Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 48079

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Анализ сновидений, являющийся хорошо известной психотерапевтической техникой, использовался нами также в процессе работы с данной пациенткой и существенно помогал нам в понимании проблем пациентки и происходящих с ней изменений. Сновидения как отражение глубоко бессознательных процессов, НВМ, интерпретации мандал и карточный тест мандалы использовались нами в тесной связи друг с другом, что способствовало повышению эффективности психотерапии и всесторонней оценке состояния пациентки.

Клинический пример

Сведения о пациентке

Мэгги — крупная миловидная брюнетка, вышедшая замуж незадолго до начала психотерапии, — жаловалась на сниженное настроение, сонливость и неспособность принять какое-либо решение. Работая в медицинском учреждении, она тяготилась царившей в нем бю-
- 103 -
рократической атмосферой. Она также высказывала опасения, что ее отношения с мужем из-за ее плохого эмоционального состояния пострадают. Ее половая жизнь уже вскоре после замужества превратилась для нее в рутину.
Сессии продолжались от полутора до двух часов и проводились один раз в неделю в течение 18 месяцев. Пациентке было предложено в ходе каждой сессии обсуждать с психотерапевтом какой-либо из ее снов. Раз в две недели также проводились НВМ-сессии, предполагавшие обсуждение визуализаций после прослушивания музыки. Кроме того, пациентка иногда рисовала мандалы в конце НВМ-сессий. Чаще всего, однако, она рисовала мандалы дома после сессий. Карточный тест мандалы применялся по прошествии очередных 4-5 сессий с целью оценки изменений в состоянии пациентки.
Детские годы Мэгги прошли в традиционной деревенской семье. Она родилась от пожилых родителей и выросла в старом фермерском доме, построенном в XVIII веке, принадлежавшем ее предкам. Семья жила очень обособленно и общалась лишь с пожилыми друзьями родителей. Дом не был благоустроен, что создавало значительные неудобства. Родители Мэгги много работали и вместе с дочерью регулярно посещали церковь.
Мать Мэгги была строгой, критически настроенной женщиной, старавшейся воспитывать дочь в религиозном духе. Ее отец был пассивным, замкнутым человеком, уделявшим дочери мало внимания. Мэгги много времени проводила в одиночестве и всегда испытывала чувство неуверенности в себе.
В старших классах школы Мэгги впервые почувствовала себя более свободной и стала проявлять неповиновение родителям. В это время Она вступала в частые половые связи и, описывая его, говорила, что в тот период «слегка сошла с ума». Ее поведение при этом нередко носило саморазрушительный характер, поскольку она выбирала таких партнеров, с которыми у нее вряд ли могли сложиться устойчивые отношения, либо предпочитала партнеров на одну ночь. Все это лишь усиливало в ней чувство собственной неполноценности и отвращения . к самой себе. У нее всегда были проблемы с женской идентичностью. Она воспринимала себя как малопривлекательную и неинтересную и страдала от предменструального синдрома, проявлявшегося в плохом настроении и неприятных ощущениях внизу живота.
- 104 -
В попытке освободиться от религиозного влияния со стороны родителей, ограничивавшего ее в сексуальном и эмоциональном плане, она обратилась к метафизическим представлениям, которые, по ее мнению, позволяли ей осмыслить свой духовный опыт.

Психотерапевтический процесс

В течение первых четырех месяцев психотерапии сновидения и визуализации Мэгги в ходе НВМ-сессий отражали ее чувства отчаяния и безысходности. Она, в частности, видела сон, в котором представляла себя узницей лагеря, расположенного на территории России, и у нее не было никакой возможности оттуда выбраться. В другом сне она врезалась на автомобиле в кирпичную стену. Она также говорила о своем желании что-то изменить на работе, но не видела никакой возможности это сделать.
Когда начал использоваться метод НВМ, Мэгги не могла слушать более легкую классическую музыку, в которой звучали арфа и/или флейта. Поэтому на начальном этапе психотерапии использовались лишь четыре музыкальные программы: «Бах», «Успокаивающе-анаклитическая музыка», «Музыка скорби» и «Музыка для расширения сознания».
Во время первой НВМ-сессии она увидела себя в образе заключенного в клетку эмбриона. Клетка была похожа на оскаленную пасть. Она чувствовала себя совершенно беспомощной и неспособной выбраться из этой клетки. Единственной возможностью выйти из этой ситуации, по ее словам, было бы умереть и возродиться в новой форме. Таким образом, основной темой ее переживаний было: «Что бы я ни делала, это мне не поможет». Такова была и ее жизненная позиция.
Возникший у Мэгги во время этой сессии образ клетки напоминал образ «vagina dentata» — влагалища с зубами. Влияние строгой и склонной к критике матери проявилось в следующем сновидении, которое Мэгги решила обсудить с психотерапевтом. «Я примеряю купальники вместе с матерью, и она никак не дает мне возможность сделать самостоятельный выбор», — сказала Мэгги. Судя по всему, она до сих пор неосознанно испытывала сильный контроль со стороны интериоризованного образа матери, мешавшего ей принимать решения.
- 105 -
Первая мандала Мэгги представляла собой примитивное изображение спирали красного цвета с включением более светлых оттенков телесного цвета. Эти цвета свидетельствуют о чувстве незащищенности и эмоциональной хрупкости. Поскольку спираль раскручивается против часовой стрелки, это указывает на переживание психического регресса и готовность к самопознанию. Другая мандала, созданная в начале психотерапии, состояла из двух полукругов — красного и зеленого, повернутых в противоположных направлениях друг к другу, что свидетельствовало о наличии конфликта между стремлением к действию и высоким самоконтролем. Комментируя этот рисунок, Мэгги сказала, что испытывает чувство безысходности и скованности.
Выбор карт при использовании карточного теста мандалы соответствовал характеру описанных выше образов. Мэгги выбрала четыре карты: две из них соответствовали стадии фрагментации (№ 11), при этом одна цветная карта была цвета шартрез, а другая — темно-фиолетового цвета. Данные карты, по-видимому, отражали высокий уровень стресса, который Мэгги испытывала в тот момент, ее страх дезинтеграции и чувства растерянности и беспомощности. Кроме того, она выбрала карту стадии № 3 в виде спирали коричневого цвета, отражающую негативный опыт общения с матерью и низкую самооценку. Выбор спирали указывал на готовность осознать психический материал. Последняя карта соответствовала стадии № 1 и представляла собой изображение паутины темно-синего цвета, указывающей на возможную родовую травму и свидетельствующую; о восприятии мира как враждебного и неприятного, что соответствовало ее постоянному ощущению того, что она не соответствует ожиданиям окружающих, в особенности женщин, которые то и дело ее критикуют.
В ходе очередной НВМ-сессии Мэгги увидела, как ее засасывает в находящуюся в океане воронку темно-фиолетового цвета. Попав в какое-то замкнутое пространство грязно-зеленого цвета, она внезапно поняла, что ее проглотил огромный осьминог. Ужаснувшись этому, она зарыдала. В конце концов она произнесла: «Я умираю... и части меня всплывают на поверхность...» Затем она с удивлением констатировала: «Но я чувствую, что рядом со мной находится кто-то, кто нежно собирает то, что от меня осталось!» Она пережила опыт фрагментации, который, однако, привел к положительным результатам. В ней просну-
- 106 -



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Четыре стадии развития компании.
  • Логинова Галина Анатольевна. Мастер — класс «Мандала своими руками» (презентация)
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 'Разговор с руками'
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Патриархальная стадия развития индивида
  • Бэйдер Э. Начальная стадия терапии пар: четко описывайте клиентам ваши ожидания
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Володина Елена Геннадьевна. Физкультурные досуги в детском саду.
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Под ред. А. И. Копытина - Практикум по арт-терапии
  • Юлия Талипова. «Использование мандал в коррекционно-развивающей работе с детьми в детском саду»
  • Анальная стадия; анальная фаза; Anal stage; Anal Phase
  • Чем полезны мандалы
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Калина Н.Ф. - Основы психоанализа
  • Активное воображение; Active imagination; aktive Imagination
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями
  • Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
  • Маккаллоф К. Использование ребенком переходных объектов в процессе арт-терапии в ситуации развода родителей
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Копытин А. И. - Тренинг по фототерапии
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Конспект психологического занятия с использованием песочной арт-терапии «Путешествие в страну песков»
  • Катарсис; Cathersis; Katharsis
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Александрова Александра Сергеевна. Использование методов арт – терапии при зарождении замысла мультипликационного проекта
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Бычкова Евгения Петровна. Использование технологии Су-Джок терапии для речевого развития детей дошкольного возраста
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Жукова Наталья Григорьевна Товпеко Елена Ивановна. Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Савченко Любовь Александровна. Отчет руководителя РМО 'Образовательные проекты в ДОУ'
  • Степанова Л.А., Лебедева Е. И.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Стадия оральная; oral stage
  • Амбивалентный, доамбивалентный, постамбивалентный
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Близость против изоляции; intimacy v. isolation



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь