Бердяев Николай. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения.

Категория: Библиотека » Философия | Просмотров: 9484

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Человек есть историческое существо, он призван реализовать себя в истории, история - его судьба. Он не только принужден жить в истории, но и. творить в истории. В истории объективирует человек свое творчество. Дух в истории есть объективный дух. Но именно потому, что в истории объективируются результаты творческих актов человека, в ней никогда не достигается то, чего хотел бы человек в своих замыслах. История в своей объективации совершенно равнодушна к человеческой личности, она еще более жестока к ней, чем природа, и она никогда не признает человеческой личности верховной ценностью, ибо такое признание означало бы срыв и конец истории. И вместе с тем человек не может отказаться от истории, не обеднив и не урезав себя, она есть его путь и судьба. Но человек не должен никогда идолопоклонствовать перед историей и историческую необходимость считать источником своих оценок. Человек призван творить культуру, культура также есть его путь и судьба, он реализует себя через культуру. Обреченный на историческое существование, он тем самым обречен на созидание культуры. Человек - существо творческое, творит ценности культуры. Культура поднимает человека из варварского состояния. Но в культуре объективируется человеческое творчество. Культура может быть определена как объективация человеческого творчества. Классическая культура есть совершенная объективация. Дух в культуре, религии, морали, науке, искусстве, праве есть объективный дух. В объективации культуры охлаждается огонь творчества, творческий взлет вверх протягивается вниз, подчиняется закону. И не наступает преображения мира. Объективированная культура со своими высокими ценностями так же равнодушна и жестока к человеческой личности, так же невнимательна к внутреннему существованию, как и история, как и весь объективированный мир. И потому для культуры наступит страшный суд, не внешний, а внутренний, совершаемый ее творцами. Идолопоклонство перед культурой так же недопустимо, как ее варварское отрицание. Необходимо принять и изжить Этот трагический конфликт, эту неразрешимую в нашем мире антиномию. Нужно принять историю, принять культуру, принять и этот ужасный, мучительный, падший мир. Но не объективации принадлежит последнее слово, последнее слово звучит из иного порядка бытия. И мир объектный угаснет, угаснете вечности, в вечности, обогащенной пережитой трагедией.
* * *
Основная идея моей жизни есть идея о человеке, о его образе, о его творческой свободе и творческом предназначении. Это есть и тема книги, которую я заканчиваю. Тема о человеке есть уже тем самым тема о Боге. Это основное для меня. Тема о центральности человека, о его творческой активности не была даже по-настоящему поставлена в патриотической и схоластической мысли. Она была поставлена в Ренессансе и гуманизме. Но пришло время иначе поставить и иначе разрешить тему о человеке, чем она ставилась и разрешалась в Ренессансе и гуманизме, которые оказались в плену мира объективированного. Ныне мысль наша делается более пессимистической, более пораженной злом и страданиями мира, но это пессимизм не пассивный, не отворачивающийся от муки мира, а принимающий ее, активный и творческий. Все мои книги посвящены одной этой теме. Сейчас я пытался ее обосновать и раскрыть в опыте экзистенциальной философии. Когда-то Фейербах, находившийся в середине пути, хотел перейти от идеи Бога к идее человека. Потом Ницше, который пошел дальше, хотел перейти от идеи человека к идее сверхчеловека. Человек не только был в пути, но он почувствовал себя лишь путем, переходом. Теперь по-новому нужно понять, что переход к человеку и есть переход к Богу. Это и есть основная тема христианства. И философия человеческого существования есть христианская, богочеловеческая философия. И для нее нет ничего выше Истины, но Истина не есть объективность. Истина не есть вхождение в нас объектов. Истина предполагает активность человеческого духа, познание Истины зависит от степени общности людей, от общения в Духе.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фейербах Л. Необходимость реформы философии (1842).
  • Гадамер Г. ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙ КАК ФИЛОСОФИЯ
  • Гуревич П.С. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Мигдал А.Б. Физика и философия.
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Рассел Б. Мое философское развитие. Аналитическая философия. Избранные тексты.
  • Бердяев Н. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. ОПЫТ ОПРАВДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Митчем. Две традиции в философии техники.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • СУТРЫ ФИЛОСОФИИ САНКХЬИ. Издание подготовил В.К. Шохин
  • Притча «Любовь и философия»
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Кант И. ПРОЛЕГОМЕНЫ
  • Ортега-и-Гассет Х. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Рамиль Гарифуллин. Психология и философия шизофрении
  • Борчиков Сергей. Мой Бог. Опыт трансимманентной философии (Петергоф - Озёрск, лето 1988 г.).
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • ПИФАГОРЕЙСКИЕ ЗОЛОТЫЕ СТИХИ С КОММЕНТАРИЕМ ФИЛОСОФА ГИЕРОКЛА
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Притча «Болезнь философии»
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Колташов В.Г. За тенью сознания.
  • Бердяев Н. СПАСЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Шопенгауэр А. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Хаксли О. ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • Сартр Ж.-П. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Лосский В. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
  • Георгий Почепцов. Слухи и анекдоты при переходе от книжного мира в мир интернета
  • Дюпрель К. ФИЛОСОФИЯ МИСТИКИ
  • Фромм Эрих - Иметь или быть
  • Притча «Хитрая философия»
  • Татьяна Уфимская. Моя педагогическая философия
  • Притча «Притча о том, как изменить мир»
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Суворова А. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Реале Джованни, Антисери Дарио - Западная философия от истоков до наших дней. Том 1-4
  • Притча «Маленькая Душа и Солнце»
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Прист С. Теории сознания.
  • Щербаченко Татьяна Евгеньевна. Эссе «Моя педагогическая философия»
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Дмитрий Лобачев. Анализ одной античной драмы. Эсхил, «Прометей Прикованный».
  • Вахромов Е.Е. Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь