Вагин И.О. Психология жизни и смерти.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 4315

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

н), или реакция вины (когда причина ищется в себе самом). Агрессия может быть направлена как на конкретных людей («довели родственники», «не так и не тем лечили врачи»...), так и на Бога — он несправедлив («Почему я?», «Почему другие, которые и старше и хуже меня, будут продолжать жить, а я должен умереть»...) Переживая чувство вины, больной возлагает всю ответственность за произошедшее с ним на себя самого («я сам виноват», «возможно, это соответствует карме — сделал что-то не так», ♦это — воздаяние за мои прегрешения», «не следил за своим здоровьем»...) Это также очень трудная стадия как для самого больного, так и для окружающих.
Депрессия — это третья стадия. Больной слабеет и сам ощущает это. « Да, это я умираю». Протеста больше нет, а есть жалость к себе и тоска по уходящей жизни. Это еще не примирение, но близкое к этому состояние. Иногда возникают тоска, апатия, подавленность, уныние. Ему жаль оставлять близких и все то, что он любил при жизни. Он сожалеет и о своих плохих поступках, об огорчениях, причиненных другим; старается как- то исправить причиненное другим зло. Он уже находится в процессе подготовки принятия смерти. Он хочет иногда остаться наедине с собой, не любит посетителей с их пустыми, ничего не значащими разговорами. Он не хочет отвлекаться ни на что постороннее, он фактически покончил с земными заботами и ушел в себя.
Последняя, четвертая стадия — принятие. «Да, я умру, и нужно с этим смириться». «Теперь уже скоро, и пусть это свершится». Это — спокойствие, принятие. Это не состояние счастья, но и несчастья уже тоже нет. По сути, это победа духа над телом. В некоторых случаях появляется даже чувство легкости — ну, все, отмучился; надоела эта жизнь. Впереди что-то другое, новое.
Отметим, что глубоко верующие люди обычно не проходят эти стадии. У них есть ясное представление о том, что будет с ними после смерти, и они не боятся ее, встречают смерть мир

но, в некоторых случаях с радостным ожиданием, а иногда и сщ юмором. Припомним из сборника русских пословиц В. Далягв «Помирать — не лапти ковырять. Лег под образа, да и выпучил Щ глаза». _Я
Кроме того, удельный вес отдельных стадий у разных л ю-J дей может сильно отличаться, вплоть до исключения некото-Я рых. .Ш
Следует отметить также, что через все указанные стадиия проходят и члены семьи человека, узнав о его неизлечимой, тер- Щ минальной болезни. J
Самым важным в перечисленных стадиях является сугубо Э положительная динамика психологических переживаний — от 11 отрицания смерти до ее принятия. И это происходит достаточ- j но быстро, за ограниченное время терминальной болезни. Ее- Ц тественно, что происходящее меняет и характер больного, при- Щ чем в лучшую сторону — люди становятся добрее, отзывчивее, 1 лучше. Они сожалеют об упущенных возможностях сделать I хорошее, о зле, которое причинили другим. Красота природы 1 воспринимается острее, чувства становятся чище, любовь 1 сильнее. У неверующих часто начинает просыпаться вера в I Бога. Рост духовности на последнем этапе земной жизни не I бессмыслен, и страдания, которые сопровождают терминаль- ; ную болезнь, не напрасны. Как говорил Св. Августин: «Толь- . ко перед лицом смерти рождается самость человека». Одной из основных задач медицинского персонала, родных и близких больного неизлечимой болезнью состоит не только в том, ] чтобы облегчить его физические страдания, но и в том, чтобы j максимально содействовать последнему этапу духовного совер- шенствования (психологи называют это «ростом личности») умирающего.
Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение: «Человек всегда умирает в одиночку*- нередко понимают слишком буквально и оправдывают им свое инстинктивное защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти, физическая и душевная боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного.
К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его нужно навещать и обязательно общаться с ним. Одна из возникающих при этом сложностей состоит в том, что сначала необ-
92
ходнмо установить KoirraicT с умирающим. Как правило, большинству людей трудно сделать это — для них это мучительно, поэтому настоящий контакт для них недостижим.
Особенно следует избегать поверхностного оптимизма, бодрячества, которые вызывают подозрительность и недоверие больного. Пребывание с умирающим и общение с ним требуют простой человеческой теплоты и отзывчивости, но без соответствующей психологической подготовки как раз этого не происходит — просто объект не тот; мы бы и рады проявить эти каче-ства, но сбиваемся на формализм типа: «Не волнуйся, все будет хорошо» (мешает все тот же устоявшийся страх перед проявлениями будущей смерти и желание быстро успокоить больного вместо того, чтобы более вдумчиво отнестись к этим проявлениям как естественному ходу событий). Бывает, что сам больной изъявляет желание поговорить о «запретной» теме своей будущей смерти, но мы стараемся быстренько перевести разговор на другое, более земное.
Опять же не следует рассматривать умирающего только как объект забот и сочувствия. Конечно, следует внимательно выслушивать его жалобы и по мере возможности удовлетворять его потребности и просьбы. Однако нередко окружающие из самых лучших побуждений пытаются решить, что лучше для умирающего. Но чрезмерное принятие на себя ответственности сокращает диапазон самостоятельности больного. Вместо этого следует с пониманием отнестись к его пожеланиям и позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, Посетителях и т. п.
Нужно помнить, что речь умирающих часто бывает символичной, содержит намеки и для лучшего ее понимания необходима расшифровка смысла используемых символов, что требует известного времени и навыка. Особенно показательны в этом отношении жесты, рассказы больного и воспоминания, которыми он делится. Существенно при этом и то, что умирающие люди предпочитают больше говорить сами, чем выслушивать посетителей.
Само собой разумеется, что даже при наличии хорошего контакта с больным для каждой из вышеперечисленных стадий необходима особая тактика общения. Как говорят психологи, примирять со смертью — дело неблагодарное, этот вопрос ре

шается самим больным и временем. Но помочь человеку i но.
На стадии растерянности работать с больным практич невозможно. С одной стороны, тяжелобольной может и не лать знать что-либо конкретное о приближающейся смерт окружающие обязаны уважать его выбор. Его желание 3 Особенно это существешю на первых стадиях. Здесь самое луч-3 шее — слушать и сочувствовать. При озлобленности понесше-! го утрату нужно помнить, что если злость остается внутри че-i ловека, то «подпитывает» депрессию. Поэтому следует помочь^ ей «вылиться» наружу. Только в этом случае уменьшится ве-| роятностъ ее разрядки на случайных объектах. Наблюдая реак- й цию вины, тоже можно начать проводить работу («Да, конечно, j ты была не совсем права. Но так ли уж велика твоя вина в этом случае? Представь себе, что могло случиться, если бы ты по- ] ступила иначе»). j
НаТггадин депрессии полезно начинать более активное воздействие. Например, с использованием религиозных мотивов.
4
Так случилось, что Богу было угодно переместить его в дру- : гой мир... Там нет проблем... Пусть отдохнет от земной суеты... Здесь он мучился*, его не понимали...
Он много успел сделать, в том числе и для вас, и теперь ему будет легко и спокойно... Там нет спешки, проблем, болезней...
102
Вам нужно довести то, что он делал, до конца...
Он будет жить, пока вы живете — он будете вашем сердце, вашей памяти... Он и сейчас с нами...
Теперь он стал вашим добрым ангелом-хранителем, и вы всегда будете чувствовать егрлоддержку...
Жизнь не изменишь... Человека не вернешь, и нужно это принять...
Большую роль может сыграть и переключение на конкретные дела. Для кого-то это оказывается уход за могилой, разработка проекта памятника... Реальные действия также снимают напряжение. Но главный лекарь — время и только время. Процесс отстранения от умершего происходит в сознании понес-шего утрату, и вмешательство в него окружающих должно быть минимальным и деликатным.

Глава f|
СУЕВЕРИЯ И ОБРЯДЫ
СВЯЗАН Н СО СМЕРТЬ
Суеверия, пятая колонна язычества и народной магии, продолжают жить и в современном обществе. Эти осколки древних мифов и ритуальной магии даже по одной своей живучести и повсеместности заслуживают самого пристального внимания.
Энциклопедия суеверы.
ПРИМЕТЫ СМЕРТИ

Каждый из нас встречался с такими случаями, когда цветущий, ] жизнерадостный человек, которому, как говорится, «еще жить ; да жить»,с которым вы общались еще вчера, сегодня оказывается в скорбном списке ушедших из жизни. Однако знающие • люди говорят, что он уже был помечен особым знаком — зна- ' ком смерти, и если внимательно проанализировать окружаю- 5 щее нас, то всегда можно заранее предсказать то, что нас ждет. И в том числе — уход в другой мир. Оказывается, по народным поверьям, существуют многочмслемые приметы, по которым можно спрогнозировать грядущую смерть.
104
v
В русской традиции известны сотни, если не тысячи примет, предсказывающих смерть. Приведем наиболее распространенные.
Начнем с примет, распространенных среди сельских жителей — основных носителей фольклорных традиций. Самыми многочисленными были приметы, воспринимаемые зрительно.
Ш Человек, которому привиделся вечером огонь па кладбище или огонек свечи в лесу в ночное время, должен был, согласно верованиям, скоро умереть. Поскольку вечером на кладбище люди не ходили, как и не ходили ночью в лес .со свечой, верили, что это души предков дают знак собираться в мир иной. Видение падающей с небосклона звезды также пророчило смерть кому-либо из членов деревенской общины (но не обязательно тому, кто ее заметил).
3 Повсеместно считается плохой приметой, если в дом залетает бабочка — это к болезни или смерти. Существует легенда, что в минуту смерти великого Чехова к нему в окно влетела громадная панбархатная ночная бабочка и начала биться о стекло, панически шелестя. Верили, что смерть предвещает также лесная птица,залетевшая в деревню. Чаще всего к таким вещим птицам относили ворона, сову и филина Замечали, куда села птица, издавала ли она при этом крик. Если птица садилась на церковь или дерево, считавшееся ничейным, ждали смерти одного из деревенских жителей. Если она садилась на конек крыши дома, ожидали смерти хозяина этого дома, если на так называемое И<И—ИМИ»«М

.47 55
Глава 6. ОСВОБОЖДЕНИЕ.......... 65
Глава 7. ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА — 70
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С УМИРАЮЩИМИ — 88
Глава 9. ОБЩЕНИЕ С ПЕРЕЖИВШИМИ УТРАТУ Глава 10. СУЕВЕРИЯ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ

97
СО СМЕРТЬЮ

Глава 11. ПРОВОДЫ И ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ
Глава 12. СНОВИДЕНИЯ И МИСТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Глава 13. СМЕРТЬ И СМЕХ
Послесловие

133 150
151



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Притча «Время и место смерти изменить нельзя»
  • Притча «О смерти бабушки»
  • Притча «Несоответствие»
  • Притча «Дедушка и Смерть»
  • Притча «Смерть — иллюзия»
  • Sr. Lucifer. Эссе о Маге и Смерти
  • Притча «Жизнь и смерть»
  • Притча «Никто не умирал»
  • Притча «Встреча»
  • Притча «Беседа со Смертью»
  • Притча «Человек, который помнил о смерти»
  • Притча «Что сильнее смерти»
  • Притча «13 фраз о жизни»
  • Притча «Восприятие жизни и смерти»
  • Притча «15 причин»
  • Притча «Акын»
  • Притча «Все богатство за час жизни»
  • Георгий Сергацкий. Осень жизни. Из цикла «Одиночество, или Душа в поисках приюта»
  • Притча «Жизнь одного Ангела»
  • Притча «Разоблачение»
  • Притча «О старике и смерти»
  • Притча «Есть ли жизнь после смерти?»
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Притча «Бегство от смерти»
  • Притча «Глупец, убегающий от смерти»
  • Притча «Постижение»
  • Притча «Страхи»
  • Шустов Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти
  • Притча «О смерти»
  • Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание
  • Притча «Кто тебе сказал?»
  • Притча «День рождения»
  • Притча «Ключ к жизни»
  • Притча «Живи здесь и сейчас»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Притча «После смерти»
  • Притча «Желания»
  • Притча «Притча о смысле жизни и смерти»
  • Притча «Знание»
  • Притча «Смерть на базаре»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Притча «Я люблю тебя не за то...»
  • Притча «Скряга и Ангел Смерти»
  • Притча «Размышляя о смерти»
  • Волкан В. Смерть в семье: как скорбят родители и дети
  • Притча «Раскаявшийся сын»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь