Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 66628

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Итак, субъектность представляет собой постоянно разворачивающийся во времени двухфазный процесс, в котором фаза адаптации сменяется фазой развития человека по направлению от детерминации к свободе, от неосознанности к осознанности, от диффузности к целостности, от культуры к смыслу; затем снова человек возвращается к адаптации, но уже на качественно новом уровне. Первоначально психика является средством становления субъектного ядра психики, она предоставляет основания, базу для становления собственно человеческого в человеке [2] в виде генотипических характеристик, возрастных и индивидуальных способностей. Первый этап (уровень адаптации) иногда становится предельным этапом развития человека (например, дети, живущие в условиях социальной депривации и педагогической запущенности; люди с некоторыми психическими отклонениями, неврозами и др.). На этапе адаптации субъектное ядро направляет процесс саморегуляции организма на уровне интегративных личностных характеристик: темперамент, характер, индивидуальность. Другими словами, личность «вбирает» в себя генотипические, возрастные особенности индивида и позволяет ему адаптироваться к внешней среде в соответствии с внутренними целями и ценностями.
На втором этапе развития человек вбирает в себя личность, управляет своими личностными характеристиками и диспозициями. Целью становится преобразование собственной психики и окружающего мира в соответствии с внутренними целями, ценностями, убеждениями. Отправной точкой (средством) становятся уже не психические особенности человека, а ценностно-смысловые основания его личности. Существенной характеристикой второго уровня развития человека становится плоскость «Я - Ты»: психологически зрелая личность реализует те смыслы, которые рождаются в актах взаимодействия с другими людьми и формами культуры. При этом человек стремится от детерминации к свободе, от неосознанности к осознанности, от диффузности к целостности.
Субъектность развивается в течение всей жизни человека, и, соответственно, каждый возрастной этап имеет свои задачи в становлении субъектности, свою феноменологию и формы реализации. Становление субъекта пронизано тремя согласованными направлениями психического развития: общением, деятельностью и самосознанием. На каждом возрастном этапе одна из сфер становится ведущей, решая стоящие перед субъектом задачи развития и определяя его новообразования.

Таблица 1

Задачи становления субъектности на разных этапах онтогенеза

Возрастной этап Ведущая деятельность (по Эльконину) Общность Ведущая сфера, в рамках которой происходит развитие субъекта Опыт субъектности
0-1 год Непосредственно-эмоциональное общение Ребенок -взрослый Общение Субъект эмоционального контакта
1-3 года Предметно-орудийная деятельность Ребенок -действие -взрослый Деятельность Субъект предметного действия
3-7 лет Ролевая игра Ребенок - социальные нормы - сверстник Самосознание Субъект самосознания
7-13 лет Учебная деятельность Ребенок – реактивное обучение - социально значимый взрослый Деятельность + самосознание Субъект саморазвития
13-17 лет Общение Подросток -подросток Общение Субъект общения
17 лет и
старше Самоопределение и профессиональная деятельность Человек -общество Деятельность Субъект жизнедеятельности

Примерами реализации субъектного подхода в отечественном образовании являются школа культуротворчества [3],[7] и школа понимания [2]. Основу культуротпворческих концепций образования составляют событийные встречи ребенка с опытом культуры, рассматривающие развитие как введение ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы. Именно ребенок как субъект культуротворчества, полагают авторы, должен находиться в центре проектирования современных форм образования. Роль же педагога состоит в выстраивании таких отношений, чтобы взрослый оказался как бы между своей собственной культуросозидателъной работой и культуроосвоительной работой детей. Еще одно важное основание становления субъектности современного ребенка, т.е. самостоятельного и ответственного человека, обосновывает Б.Д. Эльконин путем координирования ценности взросления и ценности развития современных людей. Другими словами, акты развития, по Эльконину, должны совпадать с актами взросления (в настоящий момент взросление ассоциируется с независимым статусом, наличием денег, собственного имиджа и т.д., но не с актами собственного развития). Взрослый как посредник между культурой и ребенком наполняет смыслом встречи ребенка с культурным содержанием, придает этим встречам характер событийности, чуда.
Событийная общность людей рассматривается как основание выращивания субъектной позиции ребенка в концепции школы понимания [2]. Название указывает на изначальный антропологизм предлагаемой концепции. Отправной точкой нового образования является понимание и принятие экзистенциальной сущности ребенка. Школа понимания не является реализованной в настоящий момент образовательной моделью; она - скорее прообраз школы будущего. Главная ценность ее -способность открыть, сформировать, упрочить индивидуальные ценности образования у своих питомцев. Школа понимания вбирает в себя лучшие традиции реализации антропологического подхода в образовании:
1) школа понимания основана на живом знании, выводимом учителем вместе с учеником в экзистенциальном диалоге «Я и Ты». Это знание встраивается в систему личного опыта ребенка и становится реальным орудием его индивидуального опыта во взаимодействии с миром;
2) индивидуальный опыт, потребности и ценности ребенка являются отправной точкой в проектировании образования;
3) задача педагога и психолога в образовании - максимально выразительно оформить проблему как пространство возможных действий, т.е. выложить, выразить и представить ту практику, в которой она может стать предметом [15].
Подводя итоги рассмотрения субъектного подхода к развитию личности, отметим, что основным преимуществом данной модели является предоставление ребенку возможности осмысленно строить свое поведение на основе согласования индивидуальных ценностей и социальных требований. Таким образом, снимается опасность как чрезмерной индивидуализации ребенка (которая присуща системам свободного воспитания), так и безоговорочного, некритичного следования социальным нормам (недостаток традиционного обучения). Ребенок рассматривается как самостоятельный, уникальный человек, который строит собственную систему знании и ценностей на основе опыта событийных встреч с окружающими людьми и культурой. Критериями развития ребенка становятся акты его движения от детерминации к свободе, от неосознанности к осознанности, от диффузности к целостности, от значения к смыслу, а также построение поведения на основе согласования индивидуальных ценностей и социальных норм.
Основные идеи и достижения педагогической антропологии можно представить следующим образом [5].
1. Понимание образования как неотъемлемого признака человеческого бытия, как направленного процесса становления и самостановления человека. Образование в педагогической антропологии понимается не как функция общества, государства, а как атрибут человеческого бытия.
2. Выведение целей и средств образования из сущности человека как самосозидающего, трансендирующего, открытого, превосходящего само себя и мир.
3. Введение в обиход теории и практики воспитания таких категорий, как «свобода», «смысл», «подлинность», «совесть», «духовность», «достоинство», «творчество», «самостановление», «выбор».
4. Описание конкретных механизмов и условий образования с антропологических позиций, с позиций «детоцентризма».
5. Открытие диалогической природы воспитания.
6. Определение детства как самоценного периода человеческой жизни. Ребенок при таком понимании не один из этапов онтогенеза, но ключ в понимании сущности человека.

Вопросы

1. Какие требования предъявляет психоаналитический подход к личности педагога?
2. В чем заключается идея модификации поведения, предложенная бихевиористами?
3. Кто из отечественных психологов и педагогов разрабатывает идеи гуманистического подхода в образовании?

План семинара

«Философско-психологические представления о сущности человека и их значение для образования»

1. Психоаналитический подход к воспитанию.
2. Бихевиористская трактовка образования.
3. Экзистенциально-гуманистический подход к образованию.
4. Идеи педагогической антропологии в отечественной психологии.

Обязательная литература

1. Варначева Л.В. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1998.
2. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. №5.
3. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2 т. Дубна, 1997.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
6. Степанов С. Становление человека: источники, цели, средства // Школьный психолог. 2000. № 4.
7. Фрумин ИД., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития (« Школа взросления ») // Вопросы психологии. 1993. № 1.
8. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
9. Шварцман К. А. Философия и воспитание. М., 1989.

Дополнительная литература

10. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1986.
11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
12. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
13. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. М., 2000.
14. Шварцман К А. Философия и воспитание. М.,1989.
15. Элъконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
16. Bollnow O.F. Einfache Sittlichkeit. Gottingen, 1947.
17. Green M. (ed.) Exsistentional Encounter for Teacher. N.Y., 1967.

Концепции педагогического процесса и его психологические основания



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Белошистая А.В. Тренажёр по математике для 1 класса. Обучение решению задач
  • Ярослав Коптев. Решение задач на разностное сравнение
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 1 класс
  • Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 2 класс
  • Глазков Ю.А., Егупова М.В. Тренажёр по геометрии. 9 класс. К учебнику Л.С. Атанасяна "Геометрия. 7-9 классы"
  • Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе
  • Александрова О.М., Добротина И.Н. и др. Работа с текстом на уроке русского языка. 5-11 класс
  • Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике
  • Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике во 2 классе
  • Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 4 классе
  • Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1 классе
  • Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3 классе
  • Белошистая А.В., Козлова Е.Г. Тренажер по математике для 3 класса. Решение задач
  • Белошистая А.В., Козлова Е.Г. Тренажер по математике для 3 класса. Решение задач
  • Белошистая А.В., Козлова Е.Г. Тренажер по математике для 4 класса. Решение задач
  • Белошистая А.В., Козлова Е.Г. Тренажер по математике для 2 класса. Решение задач
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Деревягина Елена  Александровна. Семинар 'Обучение детей решению арифметических задач'
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь
  • Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь
  • Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 7 класс. Рабочая тетрадь - Атанасян Л.С. и др.
  • Под ред. Шестакова С.А. Решение всех экзаменационных задач по алгебре и началам анализа за 11 класс: Курсы "А", "В", "С", "Д" к "Сборнику задач по алгебре . Под ред. Шестакова С.А.
  • Богомолова О.Б. Логические задачи
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 6 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Шестакова И.В. Математика. 6 класс. Практикум. Готовимся к ГИА
  • Виноградова О.А., Вольфсон Г.И. Математика. 5 класс. 30 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра. 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика. 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика. 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Маркова Оксана Васильевна. Мастер — класс «Использование наглядного моделирования в обучении дошкольников 6-7 лет решению арифметических задач»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра. 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика. 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся 2 тетради
  • Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь
  • Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра. 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика. 6 класс. В 2 частях
  • Формирование отношения к здоровью как к ценности. Факторы, влияющие на здоровьесбережение на уроке
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций
  • Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование по уч. Чекина А.Л. 2 класс. 2 часть



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь