур-антропологов вызвали во Франции большой интерес, тем не менее среди французских исследователей этот метод не нашел приверженцев.

[3]Согласно Мерло-Понти, это относится также к темам, которые подтверждают психоанализ, но как раз при ускоренном и поверхностном анализе скрывают “бессознательное второй степени”.

[4]На конгрессе в Риме (1953) Лакан дал следующее определение: “Сигнификант — это совокупность материальных элементов речи, связанных единой структурой; сигнификант представляет собой материальную основу речи: буквы или звуки. Он не является ни сигналом, ни обозначением предмета, так же как, и сигнификат. Сигнификат — это общий для всех смысл некого опыта, о котором сообщается в речи: он проявляется в глобальности следующих друг за другом сигнификантов и не может быть каким-либо образом упорядочен в сигнификанте предложения”. Цит. по: Rifflet-Lemaire, Jacques Lacan, Bruessel: Editions Dessart 1970, 89.

[5]Как мы видим из других статей, процесс становления психоанализа во многих странах протекал аналогичным образом.

[6]Необходимые сведения можно найти в шестом выпуске журнала “Psychiatrie Aujourd’hui” (ноябрь 1971 года), посвященном уставам современных психоаналитических объединений.

[7]Психологический феномен, открытый Б. Зейгарник (1927), состоит в том, что нерешенные задачи и прерванные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

[8]Алиса Балинт отмечает, что наше отношение к самим себе развивается точно так же, как наше отношение к окружающему миру.

[9]Это удовольствие от действия может быть приближено фаллическим катексисом или даже объясняться катексисом всего тела. Оно выражает собой исчезновение страха кастрации в рамках вторичного нарциссизма.

Литература:
Культорологические журналы, посвященные проблемам психоанализа
“Nouvelle Critique” (7, 1949): “Autocritique: la psychanalyse, idйologie rйactionnaire”
“Connexions” (йditions “Epi”, с 1971), “Musique en Jeu, Psychanalyse et Musique” (9, 1972)
“Evolution psychiatrique” (37, 1972): “Antipsychiatrie”
Общетеоретические работы
Althusser, L.: Pour Marx. Paris: Maspero 1966
Bachelard, G. : La formation de l’esprit scientifique. Contribution а une psychanalyse de la connaissance objective. Paris: Vrin 1938
Bastide, R.: Sociologie et psychanalyse. Paris: P. U. F. 1972
Besanзon, A.: Histoire et expйrience du Moi. Paris: Flammarion 1971
Castel, R.: Le psychanalysme. Paris: Maspero 1973
Chasseguet-Smirgel, J.: Les rйsistances а l’application de la psychanalyse hors du champ thйrapeutique (1969). Brьssel: Editions de l’Universitй 1973
Clancier, A.: Psychanalyse et critique littйraire. Toulouse: Privat-druck 1973
Dalbiez, R.: La mйthode psychanalytique et la doctrine freudienne. Paris: Desclйe et Brouwer 1936
David, C.: Difficultйs et limites de l’approche psychanalytique des faits sociaux en psychanalyse et sociologie (1969). Brьssel: Editions de l’Universitй 1973
Deleuze, G., Guattari, F.: Capitalisme et schizophrйnie — l’antioedipe. Paris: Minuit 1972
Derrida, J.: L’йcriture et la diffйrence. Paris: Seuil 1967
Devereux, G.: Essais d’ethnopsychiвtrie gйnйrale. Paris: Gallimard 1970
Ethnopsychanalyse complйmentariste. Paris: Flammarion 1975
Fonagy, I.: Die Metaphern in der Phonetik. Paris: Mouton 1963
Foucault, M.: Les mots et les choses. Paris: Gallimard 1965
Fromm, E.: The Crisis of Psychoanalysis. New York: Holt, Rinchart, Winston 1970
Held, R.: L’oeil du psychanalyste. Paris: Payot 1973
Hesnard, F. E.: Les dйbuts de la psychanalyse en France. Europe-Revue Liitйraire Mensuelle, Mдrz 1974
Hochmann, J.: Pour une psychiatrie communautaire- Paris: Seuil 1971
Jouve, P. J.: Vagadu. Paris: Gallimard 1931
Kleinpaul, R.: Das Leben der Sprache, 1893
Lйvy, A.: Les paradoxes de la libertй dans I’hфpita! psychiatrique. Epi 1969
Lйvy-Strauss, C.: Anthropologie structurale. Paris: Pion 1958
Mendel, G.: Socio-Psychanalyse. Paris: Petite bibliothиque Payot 1972
Rйvolte contre le pиre. Paris: Payot 1969
La crise des gйnйrations. Paris: Payot 1969
Pour dйcoloniser l’enfant. Paris: Payot 1971
Merleau-Ponty, M.: Le visible et l’invisible. Paris: Gallimard 1964
Предисловие к: A. Hesnard, “L’њuvre de Freud”. Paris: Payot 1960
Moscovici, S.: La Psychanalyse, son image, son public. Paris: P. U. F. 1961
Mounin, G.: Clefs pour la linguistique. Paris: Seghers 1968
Palmier, J. M.: Lacan. Le symbolique et l’imaginaire. Collection psychothиque. Paris: Ed. universitaires 1969
Piaget, J.: Le structuralisme. Coll. “Que sais-je”. Paris: P. U. F. 1968
La psychologie de l’intelligence. Paris: Colin 1967
Politzer, G.: La crise de la psychologie contemporaine. Coll. Problиmes. Paris: Ed. Sociales 1947
Ricoeur, P.: De l’interprйtation. Essai sur Freud. Paris: Seuil 1965
Robert, M.: La rйvolution psychanalytique. Paris: Petite bibliothиque Payot, 2 Bde., 1964–1972
D’Oedipe а Moise. Paris: Calmann-Lйvy 1974
Sartre, J.-P.: Critique de la raison dialectique. Paris: Gallimard 1960. На нем. яз.: Kritik der dialektischen Vernunft. Hamburg: Rowohlt 1967
Предисловие к: D. Laing, G. Cooper, “Reason and Violence”. London: Tavistock 1964
Stephane, A.: L, univers contestationnaire. Paris: Payot 1969
Tort, M.: La psychanalyse dans le matйrialisme historique. Nouvelle Revue de Psychanalyse, 1, 1970
Работы и журнальные статьи по психоанализу
Наряду со “Словарем по психоанализу” Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса (Laplanche, J., Pontalis, J.-B.: Vocabulaire de la Psychanalyse. Paris: Presses Universitaires de France 1967) и “La Psychanalyse d’aujour d’hui” (с предисловием С. Накта), Paris: P. U. F. 1956 определенные номера журналов и книги были посвящены специальным психоаналитическим темам.
(Сокращения: R F PSA: “Revue Franзaise de Psychanalyse”
NR PSA: “Nouvelle Revue de Psychanalyse”)
Перенос: R F PSA, 1, 2, 1952
Контрперенос: R F PSA, 1963
Толкование: R F PSA, 1962 и 1954
Аналитический процесс: R F PSA, 5, 6, 1969
Паранойя: R F PSA, 1, 1966
Нарциссизм: R F PSA, 5, 6, 1965
Бессознательное: VIи colloque de Bonneval 1961, Paris: Desclйe et Brauwer 1966
Эдипов комплекс: XXVIIи Congrиs des Langues Romanes, Lausanne 1966, in: R F PSA 5 6, 1967
Сновидения: R F PSA 1963 (Специальный номер) и R F PSA l, 1959
Агрессия: R F PSA, 2, 1962 (Специальный номер)
Психотерапия: R F PSA, l, 1964
“Вольфсманн” (“человек-волк”): R F PSA, 1, 1971
“Раттенманн” (“человек-крыса”): R F PSA, 4, 1971
Креативность: R F PSA Juli 1972
Перверсии: L’Inconscient, 2, 1967
La sexualitй perverse. Paris: Payot 1972
Le dйsir et la perversion. Paris: Seuil 1967
Женская сексуальность: In: “La psychanalyse”, 7, 1964
Recherches psychanalytiques nouvelles sur la sexualitй fйminine. Paris: P. U. F. 1964
Современный статус психоаналитических объединений: “Psychiвtrie d’aujourd’hui”, 6, 1971 (Revue trimestrielle des Psychiвtres)
Дальнейшее развитие психоанализа: Etudes freudiennes, 1, 2, 1969 и 5, 6, 1972
Topique, 1, 1969 и 2, 1970
Interprйtation. Hachette Littйrature, 1, 1973
Abraham, N.: L’йcorce et le noyau. Critique, 1968, 249
Le temps, le rhythme, et l’inconscient. R F PSA, 36, 1971
Предисловие к: I. Hermann, “L’instinct filial”. Paris: Denoлl 1972
Abraham, n., Torok, M.: Introjecter, incorporer. Deuil ou mйlancolie. NR PSA, 1972
Le mot magique de l’homme aux loups. R F PSA, 35, 1971
De la topique rйalitaire. R F PSA, 35, 1971
Allendy, R.: La psychanalyse, doctrine et application. Paris: Denoлl et Steele 1931
L’amour. Paris: Denoлl et Steele 1942
Amado-Levy-Valensi, E.: Le dialogue psychanalytique. Paris: P. U. F. 1962
Anzieu, D.: Le psychodrame analytique chez l’enfant. Paris: P. U. V. 1956
Etude Psychanalytique de groupes rйels. Temps Modernes 1966, 56–73
Elйments d’une thйorie de l’interprйtation. R F PSA, 1970, 56
De la mйthode psychanalytique et de ses rиgles dans la situation de groupe. Perspectives Psychiвtriques, 33, 1971
L’Illusion groupale. NR PSA 1971



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Фрейд Зигмунд. Строки биографии.
  • Образование венского психоаналитического общества
  • Появление психоанализа
  • Влечение в современном психоанализе. Франко-русский психоаналитический симпозиум.
  • Клеман К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа
  • Хоффмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа
  • Хорни К. НЕВРОЗ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
  • Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе
  • Психоаналитическая традиция и стиль мышления
  • Романов И.Ю. Психоанализ, общество и психоаналитики
  • Старовойтов В.В. Шандор Ференци – герой и жертва глубинного психоанализа
  • Даты жизни и творчества Жака Лакана
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Голдсмит Г.Н. Инакомыслие и разногласия в истории психоанализа: от начала до наших дней
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Отношение Фрейда с Пьером Жане
  • Кинодо Ж. М. Читая Фрейда: Заметки о психоаналитической технике с 1904 по 1919 г.
  • Естественнонаучные истоки возникновения психоанализа
  • Омельчанко Е.В. Проблема эгоизма в работах З.Фрейда
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Анализ дидактический
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Пустовойт М.М. О целесообразности интеграции психоаналитического и психопатологического методов исследования в психиатрии
  • Старовойтов В.В. Посткляйнианская школа психоанализа в трудах У.Биона
  • Драбкина Т.С. От реконструкции к деконструкции и обратно
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Биграс Ж. Психоанализ как повторение инцеста: некоторые технические соображения
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Acting out
  • Психоанализ дикий (непрофессиональный); wild analysis
  • Куттер Петер - Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
  • Пик И.Б. Проработка в контрпереносе
  • Какова роль психоаналитика в лечении? - метафоры известных психоаналитиков
  • Воля; will
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Абстиненция; abstinence
  • Теория транзактного анализа
  • Материалы о Вильгельме Райхе - Автор неизвестен.
  • Анализ; Analysis; Analyse
  • Лейбин В.М. Психоанализ
  • Голдсмит Г.Н. Конфиденциальность и психоаналитическое отношение
  • Арутюнян М.Ю. Комментарий к статье Х.Томэ
  • Зигмунд Фрейд рассказывает, в чем состоит его работа
  • Холина Н.А. Медея. Жуткое
  • Самоанализ
  • Религия; religion
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь