|
Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и консультанта.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 34296
Автор: Иванов А. Н.
Название: Притчи и истории для тренера и консультанта. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке И ответило Познание:
— Время спасло тебя, потому что только оно знает, как важна в жизни Любовь! Катя сидела глубоко задумавшись. Постепенно улыбка озарила ее лицо, и через некоторое время девочка попросила помочь ей найти общий язык с женой отца. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ Вопрос № 1. Что делать, если после рассказа той или иной притчи клиент скажет: «Не понимаю, как эта притча может мне помочь понять мою проблему глубже, а уж тем более ее решить»? Вариант ответа № 1. «Когда однажды к художнику Пабло Пикассо обратился приятель со словами: "Ты меня извини, но я не могу понять твоей живописи", Пикассо ответил вопросом: "А ты понимаешь китайский язык?". "Нет", — ответил приятель. «А все же он, этот китайский язык, существует». Вариант ответа № 2. «Я рассказал эту историю не для того, чтобы она помогла решить вашу проблему, я просто хотел через нее подвести вас к выполнению небольшого упражнения» (даете клиенту инструкцию по выполнению того или иного упражнения). Например, притча «Игра в прятки» (см. упражнение «Сочини историю») может послужить переходом к упражнению-технике «Война и мир». Психолог кладет перед клиентом лист бумаги: «Представьте, что это не бумага, а кто-то, с кем вы в конфликте (кто вас обидел, на кого вы злы). Представили? У вас есть возможность рассчитаться со своим обидчиком, сделать с ним все, чего он заслуживает. У вас на ЭТО всего 3 секунды. (Обычно лист рвется в клочья.) Что вы чувствуете сейчас? Глубоко подышите. Какие эмоции вы испытали? Успокойтесь. Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу? Всегда наступает первый день после окончания войны: выясняется, что надо продолжать жить, залечивать раны...» Психолог кладет перед клиентом новый лист бумаги: «У вас 168 15 минут, чтобы помириться с врагом. Напишите ему письмо-примирение. Это может быть стихотворение, примирительная речь, рисунок. Что вы чувствуете, выполнив это упражнение?» Вопрос № 2. Какое максимальное количество притч можно использовать во время одной встречи с клиентом? Ответ. Притч нужно использовать ровно столько, сколько вы посчитаете нужным. Кому-то хватит одной притчи, кому-то будет мало и пяти. Но не злоупотребляйте рассказыванием притч. Помните, что притча — это лишь инструмент. Вопрос № 3. Есть ли какие-то запреты на использование притч в консультировании? Ответ. Я таких не знаю. Вопрос № 4. Можно ли рассказывать клиенту притчу, в которой будет названо его имя? Ответ. Лучше не надо. Вы рискуете тем, что клиент заранее начнет ассоциировать себя с персонажем притчи. Конечно, идентификация клиента с персонажем происходит в любом случае, но в момент рассказа вы еще не знаете, какие чувства вызывает у него притча. Поэтому опережающая идентификация нежелательна. Кстати, возможен вариант, когда вы, рассказывая притчу, воспользовавшись одним из приемов сказкотерапии, попросите клиента дать имя ключевому персонажу. Например, вы рассказываете притчу «Люби открыто». Л юби открыто В одном мужском монастыре было 40 монахов. Из них 20 — молодые. В монастыре имела право появляться только одна женщина. Она приходила в монастырь через день. Одни монахи считали, что она приносит им лекарства, другие — что еду. Третьи вообще ничего не считали. Им достаточно было знать, что ее зовут... (Тут вы спрашиваете у клиентки: «Кстати, как зовут героиню нашей истории?» Допустим, она называет имя Татьяна. Вы говорите: «Да, ее звали Татьяна» — и продолжаете 169 дальше свою историю.) Так вышло, что несколько монахов тайно влюбились в Татьяну. Однажды Татьяна получила записку с признанием в любви и настойчивой просьбой о свидании наедине. Через день, в тот момент, когда все монахи находились в одной комнате, в помещение вошла Татьяна. «Если ты действительно любишь меня, — обратилась она сразу ко всем, — подойди ко мне и обними меня». Если вы попросили клиента дать имя герою, то, закончив рассказывать притчу, можно спросить его: «Могу я узнать, чем вы руководствовались, называя героя этим именем?» Вполне возможно, что клиент даст вам дополнительную диагностическую информацию, которая окажется достаточно ценной при работе с его запросом. Вопрос № 5. Что делать, если клиент прервет психолога и скажет, что он знает эту притчу? Ответ. Бывает и такое. Действительно, очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда клиент после первых же нескольких фраз заявляет, что эта притча ему знакома. Реагировать на это можно по-разному. Вариант № 1. Скажите клиенту: «Это очень хорошо. Но мне кажется, что мы говорим о разных притчах. Могу ли я узнать сюжет вашей притчи?» В случае если клиент расскажет действительно вашу историю, будет очень хорошо, если у вас в запасе будет схожая история, но с другим окончанием. Например, вы рассказываете следующую притчу (сначала я приведу притчу целиком). Д ва яблока К мудрецу за советом пришел юноша. — О мудрец, я надумал жениться... Но я хочу жениться только на девственнице. Скажи, мудрец, я поступаю мудро? Мудрец подумал и тихо спросил: — А почему именно на девственнице? 170 — Так я буду уверен, что жена моя добродетельна, — гордо заявил юноша. Мудрец протянул юноше два яблока: одно целое, другое надкушенное: — Попробуй эти яблоки. Юноша взял целое яблоко, надкусил его — оно оказалось кислым-кислым. Он выбросил его, взял надкушенное, попробовал его. Это яблоко тоже оказалось кислым. — Я ничего не понял. Оба яблока кислые. Как же мне жену выбирать? — Сердцем, — ответил мудрец. Допустим, после слов: «Попробуй эти яблоки» — клиент говорит, что эта история ему известна. Вы попросите клиента продолжить притчу. Обычно предлагают вариант, в котором одно яблоко кислое, а другое — сладкое, и пусть яблоко будет надкушенным, но сладким, нежели целым, но кислым. Если клиент идет в этом направлении, то вы говорите ему, что вам «известен иной вариант этой истории» и дальше обращаетесь к своей притче. Если же клиент действительно пересказывает вашу притчу, вы можете обратиться к варианту № 2. Вариант № 2. «Очень хорошо, что вы знаете эту притчу. И мне сейчас хотелось бы узнать, что вы чувствуете, вспомнив ее сюжет. Какие чувства вы испытываете сейчас, когда вспомнили эту притчу?» Или: «Замечательно, что вы знаете эту историю. Наверное, вы ее знаете уже достаточно давно, а я узнал эту притчу всего лишь вчера. Она мне очень понравилась, я хочу глубже проникнуть в ее тайный смысл. Если возможно, расскажите мне о своем видении этой истории. О чем она?» Вопрос № 6. Как реагировать, если клиент спросит: «Ну и что вы хотели сказать этой притчей?» Ответ. Например, так: «Самый популярный танцовщик своего времени Фред Астер на вопрос о том, что он хочет сказать своим танцем, ответил: "Я ничего не хочу сказать своим танцем... я просто танцую"». Эту притчу я тоже 171 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|