Ромашкевич М.В. Эротический и эротизированный перенос (Теория и практика психоанализа).

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 13478

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

29 июля 1914 года: «Я стал честнее, дерзновеннее и безрассуднее» (Фрейд и Абрахам, 1965).
Открытие любви в переносе
Открытие любви в переносе исторически принадлежит к контексту катартического лечения Анны О. Йозефом Брейером (Фрейд и Брейер, 1893-1895, 21-47) между 1880 и 1882 годами, относительно которого Фрейд с перспективы, так сказать, супервизора дал «толковательную реконструкцию» в 1893 году. С течением времени на данное толкование все большее воздействие оказывала его теория переноса (Хирш-
47
Эротический и эротизированный перенос
мюллер, 1978, 170). На лекциях в Кларковском университете Фрейд уделяет пристальное внимание предварительной фазе лечения данного случая, в котором он не принимал участия, и истолковывает симптомы молодой женщины как признаки воспоминаний о болезни и смерти отца: «Таким образом, они соответствуют демонстрации траура» (Фрейд, 1910а). В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) он приводит перенос Анны О. как «неблагоприятное событие», встревожившее Брейера, которому не удалось заметить «универсальную природу этого неожиданного феномена», и заставившее его прервать лечение. В «Автобиографическом исследовании» (1925) Фрейд пишет о «состоянии любви в переносе» пациентки, которое Брейер «не связал с ее болезнью», «поэтому он в смятении отказался от продолжения лечения». В письме к Стефану Цвейгу в 1932 году (Фрейд, 1960а, 428) он, наконец, упоминает, что после завершения лечения любовь в переносе выразилась в ложной беременности: «Вечером того дня, когда все ее симптомы были сняты, его [Брейера] снова вызвали к ней и он нашел ее в смущении, в корчах с желудочными коликами. На вопрос, что с ней происходит, она ответила: "Вот ребенок, которого я ожидаю от д-ра Б." В тот момент в руке у Брейера был ключ, который открыл бы дверь... но он выронил его. При всех его громадных интеллектуальных дарованиях в нем не было ничего фаустовского». Фрейд никогда официально не публиковал эту реконструкцию, но уважительно писал в некрологе о Брейе- ре (1925в), что «чисто эмоциональный фактор» вызвал у него «антипатию к дальнейшей работе по прояснению неврозов. Он столкнулся с чем-то постоянно* действующим - переносом пациентки на своего вра
48
//. Обсуждение. Фридрих-Вильгельм Эйхофф
ча - и не понял безличную природу этого процесса». Однако в «Заметках о любви в переносе» Фрейд упрекает Брейера за «отход от нашей совместной работы», задержавший развитие психоаналитической терапии в течение первых десяти лет» (159)1.
Согласно замечанию Фрейда в «Толковании сновидений» (1900), что «все, что может быть объектом нашего внутреннего восприятия, - виртуально, подобно образу, порождаемому в телескопе проходящими лучами света» (611), всеобщая, безличностная природа переноса может быть описана как виртуальная (Эйхофф, 1987). Здесь явно имеет место концептуальная идентичность между переносом интенсивности бессознательных идей на предсознательные, как это определено в «Толковании сновидений» (562), и «переносом на врача... вследствие ложной связи», о котором упоминается в «Исследованиях истерии» (Фрейд и Брейер, 1893-1895, 302). Фрейд замечает по поводу своей более ранней точки зрения: «Здесь мы имеем факт "переноса", который дает объяснение столь многим поразительным феноменам в психической жизни невротиков» (1900, 562-563). Согласно Лапланшу и Понталису (1973), перенос является повторением «инфантильных прототипов... при совершенном убеждении, что данное поведение полностью обусловлено настоящим моментом» (455). Сандлер, Даре и Холдер (1973) определяют его как «специфическую иллюзию, которая развивается в отношении другого лица, которое неведомо для субъекта представляет в некоторых своих чертах повторение отношения к важной фигуре в прошлом субъекта» (47).
1 Все ссылки на страницы работ Фрейда даны по нумерации в стандартном издании. Работа «Заметки о любви в переносе» занимает 159-171 стр. - Прим. науч. ред.
49
Эротический и эротизированный перенос
Фрейд совершенно недвусмысленно пишет о терапевтической незаменимости и универсальном характере любви в переносе в работе «Бред и сны в "Градиве" Иенсена» (1907): «При возврате любви, если мы объединяем под словом "любовь" все многообразные компоненты сексуального влечения, происходит выздоровление, и этот возврат необходим, ибо симптомы, из-за которых было предпринято лечение, - не что иное, как остаток более ранней борьбы за вытеснение или за возвращение, и они могут быть уничтожены или смыты только новым приливом тех же страстей » (90). Он сравнивает излечение в новелле Иенсена археолога Норберта Ханольда забытой им подругой детства - о которой напомнило ему рельефное изображение Гради- вы - с более скромными средствами и суррогатами, какими... довольствуется врач, чтобы с большим или меньшим успехом приблизиться к тому образцу исцеления любовью, который рисует нам художник'*».
Промежуточной стадией, релевантной для понимания любви в переносе в развитии теории переноса, является «Фрагмент анализа случая истерии» (1905), в котором Фрейд описывает перенос как конечную выработку продолжительной болезни пациентки: «Можно с уверенностью сказать, что во время психоаналитического лечения неизменно останавливается образование новых симптомов. Но продуктивные силы невроза никоим образом не угасли; они заняты созданием особого класса психических структур, большей частью бессознательных, которым может быть дано название "переносов"» (116).
«Бред и сны в 'Традиве'* Иенсена» / Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995. С. 173. - Прим. перев. Там же. С. 173. - Прим. перев.
50
//. Обсуждение. Фридрих-Вильгельм Эйхофф
В постскриптуме Фрейд приписывает преждевременное прерывание лечения Дорой собственной неудаче толкования переноса («Мне не удалось вовремя справиться с переносом»). Фрейд начал осознавать это как техническую проблему. Дора отреагировала вместо припоминания: «Таким образом, перенос застал меня врасплох, и вследствие того неизвестного качества во мне, которое напоминало Доре герра К., она отомстила мне так же, как собиралась отомстить ему, и бросила меня точно так же, как, по ее мнению, она была обманута и брошена им». Проблематизируя межличностное пространство своего метода и не принимая во внимание сложностей с отцом Доры, что могло бы дать ответ на его вопрос о «неизвестном качестве», Фрейд задается вопросом: «Удалось бы мне продолжить лечение девушки, если бы я сыграл свою роль, если бы я преувеличивал значимость для меня того, чтобы она осталась, и проявил к ней теплый личный интерес - курс, который, после признания моего положения в качестве ее врача, был бы равносилен обеспечению ее заменой той любви, к которой она стремилась?» В подстрочном примечании Фрейд впоследствии сожалеет, что ему не удалось «вовремя обнаружить и сообщить пациентке, что ее гомосексуальная (gynaecophilic) любовь к фрау К. была сильнейшим бессознательным течением в ее психической жизни».
Концепция переноса претерпевает техническое расширение в «Воспоминании, повторении и проработке» (1914), а именно в описании «невроза переноса» как «искусственного заболевания, которое в каждой точке доступно нашему вмешательству... При единственном условии, что пациент проявляет уступчивость, достаточную для соблюдения необходи
51
Эротический и эротизированный перенос
мых условий анализа, нам постоянно удается придать всем симптомам заболевания новый трансферентный смысл и заменить его обычный невроз на "невроз переноса", от которого он может быть излечен посредством терапевтической работы. Таким образом, перенос порождает промежуточную область между болезнью и реальной жизнью, через которую происходит переход от одного к другому». Имеется очень схожее описание в 28-й лекции «Лекций по введению в психоанализ» (1916-1917, 455) «болезни переноса» как повторения в анализе патогенных объектных отношений к значимым лицам из прошлого, от которых пациента следует освободить в борьбе за «новый объект», аналитика. Искусство «управления переносом», говорит Фрейд в работе «Воспоминание, повторение и проработка», состоит в «предоставлении» навязчивому повторению «права утверждать себя в определенной области. Мы впускаем его в перенос в качестве игровой площадки, на которой ожидается показ нам всего того относительно образа действия патогенных инстинктов, что спрятано в психике пациента» (154). Наконец, Фрейд допускает возможность того, что тщательная проработка сопротивлений окажет наибольшее воздействие на изменение пациента.
Концепция невроза переноса иногда идеологически перегружалась. В противоположность этому Лё- вальд (1971) признает его значимость в качестве идеальной конструкции, которая организует сложную массу событий и задает определенный порядок в ином отношении хаотической констелляции событий; она функционирует как основа порядка. Лёвальд (1975) также рассуждал относительно промежуточной области невроза переноса и болезни переноса и о но
52
//. Обсуждение. Фридрих-Вильгельм Эйхофф
вой выработке внутренней истории жизни пациента (чьими соавторами являются аналитик и пациент) и сравнивал эту промежуточную область с порождением иллюзии, игрой, чье специфическое воздействие зависит от ее одновременного восприятия как реальности и как творения воображения. Такая двойная облицовка становится важным компонентом в опыте пациента. Лёвальд видит свои формулировки по этому поводу очень близкими к «третьей сфере, сфере игры», которая, по мнению Винникотта (1967), «охватывает творческую жизнь и весь человеческий культурный опыт». Рассматривая эту концепцию иллюзии, историк искусства Эрнст Гомбрич (1960) пишет о «промежуточной области между правдой и обманом... в которой мы осознанно и по собственной воле подчиняемся иллюзии».
Толкование* в противовес удовлетворению и облегчению
Спустя несколько десятилетий после частично продуктивных, частично приносящих разочарование совместных опытов с Брейером, Фрейд отмечает в «Заметках о любви в переносе», что «единственные и серьезные трудности вытекают из необходимости овладеть переносом». Спустя несколько лет после основания Международной психоаналитической ассоциации, он обращается к этому вопросу, с которым предположительно сталкиваются многие начинающие
Наряду с переводом слова «interpretation» как «толкование» в психоаналитической литературе употребляется и слово «интерпретация». Их следует рассматривать как синонимы. - Прим. науч. ред.
53
Эротический и эротизированный перенос
аналитики, без каких-либо ссылок на опубликованные случаи1. Фрейд рассматривает особый случай - «как из-за его частоты и реального значения, так и из теоретического интереса», - а именно тот случай, когда «пациентка делает совершенно определенные намеки или прямо заявляет, что влюбилась в анализирующего ее врача, как могла бы влюбиться любая другая смертная» (159).
Он описывает данную ситуацию как расстраивающую, комическую, серьезную и, наконец, неизбежно возникающую и трудную для разрешения, следовательно, трагичную. Фрейд демонстрирует возможные последствия: постоянное законное соединение обоих, прерывание лечения или вступление в незаконную любовную связь. Первая и последняя из них представляются совместимыми с лечением, но делаются невозможными вследствие несовместимости с буржуазной моралью и профессиональными стандартами. Фрейд продолжает: психоаналитик должен смотреть на вещи с иной точки зрения. Тот факт, что следует ожидать повторений любви в переносе, если лечение прерывается, имеет значение «очень ценного указания [для врача] и хорошего предупреждения против возможного у него контрпереноса». Сама аналитическая ситуация принуждает пациентку влюбляться, и эта влюбленность не может быть «приписана превосходству его [аналитика] особы, так что у него нет никакого основания гордиться таким "завоеванием"» (160-161).
1 О том, каков был в то время накал страстей, не дававший маленькой группе первых психоаналитиков необходимой отстраненности, называемой в наши дни нейтральностью, смотрите Приложение А.
54
//. Обсуждение. Фридрих-Вильгельм Эйхофф
Для пациентки имеются две альтернативы: или отказаться от лечения, или примириться с «влюбленностью во врача как с неизбежной участью». В подстрочном примечании Фрейд далее говорит: «Известно, что перенос может проявиться и другими, менее нежными чувствами, но в настоящей статье вопрос об этом не может быть затронут» (161п.). Это подстрочное примечание передает сознательное игнорирование Фрейдом других видов переноса. Практикующие анализ врачи могут рассказывать «ужасные вещи», подготавливая к разочарованиям во вступительной фазе анализа, и такие вещи несомненно редки, но Фрейд быстро указывает на абсурдность открытой подготовки к случаю любви в переносе. Он также различает экстремальные случаи любви в переносе, которые в наши дни описываются многими врачами как эротизированный перенос.
Серьезная трудность извлечения чего-либо полезного из влюбленности пациентки - или из так называемого эротизированного переноса - показывается Фрейдом на примере требования пациенткой ответной любви. Сцена психоаналитической ситуации представляется изменившейся, «как будто бы игра сменилась ворвавшейся внезапно действительностью, словно пожар, вспыхнувший во время театрального представления» (162). Эта метафора напоминает сравнение Лёвальдом аналитической ситуации с эстетическим переживанием. Кохут (1971) также мог иметь ее в виду, когда писал: «В своих центральных аспектах аналитическая ситуация не является реальной в обычном смысле этого слова. Она обладает специфической реальностью, которая до определенной степени напоминает реальность артистического переживания, как это имеет место в театре... Анализанты, чье восприя
55
Эротический и эротизированный перенос
тие собственной реальности сравнительно не повреждено, будут при соответствующих переходных сопротивлениях позволять себе необходимую регрессию на службе анализу. Таким образом, они будут способны переживать квази-характеристическую, косвенную реальность трасферентных чувств, которые некогда связывались с иной (чем текущая и непосредственная) реальностью в их прошлом» (210-211).
Кому как врачу первый раз приходится переживать подобное (любовь в переносе или любовный перенос), продолжает Фрейд, тому «нелегко сохранить аналитическое положение и не поддаться ошибке, решив, что лечению действительно пришел конец». Для показа возможного выражения сопротивления в возникновении бурных любовных требований он описывает переход от нежного переноса (который казался таким благом для лечения) к отсутствию понимания у пациентки



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анастасопулос Д. Вопросы контрпереноса в психоаналитической психотерапии детей и подростков: краткий обзор
  • Глуговский Д.В. Перенос в групповом психоанализе
  • Драбкина Т.С. От реконструкции к деконструкции и обратно
  • Психоаналитическая практика на фоне социальной нестабильности
  • Кохут Х. Общие замечания по поводу нарциссических переносов
  • Образование венского психоаналитического общества
  • Комарова Л.Э. Тревога неопределенности и проблемы формирования психоаналитического сообщества в России
  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Васильева Н.Л.. Удовлетворение в фантазии или ориентация на реальность? К вопросу о динамике переноса в детской психотерапии
  • Освобождение от симптома в переносе
  • Гарсия Х. Окончание анализа. От требования любви до дарования. Три сновидения и один подарок
  • Крис А. Метод свободных ассоциаций
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа
  • Истинный и ложный; true and false
  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Этический кодекс Общества психоаналитической психотерапии
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Кан Майкл - Между психотерапевтом и клиентом. Новые взаимоотношения
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Обучающий проект «Покормите птиц зимой»
  • Кинодо Ж. М. Читая Фрейда: Заметки о психоаналитической технике с 1904 по 1919 г.
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Стайнер Дж. Проблемы психоаналитической техники: интерпретации, центрированные на пациенте, и интерпретации, центрированные на аналитике
  • Гусак А.А., Гусак Г.М., Бричикова Е.А. Математика для поступающих. Обучающий курс
  • Садыкова Лилия Мухаметовна. Творческий обучающий проект «Коляда» для детей второй младшей группы
  • Арутюнян М.Ю. Комментарий к статье Х.Томэ
  • Старовойтов В.В. Шандор Ференци – герой и жертва глубинного психоанализа
  • Мазур С.Ю. Процессуальные кодексы этических комитетов психоаналитических обществ: структура, функции, генезис
  • Томэ X., Кэхеле X. - Современный психоанализ. Т. 2. Практика
  • Появление психоанализа
  • Кохут Хайнц - Анализ самости
  • Психоаналитические термины и понятия. Словарь - под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Барвенов С.А., Демьянко С.В. Компьютер в работе юриста. Обучающий курс
  • Изучение краткосрочного и долгосрочного воздействия психоаналитического лечения
  • Абстиненция; abstinence
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Пустовойт М.М. О целесообразности интеграции психоаналитического и психопатологического методов исследования в психиатрии
  • Влечение в современном психоанализе. Франко-русский психоаналитический симпозиум.
  • Коротя Анна Леонидовна. Обучающий семинар «Спортивные игры в детском саду»
  • Раненый целитель; Wounded Healer; Verwundeter Hciler
  • Адлер Дж. Одиночество и пограничная психопатология: отсылка к детскому развитию
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Агапэ; agape
  • Фрейд Зигмунд - Собрание сочинений в 10 томах. Дополнительный том. Сочинения по технике лечения.
  • Эго-психология; ego psychology
  • Пантелеева И.И. Послесловие к Кляйнианскому психоаналитическому семинару
  • Притча «Любовь»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь