Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 114843

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Парадокс четвертый: гетерохронность или неравномерность развития. Неравномерность развития — это общий закон развития, имеющий ряд проявлений.
Первая иллюстрация гетерохронности связана с чередованием в жизни человека периодов стабильности и даже застоя, когда в личностной структуре не происходит каких-либо серьезных изменений, и периодов бурного развития и судьбоносных моментов, когда происходит переосмысление личностью всей жизни и ее целей. Здесь гетерохронность проявляется в чередовании стабильных периодов развития и кризисов (моментов быстрой, фундаментальной перестройки). Темп развития меняется, сочетая общее затухание с чередованием коротких периодов бурного развития и периодов низкого темпа развития.
Вторая иллюстрация гетерохронности связана с соотношением развития личностной и познавательной сфер. В онтогенезе чередуются периоды бурного развития интеллекта при стабильности и неизменности личностной сферы с периодами фундаментальной ее перестройки при постоянстве уровня интеллектуального развития. Гетерохронность выступает в неравномерности развития мотива-ционно-личностной сферы и операционно-технической умственной сферы (Д. Б. Эльконин). За повторениями этой закономерности стоит загадка механизма развития, имеющая определенный смысл. Примером гетерохронности развития может служить развитие личности в подростковом возрасте.
Парадокс пятый: что произойдет с человеком, если он окажется вне человеческого общества? Будет ли происходить развитие его психики, умственных способностей, личности?
Ярким примером, демонстрирующим последствия развития ребенка вне человеческого общества и общения, являются дети-Маугли, дети, воспитанные животными. Существует очень мало фактов, особенно научно документированных, и много мифов.
Одним из наиболее достоверных фактов воспитания детей волками является случай Амалы и Камалы — девочек, найденных в

10 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
индийских джунглях в стае волков, в возрасте примерно трех-че-тырех лет и девяти лет. Они отличались всеми повадками этих животных, не владели человеческой речью и прямохождением. Были предприняты попытки их перевоспитания. Но, к сожалению, одна из девочек быстро умерла, вторая так и не достигла мало-мальски соответствующего своему возрасту уровня развития, и эксперимент себя не оправдал. К сожалению, человечность, благородство и таланты детей волков остались уделом героя прекрасного романа Р.Киплинга «Маугли».
В научной литературе описан случай авейронского дикаря (Франция, 1799). Жители местечка близ Авейрона обнаружили мальчика 12 лет, который не понимал речь и не говорил, передвигался на четвереньках, не владел простейшими человеческими навыками и ручными действиями. Мальчика назвали Виктором. Его судьбой заинтересовался врач, гуманист, педагог, психолог Ж. М. Итард, внесший значительный вклад в развитие детской психологии и дефектологии. Многие методики, разработанные исследователем для воспитания умственно отсталых детей, используются и по сей день. Судьба мальчика стала для Итарда и прогрессивных деятелей того времени аргументом в пользу основного лозунга Французской революции 1789-1799 гг. об исходном равенстве всех людей. Мы разные не потому, что у нас разные способности, а потому что у нас разные социальные условия. Итард полагал, что у Виктора был сохранный интеллект, иначе бы он не выжил в лесу без защиты и поддержки людей. В начале занятий у мальчика наблюдался значительный прогресс, он научился понимать фразы, владеть простейшими орудийными операциями и бытовыми действиями. Но через какое-то время развитие остановилось, и высшие психические функции — навыки чтения, письма — сформировать у Виктора не удалось. Более того, с половым созреванием возникли неадекватность и агрессивность поведения. В возрасте 40 лет Виктор умер. Этот невольный «эксперимент», поставленный самой жизнью, привлек внимание к проблеме причин и условий психического развития человека. Вопрос о том, какое значение для этого имеют социальная среда и воспитание, обсуждался широкой общественностью и в дальнейшем был спроецирован на социальную проблему создания системы общественного образования. Нужно ли создавать общедоступные школы для всего населения, и какими они должны быть? Что станет с нами, если мы будем лишены «роскоши человеческого общения» в раннем детстве?
Другим хрестоматийным примером является случай Каспара Хаузера, по легенде, сына одного из германских князей. В ходе ин-

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии ■ 11
триг престолонаследия в младенчестве его подменили другим ребенком. Опасаясь возмездия за пролитую кровь, мальчика оставили в живых, но содержали в неволе в строгой изоляции. Уже молодым человеком он вдруг оказался на свободе. Каспар Хаузер был найден на улице, он не был ориентирован в пространстве и во времени, но владел человеческой речью. В ходе воспитания у Каспара Хаузера наблюдался прогресс больший, чем у Виктора. Однако его судьба сложилась трагично — он погиб через несколько лет.
Феномен нарушения психического развития в условиях дефицита общения получил название феномена депривации или госпита-лизма. Под депривацией понимается ограничение какой-то потребности, в данном случае общения ребенка с другими людьми. Возникает вопрос: почему сепарация (разлука ребенка с близкими людьми) и депривация оказывают на него столь губительное действие?
Итак, проблема движущих сил и причин психического развития ребенка в онтогенезе является актуальной не только в теоретическом, но и в социально-практическом плане.
1.2. Понятие «развитие»
Данное понятие включает некое изменение, возникновение новых способностей, усовершенствование. Любое ли изменение является развитием? Соотнесем три понятия: рост, развитие и созревание. Это разные процессы, хотя они и взаимосвязаны и переплетены между собой.
Рост — количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом.
Развитие — процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие —это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно, объект развития — система, а не изолированный элемент.
Созревание — запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения.
В реальной жизнедеятельности и психическом развитии человека эти три процесса тесно переплетены. Однако в исследовательских целях они должны быть абстрагированы и разведены. Развитие осуществляется в условиях созревания, с необходимостью пред-

12 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
полагая в онтогенезе генетически запрограммированные изменения. Созревание создает необходимые предпосылки и лимитирует развитие. Созревание — объективный процесс, ограничивающий и одновременно создающий возможности развития. Развитие основано на количественных изменениях, которые являются основой качественных преобразований.
Обратимся к пониманию развития в философии, чтобы выделить основные характеристики этого понятия.
1. Качественные изменения развития. Понимаются как пере
ход от одного качественного состояния в другое. Например, мышле-
ние развивается от наглядно действенного к наглядно образному и
словесно-логическому.
2. Необратимость развития на основе преемственности из
менений. Необратимость развития означает, что вернуться в про-
шлое — детство, отрочество — мы не можем. Так, в период кризиса
40-45 лет необходимо принять символическую смерть молодости.
В развитии есть движение вперед, но нет возврата назад. Однако
мы можем мысленно вернуться в свое прошлое, реконструировать
и переработать его — на этом построен психоанализ и психотера-
пия. Преемственность означает, что в развитии качественное, нео-
братимое преобразование сочетается с сохранением и стабильнос-
тью. Например, понятие «эго-идентичность» означает сохранение
тождественности и преемственности Я, несмотря на все происходя-
щие изменения. Структура эго-идентичности составляет стабиль-
ную основу личности. Развитие всегда предполагает некую стабиль-
ность. Виды стабильности представлены в таблице 1 [119].

Графическое представление видов стабильности



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Инговатова Елена Ювенальевна. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».
  • Ларина Олеся Петровна. Статья «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
  • Сидякина Ольга Анатольевна. Работа педагога дошкольного общеобразовательного учреждения по взаимодействию с семьей
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Горячкина Светлана Николаевна. «Большие права, маленького ребёнка»
  • Михаил Пляцковский. Детство, детство, детство - это свет и радость
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Никончук Галина Андреевна Игрунова Наталья Викторовна. Безопасное детство на ладошках ребенка.
  • Спешкова Мария Сергеевна. «Ребенок и информация: детство в современном информационном обществе»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Клюкина Елена Ивановна. Сказка о правах и обязанностях
  • Ковшова Светлана Львовна. Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала.
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Любовь Ларченкова. Формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  • Корелина Людмила Николаевна. Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Рыбалка Любовь Ивановна. «Организация и эффективность работы по развитию духовно-нравственного воспитания в режиме дошкольной группы»
  • Центральный. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Интересно мы живём»
  • Исмагилова Инна Борисовна. Использование народных игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Шепелева Олеся Владимировна. Игровая деятельность как один из эффективных методов экологического воспитания дошкольников.
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Консультация для родителей на тему: «Основы православного воспитания»
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Учебно-дидактический проект «Игровая математика»
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Кашапова Марина Сергеевна. Сценарий устного журнала на тему «Зачем человеку детство»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Селюкова Наталья Александровна. Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Ларионова Наталия Владимировна. Консультация по окружающему миру «Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группе»
  • Григорий Кононенко. Уже не ребенок, еще не взрослый: о подростках и их родителях
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Выставкина Вероника Александровна. Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческих способностей у детей, через технику – пластилинографии».
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Лепехина Виктория Александровна. Статья про адаптацию детей младшего дошкольного возраста
  • Лепехина Виктория Александровна. Статья про адаптацию детей младшего дошкольного возраста
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь