Какова роль психоаналитика в лечении? - метафоры известных психоаналитиков

Составитель: Константин Ягнюк

Ниже приведены цитаты из работ Зигмунда Фрейда и других известных психоаналитиков о психоанализе как методе психотерапии, представлены метафоры роли психоаналитика в процессе психоаналитического лечения.

Психоаналитик как археолог
То, что мы ищем, – это картина забытых лет пациента... Работа психоаналитика по конструированию или, если хотите, реконструированию в большей степени напоминает археологические раскопки какого-нибудь древнего сооружения. Эти два процесса на самом деле идентичны, за исключением того, что психоаналитик работает в лучших условиях и имеет в своем распоряжении больше материала, поскольку то, с чем он работает, не разрушено, а до сих пор живо – а может быть, и по другой причине. Так же как археолог воссоздает стены здания по сохранившемуся фундаменту, определяет количество и расположение по углублениям в полу и восстанавливает настенную живопись и украшения по обломкам, так действует и психоаналитик, когда он делает свои выводы на основе фрагментов воспоминаний, ассоциаций и поведения анализируемого. Оба имеют неоспоримое право реконструировать путем дополнения и комбинирования сохранившихся остатков. Оба, более того, подвержены сходным трудностям и ошибкам... Психоаналитик, как уже было сказано, работает в более благоприятных условиях, чем археолог, поскольку у него в распоряжении есть материал, которому нет аналога при раскопках, такой как повторение реакций, исходящих из детства, и все, что возникает в связи с этим повторением в переносе... Все важные элементы сохранны, и даже те, которые казалось, полностью забыты, где-то и как-то существуют, будучи лишь похороненными и недоступными для субъекта. Только от аналитической техники зависит, достигнем ли мы успеха в полном освещении того, что было скрыто.
Зигмунд Фрейд

Психоаналитик как хирург
Я не могу не рекомендовать со всей настойчивостью своим коллегам брать пример в психоаналитическом лечении с хирурга, который оставляет в стороне все чувства, включая человеческое сострадание, и сосредотачивается на одной цели – на выполнении операции так умело, как это возможно… Оправданием такой холодности чувств является то, что это условие дает большие преимущества для обоих участников, обеспечивая необходимую защиту эмоциональной жизни врача и наибольшую степень помощи, возможной в настоящий момент, для пациента. Когда-то старый хирург выбрал для себя девизом слова: «Я перевязал его раны, а Бог вылечит его». Аналитику следует довольствоваться тем же.
Зигмунд Фрейд

Психоаналитик как ученый
С самого начала в психоанализе существовала неразрывная связь между лечением и исследованием. Знание приносило терапевтический успех. Было невозможно лечить пациента, не узнав что-то новое; было невозможно достичь нового инсайта, не увидев его благотворительных результатов. Наша аналитическая процедура является единственной, где это драгоценное соединение непременно. Только в заботах о человеческой душе мы можем углубить наше брезшущее постижение душевной жизни человека. Именно такие научные достижения составляют самое величавое и счастливое следствие аналитической работы.
Зигмунд Фрейд

Когда случай излечивается легко, он мало что дает для науки.
Шандор Ференци

Психоаналитик как родитель
Психоанализ открывает во взрослом ребенка.
Жан Курню

Психоаналитик должен обращаться с пациентом таким образом, чтобы последний чувствовал, что можно быть зрелой личностью, время от времени берущей значительную ответственность, и одновременно иметь реакции и чувства подобные проявлениям маленького ребенка.
Даниэль Кенодо

Если удается освободить спрятанное истинное Я пациента, частью лечения может стать срыв, и тогда психоаналитику придется играть роль матери ребенка, проснувшегося в пациенте.
Дональд Винникотт

Психоаналитик как попутчик
Ваш рассказ в одном месте должен отличать от обыкновенного разговора. В то время как обычно вы поступаете правильно, стараясь не терять нить своего рассказа и отбрасывая все мешающие и посторонние мысли, которые вам приходят в голову, вы в данном случае должны поступать иначе. Вы заметите, что во время рассказа у вас появятся различные мысли, которые вам захочется отбросить под влиянием известных критических возражений. Вам захочется сказать себе «то или другое сюда не относится», или «это совершенно неважно», или «это бессмысленно, и потому это незачем говорить». Не поддавайтесь такой критике. Все-таки говорите это, и именно потому, что вам этого не хочется. Причину такого требования, собственно говоря, единственного, которому вы должны подчиниться, вы узнаете потом и согласитесь с ним. Говорите поэтому все, что приходит вам в голову. Поступайте так, как, например, путешественник, сидящий у окна вагона поезда и описывающий находящемуся внутри вагона виды, проносящиеся перед его взором. Наконец не забывайте никогда, что обещали быть вполне откровенным, и не пропускайте ничего лишь потому, что по какой-то причине вам было бы неприятно сказать.
Зигмунд Фрейд

Психоаналитик как зритель
Психоанализ – это приватный театр, на сцене которого, можно сыграть весь наш психический репертуар... Переработка ведет анализируемого к открытию своей внутренней реальности, по мере тока, как части его самого и все люди, которые играли важную роль в его жизни, получают возможность произнести свои реплики. Сводя счеты с ненавистными-любимыми фигурами прошлого анализируемый овладевает собой во всех их аспектах, хороших и плохих, вместо того, чтобы они им владели, и готов теперь критически отнестись ко всему, что получил от тех, кто его вырастил, и ко всему, что он с этим наследством сделал. Каковы бы ни были его заключения, он сознает их место в своей внутренней вселенной и признает их своей собственностью.
Джойс МакДугалл

Психоаналитик как акушер
Роль психоаналитика в лечении во многом напоминает роль акушера при родах, ведь последний должен вести себя по возможности пассивно, довольствоваться ролью наблюдателя и не вмешиваться в естественное проявление природы, однако в критический момент он вынужден взять в руки щипцы, чтобы завершить акт рождения, не могущий разрешиться спонтанно.
Шандор Ференци

Психоаналитик как ученик
Хорошо известно, что мать многому может научиться у своих собственных детей, в особенности же, как быть хорошей матерью, предоставляя ребенку то, в чем он нуждается прежде всего. Аналогичным образом психоаналитик учится у каждого своего пациента. В результате он оказывается способным быть разным с разными пациентами или же изменяться с одним и тем же пациентом в процессе психоаналитического лечения. Эти различия отражают нечто в индивидуальной истории пациента и поиск последним того, что необходимо именно ему для достижения своего выздоровления. Обучение у пациента не только помогает обогатить психоаналитическую практику, но также поддерживает постоянный живой интерес к этому бесконечно завораживающему процессу, которым и является психоанализ.
Патрик Кейсмент

В некотором смысле психоаналитику труднее, чем кому бы то ни было быть оригинальным. Все то, что мы говорим сегодня, было преподано нам вчера нашими пациентами.
Дональд Винникотт

Психоаналитик в качестве зеркала
Внутренняя жизнь психоаналитика должна оставаться для анализируемого неизвестной, он должен, как зеркало, отражает только то, что ему показывает пациент.
Зигмунд Фрейд

Психоаналитик в качестве телефонной мембраны
Как пациент должен обращать внимание на все, что может обнаружить самонаблюдение, и должен удалять все логические и аффективные возражения, которые заставляют его отбирать материал, так и врач должен действовать так, чтобы использовать все, сказанное ему, для целей интерпретации и обнаружения того, что спрятано в бессознательном, не заменяя собственной цензурой того отбора, который проводит пациент. Это можно выразить следующей формулой: психоаналитик должен направить свое бессознательное как воспринимающий орган к проявляющемуся бессознательному пациента, быть как телефонная мембрана. Как телефонная мембрана преобразует электрические колебания, вызванные звуковыми волнами, обратно в звуковые волны, так и бессознательная психика врача способна реконструировать бессознательное пациента, которое направляет его ассоциации, на основе тех коммуникаций, которые из него исходят.
Зигмунд Фрейд

Психоаналитик в качестве плюшевой игрушки
Некоторые из успешных психоаналитиков, чувствуют и ведут себя так словно они – большие плюшевые мишки, которых можно мысленно обнять, потискать, потрепать и погладить, использовать какое-то время, а затем выбросить, когда отпадает необходимость.
Шелдон Роут

Психоаналитик в качестве силомера
В ходе лечения психоаналитик нередко вынужден выступать в роли «силомера», на котором пациент испытывает свои аффекты неудовольствия.
Шандор Ференци

Психоаналитик в качестве фонарика
Вместо того, чтобы пытаться осветить запутанные проблемы ярким, умным, знающим светом, я предлагаю психоаналитику уменьшить этот свет – свести его к лучу, пронизывающему тьму; к свету ночного фонарика.
Уилфред Бион

Психоаналитик в качестве швейной машинки
Появление смысла в психоанализе подобно внезапному появлению на поверхности острия швейной иглы, пронизывающей и соединяющей несколько слоев пережитого.
Жак Лакан




Просмотров: 331
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Психоаналитические афоризмы I. - Зигмунд Фрейд
  • Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Вертманн Г-Ф. Зигмунд Фрейд и Вильгельм Штекель о понимании сновидений
  • Случай соматизации идейных убеждений
  • Бэйдер Э. Семь шагов, которые нужно предпринять, если вы хотите заставить вашего супруга измениться
  • Коростелева И.С. Роль семейной и личной истории в формировании психосоматических реакций у ребенка
  • Изучение краткосрочного и долгосрочного воздействия психоаналитического лечения
  • Шаверен Дж. Психотерапия умирающего пациента
  • Чесноков Р.А. Психоаналитическая терапия верующего пациента: извилистое русло и подводные камни
  • Психоаналитические афоризмы IV - Шандор Ференци
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики
  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Ференци Ш. Путаница языков взрослых и ребенка. Язык нежности и страсти
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Психоаналитические афоризмы VII. - Дональд Винникотт
  • Реутская Н.Г. Терапевтические истории для обучения и лечения
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Райл Э. Психоанализ, когнитивно-аналитическая терапия, психика и самость
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Хименес Х.П. Эволюция реакции на перерывы в психоаналитическом процессе как индикатор изменений
  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Голдсмит Г.Н. Терапевтический сеттинг в психоанализе и психотерапии
  • Биграс Ж. Психоанализ как повторение инцеста: некоторые технические соображения
  • Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе
  • Хамитова И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь